Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2286/2020 ~ М-1198/2020 от 20.05.2020

№ 2-2286/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» июля 2020 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,

при секретаре Шутовой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копысовой Л.В. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Отделу социальной защиты населения в Селтинском районе о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о восстановлении права на меры социальной поддержки, которым просила суд восстановить принадлежащее ей и нарушенное ответчиками право на меры социальной поддержки согласно ч.2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05. 1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», просила обязать Отдел социальной защиты населения в Селтинском районе с -Дата- принять решение о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда истцу в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» исходя из размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда полагающихся для инвалида 2 группы, в дальнейшем произвести индексацию данной компенсации в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республике включить истца в реестр получателей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и направить в Федеральную службу по труду и занятости.

Требования мотивировала тем, что супруг истца ФИО1 являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата-. -Дата- Бюро - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по УР» ему была установлена 2 группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание». -Дата- ФИО1 умер. Копысова Л.В. после смерти мужа собрала необходимые медицинские документы и в установленном порядке направила в Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет для установления причинной связи заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов на заседании от -Дата- рассмотрел представленную медицинскую документацию ФИО1 и вынес заключение: заболевание, инвалидность и причина смерти связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. -Дата- истец обратился в ОСЗН в Селтинском районе с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в соответствии с ч.2 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как нетрудоспособному члену семьи бывшего на иждивении умершего «чернобыльца» ФИО1 инвалида 2 группы, поскольку заболевание, приведшее к инвалидности, связано с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако -Дата- получила отказ в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в связи с отсутствием права на его получение. Истец полагает отказ ответчиков незаконным, поскольку причинно-следственная связь установлена межведомственным экспертным советом, в соответствии с действующим законодательством компетентным на установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов. Право на получение мер социальной поддержки лицами, находившимися на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, обусловлено характером заболевания, повлекшего инвалидность, а не фактом получения мер социальной поддержки таким лицом при жизни. ФИО1 не успел при жизни по объективным причинам реализовать право на получение мер социальной поддержки, но такое право у него имелось. Имеется такое право и у лиц, находившихся на его иждивении.

В судебное заседание не явились истец Копысова Л.В., ответчики Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики, Отдел социальной защиты населения в Селтинском районе, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики ФИО2., действующая на основании доверенности, предоставила письменные возражения, согласно которых при жизни ФИО1 не был получателем мер социальной поддержки как инвалид вследствие чернобыльской катастрофы, поскольку инвалидность была установлена от общего заболевания, просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку считает, что требования истца несостоятельны и не основаны на законе.

Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Истец Копысова Л.В. состояла в зарегистрированном браке с ФИО1., -Дата- рождения, с -Дата-.

ФИО1 являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в -Дата-, что подтверждается удостоверением серии -Дата- от -Дата-, выданным Правительством УР.

-Дата- Бюро №7 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по УР» ФИО1 установлена 2 группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание».

Согласно свидетельства о смерти серии , выданного -Дата- Отделом записи актов гражданского состояния Администрации муниципального образования «Селтинский район» УР, ФИО1, -Дата- рождения, умер -Дата-.

Истец после смерти мужа ФИО1 в установленном порядке направила медицинские документы в Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет для установления причинной связи смерти с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.     

Согласно заключению от -Дата- Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов на заседании, заболевание приведшее к инвалидности и причина смерти ФИО1 связаны с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

-Дата- Копысова Л.В. обратилась в Отдел социальной защиты населения в Селтинском районе с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда.

Согласно ответа от -Дата- Отдела социальной защиты населения в Селтинском районе истцу в выплате ежемесячной денежной компенсации в соответствии с п.15 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05. 1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отказано, поскольку ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда предусмотрена инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидность ФИО1 была установлена от общего заболевания, то есть, не связана с чернобыльской катастрофой, и мерами социальной поддержки как инвалид вследствие чернобыльской катастрофы он не пользовался при жизни.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее- Закон №1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе. инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

По правилам п.15 ч.1 ст.14 Закона №1244-1 указанным гражданам гарантируются ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

В ч. 4 ст. 14 Закона №1244-1 предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи и включающие требуемые истцом в настоящем производстве выплаты, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.

Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права.

