дело № 5-24/2021
УИД №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 февраля 2021 года с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ереминой А.В.,
с участием представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области по доверенности Карповой М.В.,
Уколова И.А.,
при секретаре Поповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» Уколова <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Новокуйбышевске (Управление Роспотребнадзора по Самарской области) Карповой М.В. составлен административный протокол № в отношении должностного лица – директора ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» Уколова И.А., о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которым установлено: в нарушение ст. 29 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999; п. 8.17 СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания», п. 4.2 п. 5.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), должностным лицом директором ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» Уколовым И.А. совершены административные правонарушения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий: больные получатели социальных услуг с признаками инфекционного заболевания не госпитализированы в медицинскую организацию (с ДД.ММ.ГГГГ года в пансионате находились больные с респираторными признаками), не проводилась своевременная госпитализация больных получателей социальных услуг с установленным диагнозом новая коронавирусная инфекция COVID-19 (с ДД.ММ.ГГГГ больные получали лечение в условиях пансионата).
Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Новокуйбышевске (Управление Роспотребнадзора по Самарской области), выступающая по доверенности Карпова М.В. в судебном заседании доводы изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала в полном объеме, суду пояснила, что должностным лицом директором ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» Уколовым И.А. совершены административные правонарушения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Новокуйбышевске от филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в г. Новокуйбышевске» поступила информации о регистрации 33 случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)», в том числе 18 случаев среди получателей социальных услуг и 15 случаев у сотрудников. При проведении эпидемиологического расследования очага коронавирусной инфекции в учреждении выявлены нарушения санитарных требований, что является нарушением ст. 29 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999; п. 8.17 СП 2.1.3358-16 «Санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания», п. 4.2 п. 5.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Просила суд привлечь должностное лицо к административной ответственности, и назначит наказание в виде административного штрафа.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности – директор ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» Уколов И.А. требования административного органа признал в полном объеме, просил суд снизить размер штрафа в связи с тем, что привлекается впервые.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что вина данного должностногоо лица установлена в судебном заседании и подтверждается материалами дела и его действия (бездействие) правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поэтому считает необходимым признать должностное лицо – директора ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» Уколов И.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по чрезвычайным ситуациям ВОЗ вспышка новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила"), которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4.2. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Из п. 5.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила") следует, что госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска). Госпитализация лиц подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в медицинскую организацию инфекционного профиля или перепрофилированную организацию для оказания медицинской помощи указанным лицам, функционирующую в режиме инфекционного стационара, с обеспечение соответствующих мер безопасности, включая запрет допуска лиц, задействованных в обеспечении его работы, а также родственников пациентов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.05.2016 года № 69 утверждены СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания".
Согласно п. 8.17. СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания», действовавших на момент совершения административного правонарушения действующему на момент совершения административного правонарушения, больные с признаками инфекционного заболевания помещаются в изолятор для временного пребывания до их госпитализации в медицинскую организацию.
При возникновении случаев инфекционных и паразитарных заболеваний в организации социального обслуживания персонал осуществляет мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. В организации проводятся мероприятия, направленные на предотвращение дальнейшего распространения инфекции, в том числе дезинфекционная обработка помещений, твердого и мягкого инвентаря, оборудования, посуды и других объектов. После госпитализации инфекционного больного проводится заключительная дезинфекция.
Как следует из материалов дела должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Новокуйбышевске (Управление Роспотребнадзора по Самарской области) ДД.ММ.ГГГГ года в адрес ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» выданы для исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, № от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции; № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции.
Также в адрес ГБУ СО «Красноармейская ЦРБ» по месту дислокации объекта выданы предписания по проведению комплекса противоэпидемических мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ. в ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» приняты дополнительные меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
На основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области Шерстнева С.А. в ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» проведено эпидемиологическое обследование (расследование) очага инфекционного (паразитарного) заболевания, с целью установления причин и выявления условий возникновения инфекционных заболеваний, определения характера и объема противоэпидемиологических мероприятий.
По результатам расследования в ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат», выявлены факты невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно: больные с признаками инфекционного заболевания не госпитализированы в медицинскую организацию (с ДД.ММ.ГГГГ года в пансионате находились больные с респираторными признаками), что является нарушением п. 8.17 СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно - эпидемиологические требования к размещению, устройству; оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания»; не проводилась своевременная госпитализация больных с установленным диагнозом новая коронавирусная инфекция COVID-19 (с ДД.ММ.ГГГГ. больные получали лечение в условиях пансионата), что является нарушением: п. 4.2 п. 5.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Причинами данных нарушений стали инфицирование новой коронавирусной инфекцией COVID-19 получателей социальных услуг, которое могло произойти при длительном или кратковременном воздействии на организм человека возбудителя новой коронавирусной инфекции при выполнении медицинскими работниками пансионата своих функциональных обязанностей в процессе осуществления ухода и присмотра.
Кроме того, причиной инфицирования новой коронавирусной инфекцией COVID-19 сотрудников и получателей социальных услуг в очаге новой коронавирусной инфекции послужило несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий, а именно: несвоевременная изоляция заболевших новой коронавирусной инфекцией получателей услуг и перевод их в профильные медицинские учреждения.
Указанные действия ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат» квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат» Уколова И.А. подтверждены совокупностью представленных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года; предписаниями № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, иными материалами дела.
Суд считает, что у должностного лица ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат» Уколова И.А. имелась возможность для соблюдения вышеуказанных норм и правил, поскольку 09.10.2020 года между ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат» и ГБУЗ СО «Красноармейская центральная районная больница» было заключено соглашение по организации взаимодействия сторон в части реализации мероприятий, направленных на улучшение качества медицинской помощи и социального обслуживания получателям социальных услуг, проживающих в ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат», но этого не было сделано, поэтому считает необходимым признать данное должностное лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Административное наказание в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.
При назначении административного наказания судья должен исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание, что должностное лицо впервые привлекается к административной ответственности, то есть оно не является злостным правонарушителем, какие-либо обстоятельства, отягчающие его ответственность, по делу не установлены, но выявленные нарушения создали угрозу жизни и здоровью людей, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, наступивших последствий и финансового положения предприятия в период пандемии, считает возможным снизить размер назначенного по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в отношении директора ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» Уколова И.А. административного наказания в виде штрафа с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до <данные изъяты> рублей.
Суд считает, что применение более строгого наказания, предусмотренного данной статьей нецелесообразно по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – директора ГБУ СО «Красноармейский специальный пансионат (специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов)» Уколова <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000,00 рублей.
Копию постановления вручить должностному лицу Уколову И.А. и представителю ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Новокуйбышевске.
Информация о получателе административного штрафа:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Протокол №
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Постановление об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест сроком до 15 суток.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Красноармейского районного суда
Самарской области Еремина А.В.