ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре: Поповой Е.И.,
с участием
истца Щукина В.Ф.,
представителя истца по доверенности Дука Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щукина Владимира Федоровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в страховой стаж период воинской службы, обязании произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом изменений в страховом стаже с выплатой недополученной пенсии с 11.11.2016 по день вынесения решения; включить периоды работы в районах Крайнего Севера, включить в специальный стаж периоды работы во вредных условиях,
установил:
Щукин В.Ф. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже с требованиями о возложении обязанности включить в страховой стаж период воинской службы, обязать произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом изменений в страховом стаже с выплатой недополученной пенсии с 11.11.2016 по день вынесения решения; включить периоды работы в районах Крайнего севера, включить в специальный стаж периоды работы во вредных условиях.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что он являлся гражданином Украины, проживает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, полученного в 2016 году.
С 13.12.2016 истцу была установлена страховая пенсия по старости на общих основаниях согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При назначении пенсии в Российской Федерации в страховой стаж не были включены периоды: с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы; с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС; с 01.06.2002 по 30.06.2002 – работы директором АЗС; с 01.08.2002 по 31.12.2003 – директора АЗС.
Кроме того, не включены в специальный стаж периоды работы истца в районах Крайнего Севера: с 29.05.1991 по 28.06.1991; с 27.01.1992 по 26.02.1992, с 29.05.1992 по 28.06.1992; с 13.04.1993 по 24.04.1993; с 01.12.1994 по 19.02.1997.
В специальный стаж также не включены периоды работы истца во вредных условиях с 29.12.1996 по 18.06.1997, с 01.12.2007 по 04.06.2008 в качестве оператора на заливе-розливе нефтепродуктов в АЗОТ «УкрСибнефтегазхолдинг».
С учетом уточнений, истец просит о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды: с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы; с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС; с 01.06.2002 по 30.06.2002 – работы директором АЗС; с 01.08.2002 по 31.12.2003 – директора АЗС; обязании произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом изменений в страховом стаже с выплатой недополученной пенсии с 11.11.2016 по день вынесения решения; обязать включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы: с 29.05.1991 по 28.06.1991; с 27.01.1992 по 26.02.1992, с 29.05.1992 по 28.06.1992; с 13.04.1993 по 24.04.1993; с 01.12.1994 по 19.02.1997; обязать включить в специальный стаж работы в соответствии с кодом 232000-18598 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 периоды работы с 29.12.1996 по 18.06.1997; с 01.12.2007 по 04.06.2008.
В судебном заседании истец Щукин В.Ф., представитель по доверенности Дука Е. заявленные требования, с учетом уточнений, поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (гу) в г. Воронеже в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом отклонено ходатайство об отложении судебного заседания. В материалы дела представлены письменные мотивированные возражения (л.д.68-72; 99-101).
Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащм образом, причина неявки суду не известна. В материалы дела представлены письменные мотивированные возражения (л.д.104-108).
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Реализация права на пенсионное обеспечение гражданами, переселившимися на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик СССР, осуществляется по законодательству Российской Федерации с учетом Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (п. 5 распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР”).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 до 1 января 2002 года (п. 9 распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р).
Таким образом, периоды работы после 01.01.2002 на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 учитываются для установления права на пенсию при условии предоставления справки компетентных органов указанных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, но не для определения размера пенсии.
Статьей 7 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Закона).
Страховая пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения страховой пенсии по старости (ч. 10 ст. 22 Закона).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства.
Поскольку Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании правил признания граждан инвалидами, граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранных государств, будут иметь право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ, при условии признания их инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, прибывшим гражданам, переселившимся на место жительство в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, получавшим по прежнему месту жительства пенсию по инвалидности, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и отвечающим другим условиям, дающим право на назначение страховой пенсии по старости, может быть назначена страховая пенсия по старости со срока, установленного частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня обращения за ней.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 3 ст. 6, ст. 7 Соглашения).
С 01.01.2015 назначение страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты осуществляется по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии с указанным Законом страховая пенсия по старости определяется как произведение суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов и стоимости одного пенсионного коэффициента.
Лицам, достигшим общеустановленного возраста в 2015 году, для назначения страховой пенсии по старости требуется не менее 6 лет страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента в размере - 6.6.
