Петрозаводский городской суд Дело № 12-493/17-8
(г. Петрозаводск, ул. Красная, 33)
Р Е Ш Е Н И Е
16 августа 2017 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Семерикова Тамара Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев жалобу Лесонена А. Н. на постановление заместителя председателя Государственного контрольного комитета Республики Карелия от 31.05.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении
Лесонена А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя председателя Государственного контрольного комитета Республики Карелия от 31 мая 2017 года Лесонен А.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.15.15.10 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
К административной ответственности Лесонен А.Н. привлечен по тем основаниям, что являясь исполняющим обязанности Министра культуры Республики Карелия, допустил нарушение, выразившееся в принятии бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов на сумму 36 614,92 рублей.
Лесонен А.Н. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия его вины. В жалобе заявитель ссылается на то, что указанные в постановлении уведомления Федерального казначейства, положенные в обоснование его вины подлежат исключению из числа доказательств, поскольку бюджетные обязательства, превышающие утвержденные лимиты были взяты иными должностными лицами, в частности дополнительное соглашение от 27.10.2015г к договору между Министерством культуры и ООО «Связьсервис» на предоставление услуг связи было подписано фио1, санкционирование оплаты счета Карельского филиала ПАО «Ростелеком», указанное в уведомлении от 23.12.2015г № произведено фио1, государственный контракт с ФГУП «Охрана» МВД РФ от 28.09.2016г подписан фио2 Кроме того, заявитель ссылается на заключенный 10 февраля 2014 года между государственным казенным учреждением Республики Карелия «Централизованная бухгалтерия при Министерстве культуры Республики Карелия» и Министерством культуры Республики Карелия договор о взаимодействии, согласно которому Централизованная бухгалтерия обязуется обеспечить квалифицированное ведение бухгалтерского учета, методическую и иную помощь Министерству в оформлении документов, связанных с исполнением договора, консультировать Министерство о возможных последствиях осуществляемых хозяйственных операциях. Бухгалтерия несет ответственность за соответствие ведения учета требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации. Договоры, государственные контракты, заключаемые Министерством, подготавливаются сотрудниками Централизованной бухгалтерии, визируются руководителем Бухгалтерии, и передаются должностному лицу - Министру культуры Республики Карелия на подписание. Право первой подписи бухгалтерских документов, договоров, государственных контрактов в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку отражает только правомочие лица на совершение соответствующих действий, а оценка действий по подписанию данных документов на соответствие законодательству, осуществляется Централизованной Бухгалтерией. Поскольку Министерством культуры Республики Карелия по указанным в постановлении уведомлениям Управления Федерального казначейства в кратчайшие сроки были осуществлены передвижки денежных средств, лимиты бюджетных обязательств были получены, заявитель просит применить положения статьи 2.9 КоАП и прекратить производство по делу в виду малозначительности совершенного деяния, а также отсутствия общественно-опасных последствий.
В судебное заседание Лесонен А.Н. не явился, о рассмотрении дела извещен.
Защитник лица, привлеченного к административной ответственности фио3, действующий на основании доверенности доводы жалобы поддержал.
Представитель Государственного контрольного комитета Республики Карелия фио4 и фио5, действующие на основании доверенностей, полагали, что вынесенное постановление является законным и обоснованным, при этом не возражали против исключения из числа вмененных нарушений принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов по государственному контракту с ФГУП «Охрана» МВД РФ от 28.09.2015г, поскольку контракт был подписан фио2; по дополнительному соглашению от 27.10.2015г к договору между Министерством культуры и ООО «Связьсервис», подписанному от имени Министерства культуры РК фио6, по санкционированному фио6 к оплате счету Карельского филиала ПАО «Ростелеком».
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев жалобу, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело проверяется в полном объеме, а также учитывается, что жалоба подана в течение предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ на обжалование срока.
Статьей 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с п. 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени субъекта Российской Федерации в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим кодексом и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
При этом в абзаце 24 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ дано понятие «денежные обязательства» - это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
В силу взаимосвязанных положений вышеуказанных правовых норм расходное обязательство возникает при возникновении денежного обязательства у получателя бюджетных средств (казенного учреждения).
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 1.2 Порядка учета бюджетных обязательств, утвержденного Министерством финансов Республики Карелия приказом от 19 декабря 2014 года № 514, в органе, уполномоченном на осуществление отдельных функций по исполнению бюджета Республики Карелия при кассовом обслуживании исполнения бюджета, подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с договорами (государственными контрактами), соглашениями, заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.
В силу п.2.11 указанного Порядка - при постановке на учет бюджетного обязательства уполномоченный орган осуществляет проверку на не превышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов сумме неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, отраженным в установленном порядке на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода.
В случае если бюджетное обязательство превышает неиспользованные доведенные бюджетные данные, уполномоченный орган принимает на учет такое бюджетное обязательство и не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки на учет бюджетного обязательства, доводит информацию о данном превышении до получателя средств бюджета Республики Карелия и главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия, в ведении которого находится получатель средств бюджета Республики Карелия, путем направления Уведомления о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств бюджета Республики Карелия, утвержденного Приказом Министерства финансов Республики Карелия от 19.12.2014г. №514, бюджетные обязательства учитываются на лицевом счете получателя бюджетных средств или на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых получателю средств бюджета Республики Карелия в уполномоченном органе.
В соответствии с п.2.1 Порядка основанием для постановки на учет уполномоченным органом бюджетного обязательства являются сведения о принятом бюджетном обязательстве (код по ведомственному классификатору форм документов (код формы по КФД) - 0531702), представленные получателем средств бюджета Республики Карелия в уполномоченный орган, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае если бюджетное обязательство возникло из государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов (далее - соответственно государственный контракт, реестр контрактов).
Сведения об обязательстве должны быть подписаны руководителем получателя средств бюджета Республики Карелия или уполномоченным им лицом с отражением расшифровки подписи, содержащей фамилию и инициалы, должности уполномоченного лица, и даты подписания документа, оформленной словесно-цифровым способом (п. 2.3 Порядка).
Из материалов дела усматривается, что в вину Лесонену А.Н. вменяется принятие в нарушение п. 5 статьи 161, п. 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ Министерством культуры РК в 2015 году бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов на сумму 36 614,92 руб.
В доказательство вины заявителя представлены уведомления Управления Федерального казначейства по Республики Карелия о превышении бюджетных обязательств:
- 20.10.2015г. № на сумму 1445,12 руб. (за услуги по техническому обслуживанию и устранению неисправностей технических средств охранно-пожарной сигнализации по договору с филиалом ФГУП «Охрана» МВД России) – лимиты бюджетных обязательств доведены расходным расписанием от 30.11.2015г.;
- 20.11.2015г. № на сумму 19047,00 руб. (приобретение цветных картриджей по договору от 13.11.2015г. № с ООО «СДВ-Трейдинг» на общую сумму 19050,00 руб.) - лимиты бюджетных обязательств доведены расходным расписанием от 15.12.2015г.;
- 24.11.2015г. № на сумму 7793,80 руб. (услуги связи по передаче данных по договору с ООО «Связьсервис») - лимиты бюджетных обязательств доведены расходным расписанием от 30.11.2015г.;
- 10.12.2015г. № на сумму 3509,00 руб. (услуги по регистрации и продлению доменного имени http/мкрк.рф по договору от 10.11.2015г. с ООО «Интэрсо») - лимиты бюджетных обязательств доведены расходным расписанием от 15.12.2015г.;
- 23.12.2015г. № на сумму 4820, руб. (услуги связи по счету от 22.12.2015г. Карельского филиала Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростлеком») - лимиты бюджетных обязательств доведены расходным расписанием в 2015г.
