№2-5588/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Шориной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Сортавальское дорожное ремонтно-строительное управление» к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия о признании незаконными и подлежащими отмене решений о сохранении среднего месячного заработка,
установил:
ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» обратилось в суд с иском к ГКУ РК «Центр занятости населения РК» по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истцом были получены решения о предоставлении Ходченкову А.Н. права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение 4, 5 мес. со дня увольнения. Ходченков А.Н. состоял в трудовых отношениях с ГУП РК «Сортавальское ДРСУ», был уволен по п. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации. В решениях учреждения не указано, в чем заключается исключительность случаев в отношении Ходченкова А.Н. Из решений следует, что исключительным случаем сохранения за работником среднего месячного заработка за 4,5 мес. со дня увольнения относятся необходимые условия реализации этого права – факт обращения работника в месячный срок в орган службы занятости и факт нетрудоустройства. По изложенным в иске основаниям истец просит признать незаконным и подлежащим отмене решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец не участвовал, извещен о дате, времени месте рассмотрения дела, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик, третье лицо Ходченков А.Н. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст.ст. 313 - 327).
Согласно ч.1 ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть вторая названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст.318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч.1 ст.318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч.2 ст.318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных ч.ч. 1,2 ст. 318 Кодекса, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч.3 ст.318 ТК РФ).
Установлено, что Ходченков А.Н. состоял в трудовых отношениях с истцом в должности рабочего 2 разряда.
Трудовые отношения между истцом и Ходченковым А.Н. прекращены ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников организации.
В месячный срок (ДД.ММ.ГГГГ) со дня увольнения Ходченков А.Н. обратился в ГКУ РК «Центр занятости населения РК» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
ГКУ РК «Центр занятости населения г.Петрозаводска» были приняты решения: от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Ходченкову А.Н. права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого, пятого месяцев со дня увольнения, как лицу, не имеющему заработка или иных источников дохода, лишенному средств существования в связи с увольнением с последнего места работы по инициативе работодателя.
Из смысла положений ст.318 ТК РФ следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч.2 ст.318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
При этом отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 № 2214-О суд, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Ввиду изложенного, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного, что соответствует разъяснениям, данным обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу положений ст. 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные ст. 2 названного кодекса.
Учитывая указанные выше обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами материального права, суд полагает, что у органа занятости населения не имелось законных оснований к принятию решений о праве третьего лица на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый месяцы со дня увольнения, поскольку Ходченковым А.Н. не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми он мог бы претендовать на сохранение среднего месячного заработка в период трудоустройства (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.).
При подготовке дела к судебному разбирательству ответчику указывалось на необходимость представить в судебный процесс доказательства, подтверждающие исключительные обстоятельства для сохранения среднего заработка Ходченкову А.Н. по последнему месту работы в течение четвертого, пятого месяцев, между тем, таких доказательств ответчиком представлено не было.
Из материалов дела следует, что Ходченков А.Н. состоит в браке, не имеет на иждивении несовершеннолетних детей. Ему было выдано направление на работу от ДД.ММ.ГГГГ к ИП <данные изъяты> он отказался от предложенной работы, ДД.ММ.ГГГГ отказался от услуг службы занятости в связи с трудоустройством.
Таким образом, принимая во внимание, что приведенные обстоятельства, явившиеся основанием для принятия оспариваемого решения, к исключительным не относятся, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными и отмене решений ГКУ РК «Центр занятости населения РК» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, о сохранении Ходченкову А. Н. среднего месячного заработка в течение четвертого и пятого, шестого месяцев со дня увольнения.
В силу ст.98 ГПК РФ, учитывая, что при подаче искового заявления определением суда истцу была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. до вынесения решения по делу, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000 руб. в бюджет Петрозаводского городского округ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Сортавальское дорожное ремонтно-строительное управление» удовлетворить.
Признать незаконными и отменить решения государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Ходченкову А. Н. права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого и пятого, месяцев со дня увольнения.
Взыскать с государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено 14.08.2019