Размер пенсии каждому застрахованному лицу в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации определяется в индивидуальном порядке в зависимости от продолжительности общего трудового стажа (до 01.01.2002 года), размера среднемесячного заработка (до 01.01.2002 года), а также суммы страховых взносов, начисленных работодателем на заработную плату застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации (за работу после 01.01.2002 года). Страховые взносы, уплаченные после 01.01.2002 в иностранном государстве, при расчете размера страховой пенсии по старости на территории РФ учету не подлежат.
Начиная с 2015 года, также за каждый год работы, учитывается сумма страховых взносов для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Кроме того, ежегодно с 1 августа осуществляется беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии с учетом сумм страховых взносов, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при их назначении, предыдущем перерасчете (пункт 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ). Величина индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете ограничивается максимальным значением - 3,0 (часть 4 статьи 18).
Как установлено судом на основании материалов дела, 13.12.2016 Щукин В.Ф. обратился в клиентскую службу по Коминтерновскому районе УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 73-75).
В качестве документа, удостоверяющего личность, был представлен вид на жительство иностранного гражданина, выданный 11.11.2016 года, с отметкой о регистрации по месту жительства в г. Воронеже с 17.11.2016 (л.д. 10).
Согласно пенсионному делу по прежнему месту жительства, приложенному к пенсионному делу, имеющемуся в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже и представленному суду для обозрения, пенсия по инвалидности на Украине Щукину В.Ф. выплачена по 31.07.2015.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 30.12.2016 №818143 (л.д. 79) Щукину В.Ф. была назначена страховая пенсия по старости с 13.12.2016 (т.е. со дня обращения), в размере 9107,67 руб. (л.д.79).
Согласно материалам пенсионного дела, первоначально периоды с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы; с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС; с 01.06.2002 по 30.06.2002 – работы директором АЗС; с 01.08.2002 по 31.12.2003 – директора АЗС не были включены в страховой стаж работы истца.
С учетом решения УПФ об обнаружении ошибки от 25.05.2020 (л.д. 138), решение о назначении пенсии от 30.12.2016 в размере 9 119,11 руб. отменено и внесено новое решение о назначении пенсии с 13.12.2016 с учетом включения в страховой стаж вышеуказанных периодов в размере 10461,46 руб.(л.д.102).
Щукину В.Ф ответчиком в добровольном порядке засчитаны в страховой стаж следующие периоды работы (службы), протекавшие на территории Украины:
- с 19.05.1973 по 21.05.1975 - период военной службы в армии по призыву (2 года 3 дня):
- с 14.07.1975 по 14.01.1982 - (6 лет 06 мес. 01 день);
- с 21.03.1982 по 19.02.1997 - (14 лет 11 мес.);
- с 20.02.1997 по 31.05.2002 - (5 лет 03 мес. 12 дней);
- с 01.07.2002 по 31.07.2002 - (1 мес. 01 день);
- с 01.01.2005 по 30.10.2005 - (10 мес.);
- с 01.02.2006 по 30.11.2010 - (4 года 10 мес.);
- с 01.01.2011 по 30.04.2011 - (4 мес.);
а также период работы на территории РФ - с 03.08.2016 по 30.09.2016 - (1 мес. 28 дней), что подтверждено данными о стаже от 25.05.2020 и не отрицалось истцом в судебном заседании (л.д.103).
Достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих то, что начало периода военной службы истца в армии по призыву не с 19.05.1973, а с 18.05.1973 истцом суду не представлено.
Таким образом, у суда не имеется оснований для возложения обязанности на ответчика включить в страховой стаж периоды: с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы, с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС, поскольку указанные периоды в настоящее время включены ответчиком в страховой стаж работы истца.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств участников Соглашения от 13.03.1992, осуществляется в соответствии с нормами Федеральных законов Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая деятельность; архивные справки, выданные соответствующими архивными органами при их надлежащем оформлении.
Согласно пункту 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Периоды работы на территории Украины подлежат зачету в страховой (трудовой) стаж при условии его подтверждения соответствующим органом, в том числе, при подтверждении факта уплаты взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование с 01.01.2002 в компетентный орган Украины.
Согласно сведениям, имеющимся в пенсионном деле истца и материалам дела, в страховой стаж не засчитаны периоды работы, имевшие место на Украине после 01.01.2002 (с 01.06.2002 по 30.06.2002 и с 01.08.2002 по 31.12.2003), поскольку документально не подтверждена уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в Украине.
