Решение по делу № 2-3597/2015 от 07.04.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    18 ноября 2015 года Свердловский районный суд г.Красноярска в составе: председательствующего судьи Смирновой Т.П.

при секретаре Шеходановой О.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО5 о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

    ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивировал тем, что с апреля 2013 года и по настоящее время он работает в должности машиниста ЖДСМ 6 разряда на предприятии ФИО5 Согласно принятой на предприятии карты аттестации рабочего места по условиям труда №45а, общая оценка условий по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды трудового процесса соответствует классу 3 второй степени. Данная оценка дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в размере не менее 7 календарных дней. Его заявление на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней за периоды 2013-2014 и 2014-2015 года было оставлено без удовлетворения. Считает не предоставление работодателем дополнительного оплачиваемого отпуска неправомерно, поскольку в силу действующего законодательства ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней долен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая те, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Просит обязать ответчика ФИО5 предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск согласно законодательству РФ, взыскать с ФИО5 в свою пользу компенсацию за причиненный моральный вред в размере 300000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования. Просит обязать ответчика ФИО5 предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск с апреля 2013 года по март 2014 года в количестве 7 календарных дней, с апреля 2014 года по март 2015 года включительно в количестве 7 календарных дней, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за причиненный моральный вред в размере 300000 рублей.

    В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям просил их удовлетворить.

    Представитель ФИО5 - ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности на предъявление данных требований. Также пояснила, что основанием для предоставления компенсаций работникам в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего дня являлось Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС №298/П-22 от 25.10.1974 года «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда. работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». В вышеуказанном Списке должность машиниста ЖДСМ отсутствует. В связи с этим, несмотря на класс условий труда 3.2. необходимость в установлении ежегодного дополнительного отпуска и сокращенной продолжительности рабочей недели отсутствует. Кроме того, согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.10.2012 года и 13.02.2013 года «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года №870, работодатель, руководствуясь ст. 92,117,147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. ФИО5 установил размер повышения оплаты труда – 8%, согласно карте аттестации рабочих мест. Другие дополнительные компенсации на предприятии не предусмотрены.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Трудовым кодексом РФ для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Согласно ст. 116 Трудового кодекса РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2014 года) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставлялся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Частью 1 статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01 января 2014 года, установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 20 ноября 2008 года N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870).

Согласно пункту 1 названного Постановления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, установлены следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

По смыслу приведенных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870, основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат оценки условий труда работника, в качестве вредных и (или) опасных, осуществленной в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда.

В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Редакция абзаца 10 части 2 данной статьи, действующая до 01 января 2014 года, возлагала на работодателя обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

    Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, приказом от 29.04.2013 года ФИО1 на основании заявления был принят на работу в ФИО5 помощником машиниста (л.д.138).

29 апреля 2013 года между ФИО5 и ФИО1 был заключен трудовой договор /т, на основании которого истец был принят на работу в ФИО5 на должность помощника машиниста железнодорожно-строительных машин 6 разряда участка путевой техники ФИО5, с испытательным сроком три месяца (л.д. 18-23).

Пунктом 4.1. трудового договора истцу был установлен оклад в размере 87,58 рублей в час, районный коэффициент – 20%, надбавка за работу в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 30%, надбавка за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда – 12%.

Согласно п.3.2. трудового договора истцу был установлен ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением месте работы и среднего заработка – 28 календарных дней; дополнительный отпуск (северный) – 8 календарных дней на основании ст.14 Закона РФ от 19.02.1993 года О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Дополнительным соглашением к трудовому договору /т от 29.04.2013 года в п.4.1. трудового договора были внесены изменения, а именно, ФИО1 было установлено денежное содержание: должностной оклад/ тарифная ставка в размере 87,58 рублей в час, надбавка (доплата), обусловленная районным регулированием оплата труда 20%, за непрерывный стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях – 30%, за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда – 8% (л.д. 24).

Приказом от 28 апреля 2014 года ФИО1 был переведен постоянно на должность помощника машиниста железнодорожно-строительных машин 6 разряда (л.д. 154).

В связи с чем, 28 апреля 2014 года на основании дополнительного соглашения от 28 апреля 2014 года к трудовому договору /т от ДД.ММ.ГГГГ в п. 1.,2,3 Раздела 1 трудового договора были внесены изменения, изложены в новой редакции: на основании ст.72 ТК РФ ФИО1 переведен на должность машиниста железнодорожно-строительных машин 6 разряда на участок путевой техники ФИО5 с 28.04.2014 года с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. Ему установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год. Установлен ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней; дополнительный отпуск (северный) 8 календарных дней на основании ст.14 Закона РФ от 19.02.1993 года «4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». За выполнение обязанностей, предусмотренных дополнительным соглашением, ФИО1 установлен: должностной оклад/ тарифная ставка в размере 87,58 рублей в час, надбавка (доплата) за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда – 8%; за разъездной характер работы; обусловленная районным регулированием оплата труда 20%, за непрерывный стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях – 30% (л.д. 146-147).

10 апреля 2013 года в ФИО5 была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда и производственного контроля.

Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда а общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - машиниста железнодорожно-строительных машин, отнесена к классу - 3.2. (л.д. 26-30). Таким образом, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных в апреле 2013 года, условия труда ФИО1 отнесены к вредным (3.2).

Также из материалов дела усматривается, что в связи с вредными условиями труда ФИО1 за работу, связанную с вредными условиям труда, работодателем производилась оплата труда в повышенном размере 8%, а также предоставлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период работы с 29 апреля 2013 года по 28 апреля 2014 года: с 03.02.2014 года по 12.02.2014 года – 10 календарных дней, с 01.04.2014 года по 18.04.2014 года – 18 календарный дней, с 02.03.2015 года по 30.03.2015 года – 28 календарных дней (л.д. 114,115,116). Компенсация за вредные условия труда в виде дополнительного оплачиваемого отпуска ФИО1 не предоставлялась.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5); каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).

Провозглашая право каждого на безопасные условия труда, на отдых и на охрану здоровья, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.

С учетом этого в Трудовом кодексе Российской Федерации для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (часть первая статьи 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117) и повышенная оплата труда (часть первая статьи 146 и статья 147).

Статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции, гарантировавшая право работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013г. № 135-О, поскольку Правительством Российской Федерации соответствующее правовое регулирование установлено не было, в силу части второй статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации продолжал применяться Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, а также Инструкция о порядке применения указанного Списка (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20). При этом основанием предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска являлось выполнение ими работы по профессии или должности, которая предусмотрена в соответствующих разделах Списка, относящихся к определенным производствам и цехам.

Часть первая статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации в этой редакции, как следует из ее содержания, закрепляет само право указанной категории работников на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в качестве компенсации неблагоприятного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, т.е. представляет собой одну из гарантий обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья.

Что же касается части второй данной статьи, то она - как и в ранее действовавшей редакции - носит отсылочный характер, однако предполагает установление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений лишь минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условий его предоставления. Содержащаяся в ней норма подлежит применению во взаимосвязи с принятым в ее развитие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870, пункт 1 которого предусматривает в качестве компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

По смыслу данного нормативного положения, основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат оценки условий труда работника, осуществленной в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н), в качестве вредных и (или) опасных.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).

До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций, в том числе ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно с частью первой его статьи 92, статьей 117, частью первой статьи 146 и статьей 147, а также с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Из этого же исходит и Верховный Суд Российской Федерации, который в решении от 14 января 2013 года N АКПИ12-1570 указал, что действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации; следовательно, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870.

Таким образом, указанный в статье 117 Трудового кодекса Российской Федерации и пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общеобязательный характер и не может быть преодолена в правоприменительной практике (статья 6 и часть вторая статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Этим не затрагивается правомочие федерального законодателя ввести дополнительное правовое регулирование, направленное на установление унифицированных гарантий обеспечения конституционного права работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Разрешая спор, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении на ответчика обязанности о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение требований трудового законодательства истцу, как работнику, занятому на работе с вредными условиями труда, компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870, предоставлялись не в полном объеме.

С 1 января 2014 года Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" вместо аттестации рабочих мест предусмотрено проведение специальной оценки условий труда.

В силу положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

При таких обстоятельствах, учитывая правовую позицию Верховного суда РФ, изложенную в решении суда от 14.01.2013 года по делу №АКПИ12-1570, согласно которой при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в каком-либо списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 года №870, а также учитывая то, по состоянию на 01 января 2014 года объем фактически реализуемых в отношении истца компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на его здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, был менее гарантированного нормами ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 года №870, а также с учетом того, что в нарушение требований трудового законодательства истцу, как работнику, занятому на работе с вредными условиями труда, компенсация за вредные условия труда в виде дополнительного оплачиваемого отпуска не предоставлялась, требования истца о возложении на ответчика обязанности о предоставлении установленных действующим законодательством компенсации в связи с работой во вредных условиях в виде дополнительного оплачиваемого отпуска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представителем ФИО5 заявлено ходатайство о пропуске истцом срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, поскольку ФИО1 был ознакомлен с картой аттестации рабочего места в ноябре 2014 года, а иск им подан в апреле 2015 года.

Согласно абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Конституция РФ, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46 часть 1), в том числе закрепленных статьей 37 Конституции РФ прав в сфере труда.

Федеральным законом от 01.07.2010 N 139-ФЗ была ратифицирована Конвенция об оплачиваемых отпусках (Конвенция N 132), принятая на 54-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 24.06.1970. Российская Федерация как участник Международной организации труда заявила о соблюдении установленных Конвенцией обязательств. В частности Конвенцией предусмотрено, что использовать отпуск нужно в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск (п. 1 ст. 9 Конвенции). Непрерывная двухнедельная часть отпуска должна быть использована в течение одного года, а остаток отпуска - в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом (часть третья статьи 392 ТК РФ).

Таким образом, с учетом положений ст. 120, ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения работника по требованиям о предоставлении неиспользованного дополнительного отпуска, если его часть не была отложена в соответствии с п. 2 ст. 9 Конвенции об оплачиваемых отпусках, исчисляется равным 21 месяцу после окончания того года, за который предоставляется отпуск (18 мес. + 3 мес.).

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что с результатами оценки условий труда ФИО1 был ознакомлен 12.11.2014 года. указанные нарушения трудовых прав истца носят длящийся характер, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд с вышеуказанными требованиями истцом не пропущен.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ФИО57 предоставить ФИО1 дополнительный оплачиваемый отпуск за периоды: с апреля 2013 года по март 2014 года в количестве 7 календарных дней, за период с апреля 2014 года по март 2015 года включительно в количестве 7 календарных дней.

В силу ст.237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку в судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, согласно положениям которой, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к ФИО5 о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Обязать ФИО5 предоставить ФИО1 дополнительный оплачиваемый отпуск за периоды: с апреля 2013 года по март 2014 года в количестве 7 календарных дней, за период с апреля 2014 года по март 2015 года включительно в количестве 7 календарных дней.

Взыскать с ФИО5 в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда – 10 000 рублей.

Взыскать с ФИО5 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий                        Т.П.Смирнова

2-3597/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Овчаров А.Г.
Ответчики
ООО Рельсосварочное предприятие -М(ООО РСП-М) структурное предприятие ООО РСП-7
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
sverdl.krk.sudrf.ru
07.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2015Передача материалов судье
08.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.06.2015Предварительное судебное заседание
06.07.2015Предварительное судебное заседание
30.09.2015Судебное заседание
18.11.2015Судебное заседание
24.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее