РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2015 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Дзядевич И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области обратилось в суд с исковым заявлением к Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области ссылалось на то, что согласно ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
- ежегодно информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 (ред. от 30.05.2013) «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» определены сроки предоставления указанных сведений (до 15 апреля года, следующего за отчетным), форма отчетности определена Приказом Минюста России от 29.03.2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческой организации».
В нарушение указанных требований Организация с момента создания не информировала Управление о продолжении своей деятельности, кроме того, не представляла отчеты по форме № за ДД.ММ.ГГГГ г.г, в связи с чем в адрес Организации были вынесены предупреждения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение государственной регистрации, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного просит суд признать Тульскую региональную общественную просветительскую организацию «Знание» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель истца Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Тульской области по доверенности Никонова Ю.М. в процессе рассмотрения дела в суде изменила основание исковых требований, указав на то, что в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц (а именно, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по которому осуществляется связь с юридическим лицом), является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В связи с тем, что Тульская региональная общественная просветительская организация «Знание» по адресу, указанному в Уставе и в выписке из ЕГРЮЛ: <адрес>, фактически не располагается, что установлено выходом на место, и не представила в Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Тульской области обновленные сведения, а именно, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по которому осуществляется связь с юридическим лицом, просит суд признать Тульскую региональную общественную просветительскую организацию «Знание» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представители ответчика Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание» председатель правления Никифорова Т.Д., заместитель председателя правления Гайдамак С.В., представитель по доверенности Лобанов А.П., в судебном заседании заявленные исковые требования не признали в полном объеме, просили в иске отказать за необоснованностью требований.
Представитель третьего лица ИФНС России по Центральному району г. Тулы в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, ходатайств не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В силу статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, основные государственные гарантии права граждан на объединение, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» создание общественных объединений, включая общественные организации, осуществляется гражданами и юридическими лицами - общественными объединениями на добровольной основе для защиты общих интересов, достижения общих целей и способствует реализации прав и законных интересов граждан (части первая и вторая статьи 3, статья 5, часть первая статьи 6); общественные объединения, в том числе общественные организации, могут как регистрироваться в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, приобретая права юридического лица, так и функционировать без государственной регистрации и прав юридического лица (часть четвертая статьи 3, часть четвертая статьи 8); правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации (часть четвертая статьи 18, статья 21), однако созданным такое объединение считается с момента принятия решений о его создании, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов; с этого же момента оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные названным Федеральным законом (часть третья статьи 18).
Так, согласно части второй статьи 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право для осуществления уставных целей свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах публичной власти, органах местного самоуправления и в общественных объединениях; осуществлять иные полномочия, прямо указанные в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений; выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно части первой той же статьи общественное объединение, являющееся юридическим лицом, кроме поименованных прав, вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законами; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни; участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством, и в полном объеме осуществлять полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях. Кроме того, часть первая статьи 32 Федерального закона «Об общественных объединениях» только общественные организации, обладающие правами юридического лица, признает собственниками имущества, а по смыслу его статьи 37 только в этом статусе общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать хозяйственные товарищества, общества, иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.
Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что в соответствии с протоколом учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание».
На заседании правления Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание» от ДД.ММ.ГГГГ председателем правления избрана Никифорова Т.Д., заместителем председателя правления избран Гайдамак С.В.
Судом установлено, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании - Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание». Сведения о данной общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации № от ДД.ММ.ГГГГ года, Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п. 1.1 Устава Тульская региональная общественная просветительская организация «Знание» является негосударственной добровольной самоуправляемой некоммерческой организацией.
Организация создана как юридическое лицо с момента её государственной регистрации.. (п. 1.4 Устава).
Основными целями данной организации являются: содействие достижению Тульской областью высокого уровня в экономической, научно-технической, социальной сферах, в построении гражданского общества через распространение научных знаний и проведение просветительской работы; удовлетворение разносторонних образовательных, профессиональных и других интеллектуальных потребностей населения путем осуществления информационно-разъяснительной деятельности; участие в создании системы дополнительного (непрерывного) и профессионального образования (п. 2.1 Устава).
Задачами организации являются: объединение усилий ученных, преподавателей, специалистов, направленных на повышение образовательного и культурного уровня населения Тульской области; изучение общественной потребности в знаниях; участие в совершенствовании нормативно-правовой базы системы непрерывного образования и просветительской деятельности; оказание помощи членам организации в совершенствовании форм и методов образовательной, просветительской и информационной деятельности, защите их прав и законных интересов; участие в инновационной деятельности (п. 2.2 Устава).