Согласно п.1 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации № 728/832/166н от 8 декабря 2006 года, указанный Порядок устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в п.п.1 и 2 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п.п. «г» п.2 указанного Порядка удостоверение выдается, в том числе, членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в ч.4 ст. 14 Закона.

По правилам п. 4 указанного Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются (в зависимости от категории граждан) следующие документы:

-паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);

-удостоверение или справку установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения;

-удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

-заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;

-справку федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности (для инвалидов).

Для членов семьи инвалида, претендующих на получение удостоверения, перечень документов определен п. 5 цитируемого Порядка.

Согласно этой норме, членам семьи, указанным в п.п. «г» п. 2 Порядка, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения согласно Приложению № 1. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами «Посмертно» и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.

Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в п. 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

-удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина);

-свидетельство о смерти;

-свидетельство о браке;

-паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);

-документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).

Буквальное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обуславливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.

По смыслу приведенных норм и правил граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. Если названные юридические факты подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Аналогичная компетенция межведомственных экспертных советов установлена и действовавшим в момент подготовки заключения в отношении ФИО3 постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной комиссии».

Статус Федерального государственного учреждения здравоохранения «Всероссийский центр экстренной медицины имени А.М.Никифорова», как регионального межведомственного экспертного совета, следует из перечня межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 475.

Соответственно, заключение Санкт – Петербургского регионального межведомственного экспертного совета, данное в пределах установленной действующим законодательством компетенции, является достаточным для подтверждения причинной связи между инвалидностью ФИО1 и радиационным воздействием чернобыльской катастрофы на его здоровье. В условиях, когда заключение межведомственного экспертного совета служило достаточным поводом для выдачи соответствующего удостоверения непосредственно инвалиду ФИО1., но он при жизни не успел его оформить, предоставление такого заключения находившимся на иждивении умершего членом семьи влекло возникновение у компетентного органа обязанности выдать такое удостоверение указанному лицу.

Нахождение Копысовой Л.В. на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы ФИО1 ответчиком и третьим лицом не оспаривалось и подтверждено представленными документами.

Истец находилась на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы ФИО1., который при жизни имел право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 14 ч.1 п.15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но не реализовал его своевременно по независящим от него причинам, следовательно, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы.

Право истца на меры социальной поддержки производно от права умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на их получение, а не от факта своевременной реализации умершим этого права. Специальный статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы связан с установлением особого характера заболевания, а не с его формальным подтверждением. Инвалидность установлена при жизни ФИО1 и обусловлена она заболеванием, полученным вследствие чернобыльской катастрофы, соответственно, по смыслу закона ФИО1. являлся субъектом мер социальной поддержки, предусмотренных этим законом, что повлекло возникновение такого статуса и у членов семьи, находившихся на его иждивении.

Выплата требуемой истцом ежемесячной денежной компенсации носит заявительный характер и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 607 от 21 августа 2001 года, регулирующего порядок производства выплаты ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку документ, подтверждающий причинную связь между инвалидностью и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, являющийся основанием для выдачи соответствующего удостоверения и производства требуемых истцом выплат предоставлен ответчику -Дата-, выплату ежемесячной денежной компенсации в соответствии с указанным порядком, следует производить с -Дата-.

В соответствии с п.п.4, 5,6 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.11.2011 N 986, на Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики подлежит возложению обязанность по включению истца в реестр получателей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и направлению в Федеральную службу по труду и занятости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Копысовой Л.В. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Отделу социальной защиты населения в Селтинском районе о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, удовлетворить.

Обязать Отдел социальной защиты населения в Селтинском районе назначить и выплачивать Копысовой Л.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в соответствии с ч.2 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 26 марта 2020 года, исходя из размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда полагающихся для инвалида 2 группы, с дальнейшей индексацией данной компенсации в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республике включить в реестр получателей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Копысову Л.В. и направить в Федеральную службу по труду и занятости.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 24 июля 2020 года.

Судья                 Сентякова Н.А.

2-2286/2020 ~ М-1198/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Копысова Людмила Васильевна
Ответчики
Министерство социальной политики и труда УР
Отдел социальной защиты населения в Селтинском районе
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Александровна
Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Подготовка дела (собеседование)
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2021Дело оформлено
02.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее