РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2016 года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Заровской Е.А.,
с участием административного истца Малкина С.Н.,
представителя административного истца Солынина А.В., по доверенности,
представителя административного ответчика Федерального казенного
учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской
области Громовой А.М., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2255/2016 по административному исковому заявлению Малкина СН об оспаривании решения Федерального казенного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>, Экспертного состава № Главного бюро медико-социальной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Малкин С.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в установлении инвалидности; признать незаконным отказ Бюро медико-социальной экспертизы № Федерального казенного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в установлении инвалидности; обязать Федеральное казенное учреждение Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> признать Малкина С.Н. инвалидом.
В обоснование заявленных требований Малкин С.Н. указал, что он был направлен ГБУЗ «<адрес> клинический противотуберкулезный диспансер» для прохождения медико-социальной экспертизы в Бюро медико-социальной экспертизы № Федерального казенного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> в связи с заболеванием «<данные изъяты>
Ответчиком было отказано в установлении инвалидности на основании акта медико-социальной экспертизы гражданина № ДД.ММ.ГГГГ/2016 от ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь Бюро медико-социальной экспертизы № на основании указанного выше отказа выдало справку № «О результатах медико-социальной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец с заключением Бюро медико-социальной экспертизы № не согласился и обжаловал отказ, обратившись в Федеральное казенное учреждение Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом медико-социальной экспертизы № Федерального казенного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> также было отказано в установлении инвалидности на основании акта медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании отказа Малкину С.Н. выдана справка № «О результатах медико-социальной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ обусловлен тем, что экспертный состав медико-социальной экспертизы № посчитал, что нарушения организма, связанные с туберкулезом, не приводят к ограничению жизнедеятельности, социальной недостаточности и не являются основанием для определения группы инвалидности.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца Солынин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные административные требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> Громова А.М., действующая на основании доверенности, относительно удовлетворения заявленных требований возражала, сославшись на представленный суду письменные возражения (л.д. 84-85 т. 1)
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иски необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом при рассмотрении административного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Малкин С.Н. на основании направления <адрес> клинического противотуберкулезного диспансера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77-80 т. 1) впервые был освидетельствован в бюро медико-социальной экспертизы № Федерального казенного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> с целью установления группы инвалидности.
Согласно Протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № ДД.ММ.ГГГГ/2016 от ДД.ММ.ГГГГ специалисты-эксперты бюро №, изучив медицинские документы Малкина С.Н., с учетом его личного осмотра, по диагнозу: «<данные изъяты>» вынесли следующее экспертное заключение:
«На основании изученных медицинских документов и данных объективного осмотра в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», выявлены незначительные нарушения функций дыхательной системы, не приводящие к ограничению жизнедеятельности (ОЖД), что согласно п. 5 раздела 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не дает основания для определения группы инвалидности в соответствии с п. 1.1.7 приложения к классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ № н. Нуждается в продолжении лечения по временной нетрудоспособности, так как имеется положительная динамика в течении <данные изъяты> и говорить о стойкости функциональных нарушений преждевременно.» (л.д. 47-58 т. 1).
На основании указанного заключения, административному истцу выдана справка № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что бюро медико-социальной экспертизы №, Специализированный профиль рассмотрел представленные документы, провел очную медико-социальную экспертизу и сообщает, что по результатам проведения медико-социальной экспертизы принято решение: инвалидность не установлена (л.д. 8 т. 1).
Не согласившись с вынесенным экспертным решением, Малкин С.Н. обратился в порядке обжалования в состав № смешанного профиля Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>.
Согласно выписки из Протокола заседания экспертного состава по проведению медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ № были изучены все медицинские и медико-экспертные документы Малкина С.Н., при его очном осмотре и вынесено следующее консультативное заключение:
«Проведено очное освидетельствование по обжалованию решения бюро медико-социальной экспертизы №. Изучив медицинские и медико-экспертные документы, проведя объективный осмотр, специалисты экспертного состава №, в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизе граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ № н, выявили у освидетельствуемого стойкие незначительные нарушения функций иммунной системы, незначительные нарушения функции дыхательной системы, не приводящие к ограничению жизнедеятельности, что согласно п. 5,6 раздела 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № не дает основания для установления инвалидности (л.д. 38-41 т. 1).
Таким образом, решение бюро медико-социальной экспертизы № признано правильным и оставлено специалистами экспертного состава № без изменений.
На основании заключения специалистов экспертного состава № Малкину С.Н. выдана справка № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что экспертный состава №, Смешанного профиля рассмотрел представленные документы, провел очную медико-социальную экспертизу и сообщает, что по результатам проведения медико-социальной экспертизы принято решение: инвалидность не установлена (л.д.7 т. 1).
Оспаривая указанные выше решения медико-социальных экспертиз, Малкин С.Н. ходатайствовал перед судом о назначении судебной медико-социальной экспертизы для установления ему группы инвалидности в связи с имеющимися заболеваниями.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам-специалистам Федерального казенного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>.
Заключением Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено: «Малкин С.Н. не имеет нарушений здоровья со стойкими расстройствами функций организма. Нестойкость нарушений обусловлена незавершенным периодом проведения лечебных и реабилитационных мероприятий. Выявленные у Малкина С.Н. в результате проведенной медико-социальной экспертизы нестойкие нарушения функций организма не дают оснований признать Малкина С.Н. инвалидом. В данном случае степень ограничения его способности к трудовой деятельности не установлена» (л.д. 92-95 т. 1).
В данном споре экспертное учреждение является независимым. В определении Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ эксперты-специалисты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Оснований не доверять указанному заключению экспертов-специалистов не имеется, поскольку выводы логичны и последовательны.
Экспертиза проводилась с участием истца Малкина С.Н., исследовались представленные медицинские документы.
Статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
На основании изложенного и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для отмены оспариваемых решений медико-социальных экспертиз.
Также административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок с даты принятия решения для обращения в суд с требованиями об его обжаловании. Истец обратился в суд с пропуском срока - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5 т.1).
Уважительных причин пропуска срока обращения в суд Малкиным С.Н. не сообщено.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Довод Малкина С.Н. о том, что решением Главного БЮРО МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ ему установлена вторая группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ с датой очередного переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ, что является подтверждением правомерности его требований, не соответствует действительности.
Инвалидность Малкину С.Н. установлена ДД.ММ.ГГГГ с учетом данных о его состоянии здоровья на указанный период, тогда как предметом проверки является законность принятых решений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, и в соответствии со статьей 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Малкина СН об оспаривании решения Федерального казенного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Экспертного состава № Главного бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья: Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.