Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Щукиной Г.Д.,
с участием:
истца ФИО1,
при секретаре Аксеновой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к ФИО11 и ФИО12 о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в Завитинский районный суд с исковым заявлением к администрации ФИО11 и ФИО12 о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности, указывая, что в № <***> расположенное в <адрес> ему как работнику объединения была предоставлена для постоянного проживания <адрес> индивидуальном жилом доме по <адрес>. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <***> было реорганизовано в <***> которое ДД.ММ.ГГГГ было ликвидировано в установленном законом порядке, при этом жилищный фонд находящийся на балансе <***> в муниципальную собственность <адрес> или собственность ФИО11 не передавался и в собственность граждан не оформлялся.
С момента заселения в <адрес> т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время его семья более <***> лет открыто и непрерывно пользуется данным жилым помещением, как своей собственностью однако оформить право собственности на данную квартиру не может, поскольку <адрес> ни за кем не числится и собственника не имеет, в связи с чем просит признать за ними право собственности на <адрес> расположенную в двухквартирном жилом <адрес> в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал свои требования, основываясь на доводах указанных в исковом заявлении, а также пояснил, что жилищный фонд, расположенный в <адрес> действительно был построен совхозом <***> за счет средств государства, в связи с чем находился на балансе данного сельхозпредприятия и распределялся администрацией совхоза совместно с профсоюзным комитетом. В конце ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхоз «<***> был реорганизован в <***> но при проведении реорганизации жилищный фонд совхоза <***> куда входил и его <адрес> муниципальную собственность ФИО11, или гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья, не передавался.
В ДД.ММ.ГГГГ ему как работнику <***> была предоставлена на праве служебного найма <адрес> жилом двухквартирном деревянной <адрес>, принадлежащем <***> которой он стал стал пользоваться и нести расходы по ее содержанию. В ДД.ММ.ГГГГ совместно с ним в данной квартире стали проживать его сын и жена приехавшие к нему из Грузии, и в последствии они все были зарегистрированным по месту жительства в <адрес> расположенной в двухквартирном жилом <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ <***>» реорганизовано в <***> которое ДД.ММ.ГГГГ было ликвидировано в установленном законом порядке с ним и членами его семьи договоров аренды, безвозмездного пользования не заключал и после банкротства последнего его квартиру в муниципальную собственность не передавал, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ он открыто пользовался предоставленной ему на праве служебного найма квартирой № <адрес> <***> которой в ДД.ММ.ГГГГ на основании решения <***> народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении наименований улицам и нумерации домов» была присвоена нумерация <адрес>. Поскольку он более 15 лет непрерывно, открыто владеет как своей собственной квартирой № <адрес>, неся расходы на ее содержание, то считает свои требования обоснованными.
Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Свидетели ФИО4 и ФИО5 показали, что жилищный фонд, расположенный в <адрес> действительно был построен совхозом <***> на закрепленных за тем территориях, за счет собственных денежных средств, в связи с чем находился в хозяйственном ведении и на балансе данного сельхозпредприятия и распределялся по совместному решению администрации совхоза совместно с профсоюзным комитетом. В конце ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхоз <***> был реорганизован в <***> но при проведении реорганизации жилищный фонд совхоза <***> в муниципальную собственность ФИО11 или гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья, не передавался, а в интересах коллектива был передан на баланс созданного на основе данного совхоза <***> в связи с чем последний продолжил распределение находящегося у него на балансе жилищного фонда, взимая с граждан, проживающих в данном жилищном фонде оплату за жилые помещения.
После признания в ДД.ММ.ГГГГ <***> банкротом жилищный фонд бывшего совхоза <***> конкурсным управляющим в муниципальную собственность так же не передавался. В ДД.ММ.ГГГГ году работнику <***> у которого в тот период находился на балансе жилищный фонд совхоза <***>
ФИО1 была предоставлена на праве найма <адрес> жилом двухквартирном <адрес> принадлежащая совхозу <***> которой впоследствии был присвоен № по <адрес>, где начиная с ДД.ММ.ГГГГ была стал проживать ФИО1, неся расходы по ее содержанию. В ДД.ММ.ГГГГ к нему из Грузии приехали жена и сын которые стали проживать совместно с ФИО1 в <адрес> в этом же году семья ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства в данной квартире.
В связи с чем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 стал открыто, непрерывно владеть предоставленной ему квартирой как своей собственной, неся расходы по ее содержанию и оплачивая налоги.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с порядком приобретения права собственности, урегулированы главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации и классифицируются на первичные и производные.
К числу первичных относится предусмотренный пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ способ приобретения титула собственности на вещь, согласно которому соответствующее право на имущество, имеющее собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218).
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 218).