В выписках из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионный фонд Украины, находящихся в архивном пенсионном деле, отсутствует уплата взносов за вышеуказанные периоды.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что истцом суду не представлено достоверных и достаточных доказательств, документально подтверждающих уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в компетентный орган Республики Украина, у суда отсутствуют основания для включения в страховой стаж периодов работы директором АЗС с 01.06.2002 по 30.06.2002, с 01.08.2002 по 31.12.2003.
Разрешая заявленные требования о включении в стаж периодов работы в районах Крайнего Севера: с 29.05.1991 по 28.06.1991, с 27.01.1992 по 26.02.1992, с 29.05.1992 по 28.06.1992, с 13.04.1993 по 24.04.1993, с 01.12.1994 по 19.02.1997, суд считает их также, не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено досрочное назначение страховой пенсии по старости гражданам, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. То есть законодателем Российской Федерации предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии за работу в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно сведениям, представленным ответчиком, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 (с последующими изменениями по состоянию на 31.12.2001 г.), в стаж работы Щукина В.Ф. в РКС засчитаны периоды с 02.09.1985 по 28.05.1991, с 29.06.1991 по 26.01.1992, с 27.02.1992 по 28.05.1992, с 29.06.1992 по 12.04.1993 и с 25.04.1993. по 10.12.1994 общей продолжительностью 8 лет 11 месяцев 19 дней, а также период с 21.03.1982 по 01.09.1985 - в стаж работы в местностях, приравненных к РКС на основании уточняющей справки № 10-1087 от 29.04.2016г. подтверждающей работу Щукина В.Ф. в Ханты- Мансийском автономном округе (МКС) и Ямало-Ненецком автономном округе (РКС) Тюменской области (л.д.117-118).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями, однако характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Отсутствие прямого указания на невключение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, не свидетельствует о том, что данные периоды подлежат включению, поскольку в течение предоставленного отпуска без сохранения заработной платы работник по своей инициативе, получив согласие работодателя, не выполняет трудовые функции, именно в связи с характером которых, установлено специальное льготное пенсионное обеспечение.
Периоды с 29.05.1991 г. по 28.06.1991 г., с 27.01.1992 г. по 26.02.1992 г., с 29.05.1992 г. по 28.06.1992 г. и с 13.04.1993 г. по 24.04.1993 г. не могут быть засчитаны в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку вышеназванной уточняющей справкой от 29.04.2016 №10-1087, выданной ПАО «Укрнафта» Прикарпатское управление буровых работ, подтверждено, что в указанные периоды Щукин В.Ф. находился в отпусках без сохранения заработной платы.
Доказательств иного истцом суду не представлено.
Спорный период работы Щукина В.Ф. с 01.12.1994 г. по 19.02.1997 г. в Ивано-Франковском УБР-филиале АОЗТ «Укрсибнефтегазхолдинг» не может быть засчитан в стаж работы в РКС, так как Щукиным В.Ф. не представлена уточняющая справка о работе, что предусмотрено п. 12 Перечня, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
При этом, судом учитывается то, что согласно данным, имеющимся в пенсионном деле истца, данный период не учитывался в стаж работы в РКС и при назначении пенсии в Украине.
Кроме того, истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периоды работы с 29.12.1996 по 18.06.1997 и с 01.12.2007г. по 04.06.2008 в соответствии с кодом позиции 2320000-18598 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Согласно записям в трудовой книжке истец 29.12.1996 принят на работу оператором АЗС в Фирму «Инкорд ЛТД», с 19.06.1996 - назначен директором АЗС в ДП «Вик Оил-Киев»; 02.02.2007 – принят на работу на должность начальника склада нефтебазы; 01.12.2007 – переведен на должность оператора товарного; 04.06.2008 – уволен (л.д.11-15).
В соответствии с позицией 23200000-18598 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют сливщики-разливщики, занятые на сливе и разливе вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В пункте 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходим к выводу о том, что указанные спорные периоды не могут быть включены истцу в специальный стаж, так как документально не подтверждена постоянная занятость в особых условиях труда на сливе и разливе вредных веществ не ниже III класса опасности по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел XXXIII "Общие профессии", код позиции 23200000-18598.
При этом, судом учитывается и то, что профессии «оператор заправочных станций», «оператор товарный н сливщик-разливщик» - это самостоятельные профессии с различными тарифно-квалификационными характеристиками, истцом не представлено справки, уточняющей особый характер работы, выданной работодателем. Из записей в трудовой книжке не усматривается, что в данные периоды Щукин В.Ф. был постоянно занят на сливе и разливе вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. (п. 1 ч. 2 ст. 18).
Статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 2 ст. 2).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 884н от 17 ноября 2014 г. утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (п. 63).
Учитывая то, что требования истца о включении вышеназванных спорных периодов работы в страховой и специальный страх оставлены судом без удовлетворения, заявленные Щукиным В.Ф. требования о возложении обязанности произвести перерасчет размера назначенной пенсии, с учетом изменений в страховой стаже, с выплатой недополученной пенсии за период с 11 ноября 2016 г. до даты принятия решения, также подлежат оставлению без удовлетворения, так как изменений страхового стажа не наступило.
Одновременно, судом учитывается то, что расчет пенсии при ее назначении впервые был произведен ответчиком на основании представленных истцом документов; перерасчет размера назначенной пенсии был произведен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства.
Также судом учитывается отсутствие обращений истца с соответствующим заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с одновременным представлением им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 2 статьи 23 указанного Федерального закона).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Щукина Владимира Федоровича к Управлению Пенсионного фонда Российской (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды:
с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы;
с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС;
с 01.06.2002 по 30.06.2002 – работы директором АЗС;
с 01.08.2002 по 31.12.2003 – директора АЗС;
возложении обязанности произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом изменений в страховом стаже с выплатой недополученной пенсии с 11.11.2016 по день вынесения решения;
возложении обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы: с 29.05.1991 по 28.06.1991; с 27.01.1992 по 26.02.1992, с 29.05.1992 по 28.06.1992; с 13.04.1993 по 24.04.1993; с 01.12.1994 по 19.02.1997;
возложении обязанности включить в специальный стаж работы в соответствии с кодом 232000-18598 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 периоды работы с 29.12.1996 по 18.06.1997; с 01.12.2007 по 04.06.2008 – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья В.И. Буслаева
Решение в окончательной форме составлено 03 июля 2020 года
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Буслаевой В.И.,
при секретаре: Поповой Е.И.,
с участием
истца Щукина В.Ф.,
представителя истца по доверенности Дука Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щукина Владимира Федоровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в страховой стаж период воинской службы, обязании произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом изменений в страховом стаже с выплатой недополученной пенсии с 11.11.2016 по день вынесения решения; включить периоды работы в районах Крайнего Севера, включить в специальный стаж периоды работы во вредных условиях,
установил:
Щукин В.Ф. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже с требованиями о возложении обязанности включить в страховой стаж период воинской службы, обязать произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом изменений в страховом стаже с выплатой недополученной пенсии с 11.11.2016 по день вынесения решения; включить периоды работы в районах Крайнего севера, включить в специальный стаж периоды работы во вредных условиях.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что он являлся гражданином Украины, проживает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, полученного в 2016 году.
С 13.12.2016 истцу была установлена страховая пенсия по старости на общих основаниях согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При назначении пенсии в Российской Федерации в страховой стаж не были включены периоды: с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы; с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС; с 01.06.2002 по 30.06.2002 – работы директором АЗС; с 01.08.2002 по 31.12.2003 – директора АЗС.
Кроме того, не включены в специальный стаж периоды работы истца в районах Крайнего Севера: с 29.05.1991 по 28.06.1991; с 27.01.1992 по 26.02.1992, с 29.05.1992 по 28.06.1992; с 13.04.1993 по 24.04.1993; с 01.12.1994 по 19.02.1997.
В специальный стаж также не включены периоды работы истца во вредных условиях с 29.12.1996 по 18.06.1997, с 01.12.2007 по 04.06.2008 в качестве оператора на заливе-розливе нефтепродуктов в АЗОТ «УкрСибнефтегазхолдинг».
С учетом уточнений, истец просит о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды: с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы; с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС; с 01.06.2002 по 30.06.2002 – работы директором АЗС; с 01.08.2002 по 31.12.2003 – директора АЗС; обязании произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом изменений в страховом стаже с выплатой недополученной пенсии с 11.11.2016 по день вынесения решения; обязать включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы: с 29.05.1991 по 28.06.1991; с 27.01.1992 по 26.02.1992, с 29.05.1992 по 28.06.1992; с 13.04.1993 по 24.04.1993; с 01.12.1994 по 19.02.1997; обязать включить в специальный стаж работы в соответствии с кодом 232000-18598 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 периоды работы с 29.12.1996 по 18.06.1997; с 01.12.2007 по 04.06.2008.
В судебном заседании истец Щукин В.Ф., представитель по доверенности Дука Е. заявленные требования, с учетом уточнений, поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (гу) в г. Воронеже в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судом отклонено ходатайство об отложении судебного заседания. В материалы дела представлены письменные мотивированные возражения (л.д.68-72; 99-101).
Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащм образом, причина неявки суду не известна. В материалы дела представлены письменные мотивированные возражения (л.д.104-108).
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Реализация права на пенсионное обеспечение гражданами, переселившимися на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик СССР, осуществляется по законодательству Российской Федерации с учетом Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (п. 5 распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР”).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 до 1 января 2002 года (п. 9 распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р).
Таким образом, периоды работы после 01.01.2002 на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 учитываются для установления права на пенсию при условии предоставления справки компетентных органов указанных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, но не для определения размера пенсии.
Статьей 7 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Закона).
Страховая пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения страховой пенсии по старости (ч. 10 ст. 22 Закона).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства.
Поскольку Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании правил признания граждан инвалидами, граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранных государств, будут иметь право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ, при условии признания их инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, прибывшим гражданам, переселившимся на место жительство в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, получавшим по прежнему месту жительства пенсию по инвалидности, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и отвечающим другим условиям, дающим право на назначение страховой пенсии по старости, может быть назначена страховая пенсия по старости со срока, установленного частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня обращения за ней.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 3 ст. 6, ст. 7 Соглашения).
С 01.01.2015 назначение страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты осуществляется по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии с указанным Законом страховая пенсия по старости определяется как произведение суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов и стоимости одного пенсионного коэффициента.
Лицам, достигшим общеустановленного возраста в 2015 году, для назначения страховой пенсии по старости требуется не менее 6 лет страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента в размере - 6.6.
Размер пенсии каждому застрахованному лицу в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации определяется в индивидуальном порядке в зависимости от продолжительности общего трудового стажа (до 01.01.2002 года), размера среднемесячного заработка (до 01.01.2002 года), а также суммы страховых взносов, начисленных работодателем на заработную плату застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации (за работу после 01.01.2002 года). Страховые взносы, уплаченные после 01.01.2002 в иностранном государстве, при расчете размера страховой пенсии по старости на территории РФ учету не подлежат.
Начиная с 2015 года, также за каждый год работы, учитывается сумма страховых взносов для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Кроме того, ежегодно с 1 августа осуществляется беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии с учетом сумм страховых взносов, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при их назначении, предыдущем перерасчете (пункт 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ). Величина индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете ограничивается максимальным значением - 3,0 (часть 4 статьи 18).
Как установлено судом на основании материалов дела, 13.12.2016 Щукин В.Ф. обратился в клиентскую службу по Коминтерновскому районе УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 73-75).
В качестве документа, удостоверяющего личность, был представлен вид на жительство иностранного гражданина, выданный 11.11.2016 года, с отметкой о регистрации по месту жительства в г. Воронеже с 17.11.2016 (л.д. 10).
Согласно пенсионному делу по прежнему месту жительства, приложенному к пенсионному делу, имеющемуся в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже и представленному суду для обозрения, пенсия по инвалидности на Украине Щукину В.Ф. выплачена по 31.07.2015.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 30.12.2016 №818143 (л.д. 79) Щукину В.Ф. была назначена страховая пенсия по старости с 13.12.2016 (т.е. со дня обращения), в размере 9107,67 руб. (л.д.79).
Согласно материалам пенсионного дела, первоначально периоды с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы; с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС; с 01.06.2002 по 30.06.2002 – работы директором АЗС; с 01.08.2002 по 31.12.2003 – директора АЗС не были включены в страховой стаж работы истца.
С учетом решения УПФ об обнаружении ошибки от 25.05.2020 (л.д. 138), решение о назначении пенсии от 30.12.2016 в размере 9 119,11 руб. отменено и внесено новое решение о назначении пенсии с 13.12.2016 с учетом включения в страховой стаж вышеуказанных периодов в размере 10461,46 руб.(л.д.102).
