Судья Бровцева И.И. Дело № 33-31518/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2017 года г. Краснодар Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Шакитько Р.В., Кудинова А.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Сидоренко О.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Богданцова Б.В. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 08 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Пронченко А.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования г. Краснодар об обязании предоставить в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду сроком на 5 лет земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Свои требования мотивировала тем, что является матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида Пронченко А.А., <...> рождения. Кроме ребенка-инвалида у нее также имеется младший сын, Пронченко А.А., <...> рождения. Она и ее дети не имеют в собственности жилого помещения и земельного участка. В связи с тем, что ребенку необходимы реабилитационные мероприятия и он не может двигаться самостоятельно, она обратилась к ответчику с просьбой предоставить ей для индивидуального жилищного строительства земельный участок в аренду без проведения аукциона в первоочередном порядке, как семье, имеющей ребенка-инвалида. Согласно ответа ДМС и ГЗ администрации муниципального образования г. Краснодар <...> от 18 января 2017 года, ей было отказано в предоставлении такого участка, поскольку первоочередное предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов только состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также то, что предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. Просила суд обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду сроком на 5 лет земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Астахова СВ. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Петросян Э.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 08 июня 2017 года удовлетворены исковые требования Пронченко А.А. к администрации муниципального образования г. Краснодар о предоставлении земельного участка без проведения торгов в первоочередном порядке.
Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить Пронченко А.А. в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду сроком на 5 лет земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Богданцов Б.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Пронченко А.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Берегового Д.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании определения Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 года <...>, разъяснено, что статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года <...>, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании, Пронченко А.А., является матерью ребенка-инвалида, Пронченко А.А., <...> года рождения, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, не имеет в собственности жилых помещений (л.д.14-16).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2008 года, особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности, содержатся в статье 39.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, сказанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.
В рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.) а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, права на которое предусмотрено статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства, торги не проводятся.
Кроме этого, статьей 8 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года №532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, производится соответственно решением органа государственной власти Краснодарского края или уполномоченного органа без проведения торгов (аукционов, конкурсов).
Таким образом, реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.
Данная позиция суда согласуется с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 года.
На основании вышеизложенного, оценив в совокупности доказательства по делу, позицию сторон по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требования Пронченко А.А., поскольку истца в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обладает безусловным правом на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований не могут быть приняты во внимание судебной коллегии вышестоящей инстанции, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами, кроме того, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности, решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░ 2017 ░░░░ -░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: