Дело № 2-1053/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 22 апреля 2019 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яковенко Т.И.
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Пономаревой А.А.,
при секретаре Шматкове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Подгайской Н.А., к Управлению социальной защиты населения администрации Енисейского района Красноярского края о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов незаконным, возложении обязанности по возобновлению предоставления мер социальной поддержки ввиде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Подгайской Н.А., обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Енисейского района Красноярского края (далее – УСЗН Енисейского района) о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду, незаконным.
Требования мотивированы тем, что Подгайская Н.А. является инвалидом 3 группы, зарегистрирована по месту жительства: <адрес>,
<адрес>. В соответствии со статьей 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Данными мерами социальной поддержки Подгайская Н.А. пользовалась до ДД.ММ.ГГГГ. В Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района (далее – УСЗН Енисейского района) поступила информация об имеющейся у Подгайской Н.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по указанному адресу, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла более двух месяцев. Ответчиком принято решение о приостановке мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки. В настоящее время Подгайская Н.А.находится в трудном материальном положении, не имеет достаточных средств на оплату в полном объеме жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем нуждается в предоставлении мер социальной поддержки. Кроме того, являясь инвалидом 3 группы, по состоянию здоровья Подгайская Н.А. самостоятельно за защитой своих интересов не может, в связи с чем прокуратурой в соответствии со ст. 45 ГПК РФ принято решение о защите ее прав и законных интересов в судебном порядке.По изложенным основаниям Енисейский межрайонный прокурор просит признать решение Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления меры социальной в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 процентов Подгайской Н.А. незаконным,обязать Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить с ДД.ММ.ГГГГ предоставление Подгайской Н.А. мер социальной поддержкив виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора
Пономарева А.А. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям, при этом уточнила дату, с которой ответчиком прекращено предоставление Подгайской Н.А. мер социальной поддержки – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просила признать решение Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления меры социальной в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 процентов Подгайской Н.А. незаконным,обязать Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить с ДД.ММ.ГГГГ предоставление Подгайской Н.А. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборовучета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Истец Подгайская Н.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась.
Ответчик УСЗН Енисейского района, надлежащим образом извещенный о разбирательстве дела, представителя в суд не направил. Руководитель Управления Никитина С.С. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, при этом представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Подгайской Н.А. прекращена выплата мер социальной поддержки на оплату жилья коммунальных услуг в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, при этом документов, подтверждающих погашение задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключение и (или) выполнение соглашений по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг Подгайской Н.А. не представлено. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 20.1, 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо Министерство социальной политики Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержаниеи текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (приотсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил; в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Как установлено в судебном заседании, Подгайская Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом 3 группы бессрочно, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
На основании заявления истца Подгайской Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН Енисейского района с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно назначило последней как инвалиду предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, что не спаривалось ответчиком.
Согласно протоколу приостановки выплаты от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением в УСЗН Енисейского района информации об имеющейся у Подгайской Н.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца УСЗН Енисейского района было принято решение о приостановлении мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, решение о приостановлении мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг в отношении Подгайской Н.А. принято обоснованно, прокурором не обжалуется.
Согласно протоколу закрытия от ДД.ММ.ГГГГ по причине непогашения истцом Подгайской Н.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг ответчик принял решение о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления истцу указанной меры социальной поддержки, о чем уведомил последнюю ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требование прокурора о признании решения УСЗН Енисейского района о прекращении предоставления мер социальной поддержки незаконным, суд приходит к выводу об их обоснованности, Наличие у Подгайской Н.А. задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения в предоставлении ей как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, поскольку законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, учитывая, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит сДД.ММ.ГГГГ.
Доводы стороны ответчика об обоснованности прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст. 20.1, п. п. "в" п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими, суд во внимание не принимает.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов "документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилогопомещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)" и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п. п. "в" п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Подгайской Н.А., удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду Подгайской Н.А. незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить предоставление инвалиду Подгайской Н.А. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение составлено 06 мая 2019 года