Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера
Дело № 2-322-2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Касторенский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.А.,
с участием прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к главе КФХ ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к главе КФХ ФИО1 (далее главе КФХ ФИО1) о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, указывая в обоснование заявленных исковых требований следующее.
<адрес> была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, по результатам которой были установлены грубые нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды главой КФХ ФИО1
Так, в ходе проверки установлено, что в процессе производственной деятельности главы КФХ ФИО1при эксплуатации техники образуются отходы 3 класса опасности (масла моторные отработанные), вместе с тем, в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" паспорт на указанные опасные отходы ИП главой КФХ ФИО1не разработан и с Управлением Росприроднадзора по <адрес> не согласован.
Таким образом, вышеуказанные нарушения природоохранного законодательства оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, что, в свою очередь, отражается на здоровье граждан и условиях их проживания. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Просит обязать главу КФХ ФИО1 устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно составить паспорт на опасный отход «масла моторные отработанные» и согласовать его с Управлением Росприроднадзора по <адрес>.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО2 заявленные исковые требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просил обязать главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно составить паспорт на опасный отход «масла моторные отработанные» и согласовать его с Управлением Росприроднадзора по <адрес>.
Представитель ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее КФХ) ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела своевременно извещен надлежащим образом. Согласно представленному заявлению глава КФХ ФИО1 просит рассмотреть данное дело без его участия, так как явиться в судебное заседание не может в связи с занятостью на работе, исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела своевременно извещен надлежащим образом. Согласно представленному заявлению просит провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления, исковые требования прокурора поддерживает и просит их удовлетворить.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора <адрес> ФИО2, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
На основании требований ч. 2 ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Части 3, 4 данной статьи вышеуказанного закона предусматривают, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
В силу ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 статьи 39 указанного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с инструкцией по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №785, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I-IV класса опасности для окружающей природной среды. Форма паспорта опасного отхода заполняется отдельно на каждый вид отходов. Код и наименование отхода указываются по федеральному классификационному каталогу отходов.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №786, масла моторные отработанные относятся к категории отходов третьего класса опасности.
Исходя из положений п. 5.5.11. Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования относится ведение государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV класса опасности.
Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ № содержит сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.
Как следует из свидетельства 46 №001157105, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является ФИО1, с присвоением ему основного государственного регистрационного номера 308460802500035.
Из акта проверки соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с опасными отходами, проведенной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что в процессе производственной деятельности глава КФХ ФИО1 использует сельскохозяйственную технику: комбайн зерноуборочный «Вектор-410», комбайн зерноуборочный «Дон-1500», 3 трактора колесных «Т-150К», трактор колесный «К-701-01-ЗСТ», комбайн зерноуборочный «Дон-1500 А», трактор колесный «ЮМЗ-6», трактор гусеничный «ДТ-75 ДС4», 2 трактора колесных «Беларус-82». В процессе производственной деятельности при эксплуатации вышеуказанной техники образуются отходы 3 класса опасности (масла моторные отработанные). Проверкой установлено, что паспорт указанного опасного отхода главой КФХ ФИО1 не разработан и с Управлением Росприроднадзора по <адрес> не согласован. Данное обстоятельство не оспаривалось и главой КФХ ФИО1, о чем свидетельствуют его объяснение, имеющееся в материалах дела, и заявление о признании исковых требований прокурора.
Таким образом, главой КФХ ФИО1 не принято действенных мер по составлению паспорта опасного отхода, что является нарушением требований действующего природоохранного законодательства.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на безопасность граждан, охрану их жизни и здоровья, не выходит за рамки предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить для исполнения решения суда трехмесячный срок со дня вступления его в законную силу, и считает указанный срок разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 устранить в течение трехмесячного срока со дня вступления решения в законную силу нарушения природоохранного законодательства, а именно составить паспорт на опасный отход «масла моторные отработанные» и согласовать его с Управлением Росприроднадзора по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Касторенский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Л.А. Прохорова