Для реализации уставных целей Тульская региональная общественная просветительская организация «Знание» осуществляет следующие виды деятельности:
- организация и проведение лекций, семинаров, конференций, консультаций, выставок, экскурсий, лотерей, фестивалей, концертов, аукционов, конкурсов, кино-видео программ, в том числе с использованием компьютерных технологий и других форм распространения знаний и информации;
- содействие созданию образовательных учреждений, домов знаний, общественных учреждений, информационных центров, лекториев, планетариев, музеев и других культурно-просветительских, научно-методических учреждений;
- реализация информационных, просветительских, научно-исследовательских и иных подобных программ в соответствии с уставными целями;
- издательская деятельность, проведение экспертиз в области научно-просветительской деятельности;
- содействие распространению периодических печатных изданий и книжной продукции;
- проведение научных исследований, организация их практического внедрения;
- организация и осуществление просветительской деятельности по различным тематическим направлениям (п. 2.3 Устава).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Согласно положениям ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», устанавливающим обязанности общественных объединений, общественное объединение обязано, в том числе, ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть третья статьи).
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть четвертая статьи).
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 (ред. от 30.05.2013) «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» определены сроки предоставления указанных сведений (до 15 апреля года, следующего за отчетным), форма отчетности определена Приказом Минюста России от 29.03.2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческой организации».
Судом установлено, что в нарушение данных требований Закона Тульская региональная общественная просветительская организация «Знание» с момента создания не информировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области о продолжении своей деятельности, кроме того, не представляла отчеты по форме № за ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в адрес Организации были вынесены предупреждения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается материалами дела.
Кроме того, согласно п. 1.6 Устава место нахождения постоянно действующего руководящего органа Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание»: <адрес>.
В сведениях о юридическом лице, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, также указан адрес (место нахождения) Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание»: <адрес>.
Однако, как следует из служебной записки представителя истца Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> по доверенности Никоновой Ю.М., составленной ДД.ММ.ГГГГ года, она, в целях установления фактического адреса местонахождения Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание», выехала по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ: <адрес>. Однако установить факт нахождения организации по указанному адресу не представилось возможным, поскольку по указанному адресу Тульская региональная общественная просветительская организация «Знание» не располагается. В ходе беседы с сотрудниками администрации здания по адресу: <адрес>, было установлено, что данная организация никогда не арендовала у них помещение и по указанному адресу не располагается.
Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
В соответствие ч. 7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года № 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.
Также согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 1246-О суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан.
Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судом в процессе рассмотрения дела установлено, что Тульская региональная просветительская организация «Знание» фактически ведет свою деятельность в соответствии с Уставом организации, организовываются и проводятся лекции, семинары, конференции, выставки, экскурсии, конкурсы, проводятся культурно-просветительские мероприятия по различным тематическим направлениям.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителей Тульской региональной просветительской организации «Знание», представленными суду:
- статьей в газете «Тула» от ДД.ММ.ГГГГ № «Сейте разумное, доброе, вечное!» из которой следует, что делегаты Тульской региональной просветительской организации «Знание» приняли участие в состоявшейся в Москве Общероссийской конференции Общества «Знание»;
- статьей заместителя председателя Тульской региональной просветительской организации «Знание» Гайдамака С.В. к 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого «Слово о Толстом» в газете «Тульская Правда» № от ДД.ММ.ГГГГ года;
- статьей в газете «Тульская Правда» № от ДД.ММ.ГГГГ «Музей, школа, общество»;
- статьей заместителя председателя Тульской региональной просветительской организации «Знание» Гайдамака С.В. «Олимпийский огонь в Ясной Поляне» в газете «Тульская Правда» № от ДД.ММ.ГГГГ года;
- фотографиями о деятельности Тульской региональной просветительской организации «Знание»;
- благодарностью МБОУСОШ № г. Тулы адресованной Тульской региональной просветительской организации «Знание»;
- постановлением Одоевского районного совета ветеранов войны и труда от ДД.ММ.ГГГГ о награждениями Почетными грамотами ветеранской организации членов Тульской региональной просветительской организации «Знание» за безупречное исполнение своих профессиональных обязанностей в деле укрепления исторического и правового пространства Тульского региона,
а также обращениями:
-директора МКУК «Одоевский краеведческий музей» от ДД.ММ.ГГГГ года;
- председателя комитета образования, культуры и молодежной политики МО Одоевский район от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что за два прошедших года проводились совместные мероприятия с Тульской региональной просветительской организацией «Знание», посвященные знаменательным датам в истории Одоевского района и Тульской области;
- директора МБОУ «Яснополянская средняя школа» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому Тульская региональная просветительская организация «Знание» проводит большую просветительскую, гражданско-патриотическую работу в Щекинском регионе;