Щукину В.Ф ответчиком в добровольном порядке засчитаны в страховой стаж следующие периоды работы (службы), протекавшие на территории Украины:
- с 19.05.1973 по 21.05.1975 - период военной службы в армии по призыву (2 года 3 дня):
- с 14.07.1975 по 14.01.1982 - (6 лет 06 мес. 01 день);
- с 21.03.1982 по 19.02.1997 - (14 лет 11 мес.);
- с 20.02.1997 по 31.05.2002 - (5 лет 03 мес. 12 дней);
- с 01.07.2002 по 31.07.2002 - (1 мес. 01 день);
- с 01.01.2005 по 30.10.2005 - (10 мес.);
- с 01.02.2006 по 30.11.2010 - (4 года 10 мес.);
- с 01.01.2011 по 30.04.2011 - (4 мес.);
а также период работы на территории РФ - с 03.08.2016 по 30.09.2016 - (1 мес. 28 дней), что подтверждено данными о стаже от 25.05.2020 и не отрицалось истцом в судебном заседании (л.д.103).
Достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих то, что начало периода военной службы истца в армии по призыву не с 19.05.1973, а с 18.05.1973 истцом суду не представлено.
Таким образом, у суда не имеется оснований для возложения обязанности на ответчика включить в страховой стаж периоды: с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы, с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС, поскольку указанные периоды в настоящее время включены ответчиком в страховой стаж работы истца.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств участников Соглашения от 13.03.1992, осуществляется в соответствии с нормами Федеральных законов Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая деятельность; архивные справки, выданные соответствующими архивными органами при их надлежащем оформлении.
Согласно пункту 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Периоды работы на территории Украины подлежат зачету в страховой (трудовой) стаж при условии его подтверждения соответствующим органом, в том числе, при подтверждении факта уплаты взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование с 01.01.2002 в компетентный орган Украины.
Согласно сведениям, имеющимся в пенсионном деле истца и материалам дела, в страховой стаж не засчитаны периоды работы, имевшие место на Украине после 01.01.2002 (с 01.06.2002 по 30.06.2002 и с 01.08.2002 по 31.12.2003), поскольку документально не подтверждена уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в Украине.
В выписках из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионный фонд Украины, находящихся в архивном пенсионном деле, отсутствует уплата взносов за вышеуказанные периоды.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что истцом суду не представлено достоверных и достаточных доказательств, документально подтверждающих уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в компетентный орган Республики Украина, у суда отсутствуют основания для включения в страховой стаж периодов работы директором АЗС с 01.06.2002 по 30.06.2002, с 01.08.2002 по 31.12.2003.
Разрешая заявленные требования о включении в стаж периодов работы в районах Крайнего Севера: с 29.05.1991 по 28.06.1991, с 27.01.1992 по 26.02.1992, с 29.05.1992 по 28.06.1992, с 13.04.1993 по 24.04.1993, с 01.12.1994 по 19.02.1997, суд считает их также, не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено досрочное назначение страховой пенсии по старости гражданам, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. То есть законодателем Российской Федерации предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии за работу в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно сведениям, представленным ответчиком, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 (с последующими изменениями по состоянию на 31.12.2001 г.), в стаж работы Щукина В.Ф. в РКС засчитаны периоды с 02.09.1985 по 28.05.1991, с 29.06.1991 по 26.01.1992, с 27.02.1992 по 28.05.1992, с 29.06.1992 по 12.04.1993 и с 25.04.1993. по 10.12.1994 общей продолжительностью 8 лет 11 месяцев 19 дней, а также период с 21.03.1982 по 01.09.1985 - в стаж работы в местностях, приравненных к РКС на основании уточняющей справки № 10-1087 от 29.04.2016г. подтверждающей работу Щукина В.Ф. в Ханты- Мансийском автономном округе (МКС) и Ямало-Ненецком автономном округе (РКС) Тюменской области (л.д.117-118).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями, однако характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Отсутствие прямого указания на невключение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, не свидетельствует о том, что данные периоды подлежат включению, поскольку в течение предоставленного отпуска без сохранения заработной платы работник по своей инициативе, получив согласие работодателя, не выполняет трудовые функции, именно в связи с характером которых, установлено специальное льготное пенсионное обеспечение.
Периоды с 29.05.1991 г. по 28.06.1991 г., с 27.01.1992 г. по 26.02.1992 г., с 29.05.1992 г. по 28.06.1992 г. и с 13.04.1993 г. по 24.04.1993 г. не могут быть засчитаны в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку вышеназванной уточняющей справкой от 29.04.2016 №10-1087, выданной ПАО «Укрнафта» Прикарпатское управление буровых работ, подтверждено, что в указанные периоды Щукин В.Ф. находился в отпусках без сохранения заработной платы.
Доказательств иного истцом суду не представлено.
Спорный период работы Щукина В.Ф. с 01.12.1994 г. по 19.02.1997 г. в Ивано-Франковском УБР-филиале АОЗТ «Укрсибнефтегазхолдинг» не может быть засчитан в стаж работы в РКС, так как Щукиным В.Ф. не представлена уточняющая справка о работе, что предусмотрено п. 12 Перечня, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
При этом, судом учитывается то, что согласно данным, имеющимся в пенсионном деле истца, данный период не учитывался в стаж работы в РКС и при назначении пенсии в Украине.
Кроме того, истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периоды работы с 29.12.1996 по 18.06.1997 и с 01.12.2007г. по 04.06.2008 в соответствии с кодом позиции 2320000-18598 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Согласно записям в трудовой книжке истец 29.12.1996 принят на работу оператором АЗС в Фирму «Инкорд ЛТД», с 19.06.1996 - назначен директором АЗС в ДП «Вик Оил-Киев»; 02.02.2007 – принят на работу на должность начальника склада нефтебазы; 01.12.2007 – переведен на должность оператора товарного; 04.06.2008 – уволен (л.д.11-15).
В соответствии с позицией 23200000-18598 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют сливщики-разливщики, занятые на сливе и разливе вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В пункте 5 Разъяснения от 22 мая 1996 г. "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходим к выводу о том, что указанные спорные периоды не могут быть включены истцу в специальный стаж, так как документально не подтверждена постоянная занятость в особых условиях труда на сливе и разливе вредных веществ не ниже III класса опасности по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел XXXIII "Общие профессии", код позиции 23200000-18598.
При этом, судом учитывается и то, что профессии «оператор заправочных станций», «оператор товарный н сливщик-разливщик» - это самостоятельные профессии с различными тарифно-квалификационными характеристиками, истцом не представлено справки, уточняющей особый характер работы, выданной работодателем. Из записей в трудовой книжке не усматривается, что в данные периоды Щукин В.Ф. был постоянно занят на сливе и разливе вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. (п. 1 ч. 2 ст. 18).
Статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 2 ст. 2).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 884н от 17 ноября 2014 г. утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (п. 63).
Учитывая то, что требования истца о включении вышеназванных спорных периодов работы в страховой и специальный страх оставлены судом без удовлетворения, заявленные Щукиным В.Ф. требования о возложении обязанности произвести перерасчет размера назначенной пенсии, с учетом изменений в страховой стаже, с выплатой недополученной пенсии за период с 11 ноября 2016 г. до даты принятия решения, также подлежат оставлению без удовлетворения, так как изменений страхового стажа не наступило.
Одновременно, судом учитывается то, что расчет пенсии при ее назначении впервые был произведен ответчиком на основании представленных истцом документов; перерасчет размера назначенной пенсии был произведен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства.
Также судом учитывается отсутствие обращений истца с соответствующим заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с одновременным представлением им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 2 статьи 23 указанного Федерального закона).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Щукина Владимира Федоровича к Управлению Пенсионного фонда Российской (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды:
с 18.05.1973 по 21.05.1975 - воинской службы;
с 20.02.1997 по 31.12.2001 – работы в качестве оператора АЗС, директора АЗС;
с 01.06.2002 по 30.06.2002 – работы директором АЗС;
с 01.08.2002 по 31.12.2003 – директора АЗС;
возложении обязанности произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом изменений в страховом стаже с выплатой недополученной пенсии с 11.11.2016 по день вынесения решения;
возложении обязанности включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы: с 29.05.1991 по 28.06.1991; с 27.01.1992 по 26.02.1992, с 29.05.1992 по 28.06.1992; с 13.04.1993 по 24.04.1993; с 01.12.1994 по 19.02.1997;
возложении обязанности включить в специальный стаж работы в соответствии с кодом 232000-18598 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 периоды работы с 29.12.1996 по 18.06.1997; с 01.12.2007 по 04.06.2008 – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья В.И. Буслаева
Решение в окончательной форме составлено 03 июля 2020 года