Обязательства по государственному контракту с ФГУП «Охрана» МВД РФ от 28.09.2015г, были приняты министром фио2 при подписании ею от имени Министерства культуры РК контракта; обязательства по дополнительному соглашению от 27.10.2015г к договору между Министерством культуры и ООО «Связьсервис» были приняты исполняющей обязанности Министра культуры РК фио6, ею же была санкционирована оплата счета Карельского филиала ПАО «Ростелеком» за услуги связи на сумму 4820 руб.
Поскольку вышеперечисленные бюджетные обязательства были приняты иными должностными лицами и вины Лесонена А.Н. в их принятии нет, указанные нарушения подлежат исключению из объема вмененных нарушений.
Частью 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что действие (бездействие) главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации признаются бюджетным нарушением.
На основании распоряжения Главы Республики Карелия от 19.10.2015г. №-р исполнение обязанностей Министра культуры Республики Карелия с 20.10.2015 возложено на заместителя Министра культуры Республики Карелия Лесонена А. Н..
Согласно Указу Главы Республики Карелия от 25.12.2015г. № Лесонен А.Н. назначен с ДД.ММ.ГГГГ Министром культуры Республики Карелия.
10 февраля 2014 года между государственным казенным учреждением Республики Карелия «Централизованная бухгалтерия при Министерстве культуры Республики Карелия» и Министерством культуры Республики Карелия заключен договор о взаимодействии.
По указанному договору государственное казенное учреждение Республики Карелия «Централизованная бухгалтерия при Министерстве культуры Республики Карелия» (далее - Бухгалтерия) приняло на себя обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности, сопровождение исполнения сметы Министерства, подготовке проектов государственных контрактов для нужд Министерства.
Согласно пункту 2.2 договора Бухгалтерия обязуется обеспечить квалифицированное ведение бухгалтерского учета, методическую и иную помощь Министерству в оформлении документов, связанных с исполнением договора, консультировать Министерство о возможных последствиях осуществляемых хозяйственных операциях.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля фио7 показала, что а в период с 3.08.2015г по 3.08.2016г являлась руководителем Централизованной бухгалтерии, проекты договоров готовили специалисты аналитического отдела ЦБ, приносили ей на согласование, она понимала, что средства имеются на счете, ставила свою подпись, означающую согласование, она доверяла специалистам бухгалтерии, Лесонен А.Н. также доверял специалистам бухгалтерии.
Показания свидетеля не опровергают имеющиеся в деле доказательства.
В п.4.2 договора предусмотрено, что право первой подписи при оформлении бухгалтерских документов и платежных документов находится у руководителя Министерства, а также его заместителей на основании выданных Министерством доверенностей.
Согласно п.п.10.1,11 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ возможность передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности не освобождает должностных лиц Министерства от ответственности.
Принятие денежных обязательств, являющихся основанием для возникновения бюджетных обязательств Министерства, не входит в полномочия бухгалтерии.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п.12 Положения о Министерстве культуры Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 11.10.2010г. №-П, Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Карелия по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп.1 п. 13 Положения о Министерстве культуры Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 11.10.2010г. №-П, Министр осуществляет руководство Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций.
Пунктом 46 Положения к функциям Министерства отнесено осуществление закупок товаров, работ услуг в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…
Статьей 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе порядке и, оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п.3 настоящей статьи.
Событие административного правонарушения и вина Лесонена А.Н. в его совершении подтверждается совокупностью доказательств по делу, которые отвечают критериям допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Лесонен А.Н. обоснованно квалифицированы должностным лицом по ст.15.15.10 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение постановления, по делу не допущено.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях заявителя вины в совершении административного правонарушения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, опровергаются представленными материалами дела.
Совершенное административное правонарушение не является малозначительным, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере бюджетных правоотношений.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом обстоятельств данного дела основания для признания совершенного Лесонен А.Н. административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции статьи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1. - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя председателя Государственного контрольного комитета Республики Карелия от 31.05.2017г. о привлечении Лесонена А. Н. к административной ответственности по ст.15.15.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу Лесонен А. Н. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Т.А. Семерикова