- директора музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна депутата Областной Думы Е.А. Толстой от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что представители Тульской региональной просветительской организации «Знание» принимают активное участие в работе научно-патриотических конференций, занимаются гражданско-патриотическим воспитанием молодежи в Тульском регионе, пропагандой культурного наследия;
- председателя совета ветеранов МО «Одоевский район» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому совет ветеранов отмечает большую помощь на протяжении более двух лет Общественной организации в работе с подрастающим поколением и жителями Одоевского района, в проведении большого количества мероприятий, посвященных великим датам истории района;
- председателя Щекинского совета ветеранов войны и труда от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым Тульская региональная просветительская организация «Знание» проводит большую просветительскую, гражданско-патриотическую работу в Щекинском регионе;
- председателя первичной организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым за несколько лет совместного сотрудничества проделана большая работа по воспитанию патриотизма, любви и уважения к Родине среди подрастающего поколения, молодежи, школьников, призывников, проведено множество встреч, лекций, конференций;
- историка, писателя, автора 23 книг по различным вопросам истории России, члена Союза писателей России ФИО, в соответствии с которым Тульской региональной просветительской организацией «Знание» под руководством Т.Д. Никифоровой с ДД.ММ.ГГГГ был организован целый ряд конференций, лекций, семинаров и встреч с жителями г. Тулы, для участия в которых его неоднократно приглашали и в которых он принимал участие.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области изначально обратилось в суд с требованием признать Тульскую региональную общественную просветительскую организацию «Знание» прекратившей свою деятельности в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что данная организация с момента создания не информировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области о продолжении своей деятельности, не представляла отчеты по форме № за ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что Тульской региональной просветительской организацией «Знание» в процессе рассмотрения дела в суде представлена в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области информация о продолжении деятельности в ДД.ММ.ГГГГ годах, также представлена отчетность по форме № за ДД.ММ.ГГГГ
В последствие, в процессе рассмотрения дела в суде, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области изменило основание иска, мотивировав свои требования тем, что Тульская региональная просветительская организация «Знание» не представляет в установленный срок обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Судом установлено, что Тульская региональная просветительская организация «Знание» ДД.ММ.ГГГГ заключила договор аренды нежилого помещения № в соответствии с которым арендует помещение, находящееся по адресу: <адрес>, для использования его в качестве офисного помещения, площадью 9,6 кв.м.
Тульской региональной просветительской организацией «Знание» проведена внеочередная Конференция ДД.ММ.ГГГГ года, на которой были внесены изменения в Устав организации в связи со сменой местонахождения Правления организации, и юридический адрес управляющего органа (Правления) изменен на адрес: <адрес>.
В настоящее время готовятся документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ в части изменения адреса (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - Тульской региональной просветительской организацией «Знание».
Из содержания ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» следует, что неоднократное непредставление указанной в законе информации само по себе не является достаточным основанием для признания общественной организации прекратившей деятельность, а порождает лишь право уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о признании соответствующей общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Таким образом, судом установлено, что Тульская региональная просветительская организация «Знание» реально осуществляет деятельность в качестве юридического лица. В связи с чем, то обстоятельство, что ответчик своевременно не информировал орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, не представил в установленный срок обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по которому осуществляется связь с юридическим лицом, не может служить достаточным основанием для прекращения деятельности организации.
Поскольку деятельность организации Тульской региональной просветительской организацией «Знание», как юридического лица, фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного истцом периода времени, что подтверждается представленными доказательствами, суд не усматривает достаточных оснований для удовлетворения иска о признании общественной организации - Тульской региональной просветительской организацией «Знание», прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
При таких обстоятельствах, когда деятельность организации фактически не прекращалась, выполняются предусмотренные уставом функции, достаточных законных оснований для удовлетворения иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, не имеется.
Кроме того, в силу статьи 11 (пункт 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как указывает Европейский суд по правам человека, положения статьи 11 распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требования вышеуказанной нормы.
Поскольку запрет деятельности общественного объединения может касаться лишь тех объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации), а создание общественной организации - Тульской региональной просветительской организацией «Знание», обусловлено общественно полезными целями и задачами, оснований для удовлетворения заявленных Управлением исковых требований не имеется и по данному основанию.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Тульской региональной общественной просветительской организации «Знание» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░