Таким образом, при предъявлении лицом иска о признании права собственности на вещь необходимо доказать наличие одного из предусмотренных законом оснований возникновения такого права.
В обоснование своих требований истец ФИО1 ссылается на то, что право собственности на спорное имущество возникло у него в силу положений ст. 234 ГК РФ.
Способ приобретения права в силу приобретательной давности относится к первичным, так как права приобретателя не основаны на прежней собственности, а зависят от длительного, добросовестного, открытого, непрерывного владения имуществом как своим собственным.
Упомянутой правовой нормой предусмотрено, что лицо – гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Исходя из смысла ст. 234 ГК РФ требования истца ФИО1 о признании права собственности по основаниям приобретательной давности могут быть удовлетворены только при наличии в совокупности пяти условий: добросовестности владения, открытости владения, непрерывности владения, владения имуществом как своим собственным, истечения срока приобретательной давности. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий влечет за собой отсутствие основания для признания за истцом права собственности в силу приобретательной давности.
Владение имуществом как своим собственным предполагает, что истец должен относится к имуществу как к своей собственности, нести бремя содержания имущества (производить уплату налогов, производить капитальные и текущие ремонты и т.д.), а также истец не должен знать либо полагать, что имущество не является его собственностью.
Владение имуществом на законном основании (аренда, наем, хранение, безвозмездное пользование и т.п.) не влечет возникновения у владельца права собственности на это имущество независимо от срока владения им. Такой владелец знает производный и ограниченный характер своего права на имущество, знает, что его право опирается на какое-либо вещное право другого лица – право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Право собственности по приобретательной давности может возникнуть, если лицо осуществляет владение как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (ч. 4 ст. 234 ГК РФ).
Правила о приобретательной давности распространяются и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года, то есть до введения в действие части первой ГК РФ (ст11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Право собственности на самовольную постройку не может быть приобретено на основании ст. 234 ГК РФ, поскольку признание указанного права возможно только при наличии условий, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ.
Кроме этого, самоуправное занятие жилого помещения не порождает право на жилое помещение, а отсутствие вследствие этого добросовестности владения, влечет невозможность его приобретения владельцем на основании статьи 234 ГК РФ – в порядке приобретательной давности (определение Конституционного суда РФ от 21 декабря 2006 года № 623-0).
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, подтвердившего позицию, закрепленную в Постановлении Совета Министров СССР от 12 августа 1961 года № 755 «Об упорядочении использования жилой площади в домах принадлежащих совхозам», в домах совхозов все жилые помещения были признаны служебными.
Как следует из показаний истца, свидетелей, утверждавших, что в ДД.ММ.ГГГГ работнику <***> ФИО1 была предоставлена на праве найма <адрес> жилом двухквартирном <адрес> совхоза «<***> преобразованного в последствии в <***> которому в последующем был присвоен номер № по <адрес> построенная совхозом <***> за счет собственных средств; сведений содержащихся в корешке служебного ордера на трехкомнатную <адрес> совхоза <***> переданной на праве служебного найма ФИО6 и членам ее семьи; справке администрации ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ согласно, которой решением <***> «О присвоении наименований улицам и нумерации домов» и решения Успеновского сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнений в решение № от ДД.ММ.ГГГГ» о том что занимаемому ФИО1 жилому помещению <адрес> с кадастровым номером № по адресу <адрес> был присвоен номер № по <адрес>; трудовой книжке № выданной ДД.ММ.ГГГГ совхозом <***> на имя ФИО1, согласно которой он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в совхозе <***> а с ДД.ММ.ГГГГ работал в <***> паспорте № выданном ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> на имя ФИО1 согласно которого он значится зарегистрированным с ДД.ММ.ГГГГ по адресу с <адрес>; домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес> согласно которой в данном жилом помещении зарегистрированы: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, справке ФИО11 № от ДД.ММ.ГГГГ года, о том что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время зарегистрирован и проживает в <адрес> где с ним совместно зарегистрированы и проживают жена ФИО7 и сын ФИО1
- в ДД.ММ.ГГГГ <***> правопреемником совхозом <***> работнику <***> ФИО1, была предоставлена на праве найма <адрес> в <адрес> принадлежащая <***> который в ДД.ММ.ГГГГ был переименован в <адрес>, в связи с чем ФИО1, стал проживать в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, а в последствии совместно с членами своей семьи ФИО7, ФИО1
Принимая во внимание положения п. 1 ст. 130 ГК РФ, а также сведения содержащиеся в техническом паспорте, выданном ДД.ММ.ГГГГ <***>», на <адрес> общей площадью <***> квадратных метров, жилой площадью <***> квадратных метров, расположенную в двухквартирном жилом доме по адресу <адрес> № с инвентарным №, кадастровым №, кадастровом паспорте помещения № выданном ДД.ММ.ГГГГ <***>», на <адрес> общей площадью <***> квадратных метров, расположенную по адресу <адрес>, кадастровом паспорте на земельный участок, закрепленный за квартирой № <адрес> с кадастровым номером № общей площадью <***> квадратных метров; суд приходит к выводу, что спорное имущество является недвижимым имуществом, соответственно, срок приобретательной давности в рассматриваемом случае составляет 15 лет.
Поскольку в силу требований ст. 12 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России принятой 12 апреля 1978 года и действовавшей до 25 декабря 1993 года, закрепившей что «собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной, не запрещенной законом деятельности», колхозы и совхозы не являлись государственными предприятиями, что получило свое закрепление в ст. ст. 93.1, 99 и 100 ГК РСФСР в редакции 1964 года, установивших, что «имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом» и что «колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам. Собственностью колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач», то совхоз <***> в соответствии с Уставом мог владеть на праве собственности объектами недвижимости – расположенными в <адрес> построенными за счет собственных средств.
В связи с принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» законодателем с учетом требований ст. 12 Конституции Российской Федерации было принято решение не о приватизации колхозов и совхозов, а об их реорганизации, путем преобразования в иную организационно правовую форму.
Для чего, Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», на колхозы и совхозы была возложена обязанность в 1992 году привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности, путем реорганизации и перерегистрации в соответствующих органах (п. 3).
После этого, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было определено, что колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, газоснабжения и другие объекты (п.5), а также что колхозы и совхозы имеют право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования (п.6). При этом стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза (п. 8).
Принципы и порядок приведения статуса колхозов и совхозов в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», их реорганизации и перерегистрации были определены в Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Минсельхозом РСФСР от 14 января 1992 года, установивших, что в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам, включаются: объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.) (п. 2), но право выбора способов передачи имущества принадлежит трудовому коллективу (п.3). Однако колхозы и совхозы имеют право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы, кроме объектов образования (школ, библиотек и др.), юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством (п. 4). При этом решение о передаче, продаже или сдаче имущества муниципальным органам по предложению внутрихозяйственной комиссии принимает общее собрание (собрание уполномоченных) трудового коллектива реорганизуемого хозяйства.
В рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденным Минсельхозом РФ от 14 января 1992 года (приложение №1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 года № 570), подтвердивших позицию законодателя, что колхозы и совхозы в силу требований ст. 12 Конституции Российской Федерации являются не государственными предприятиями (ч. 4 п. 1), было предусмотрено, что реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями: раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы; реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие(п. 5). Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансах колхозов и совхозов имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду этих объектов определяется соответствующей Инструкцией. Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства (п.6.2).
Согласно Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передаче и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», было также определено, что колхозы и совхозы могут передавать, продавать и сдавать в аренду объекты социальной инфраструктуры муниципальным органам. При этом в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам включаются объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.). В случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принимает районный Совет народных депутатов.
В последующем Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708, были закреплены основные позиции, изложенные в приложении №1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 года № 570, в том числе, что при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения (п. 5). При реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующими решениями Советов народных депутатов. Нормативы оплаты за приватизируемые жилые помещения жилищного фонда этих хозяйств сверх установленной нормы безвозмездной передачи устанавливаются их трудовыми коллективами (п.6).
Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключается стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается (п. 13).
Таким образом, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708 и Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передаче и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда трудовым коллективом могло быть принято одно из следующих решений: передача в муниципальную собственность; передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья и соответствующим решением Советов народных депутатов.
Соответственно если жилищный фонд, ранее принадлежащий колхозу или совхозу, был передан в муниципальную собственность, то его передача в собственность граждан осуществлялась в соответствии с Законом о приватизации жилья, но до реорганизации колхоза или совхоза, последние могли самостоятельно осуществить передачу или продажу гражданам занимаемых ими помещений, в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующими решениями Советов народных депутатов.
Согласно протокола № общего собрания трудового коллектива работников совхоза <***> от ДД.ММ.ГГГГ, протокола № учредительной конференции работников совхоза <***> от ДД.ММ.ГГГГ, Устава Товарищества с ограниченной ответственностью <***> утвержденного собранием участников <***> от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированном решением Малого Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, учредительного договора о создании ТОО <***> от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о государственной регистрации предприятия №, выданного <адрес> Совета народных депутатов; решения Малого Совета, <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708, совхоз «<***> был реорганизован в Товарищество с ограниченной ответственностью <***> которое закрепило в Учредительном договоре, что Товарищество, является правопреемником реорганизуемого совхоза <***> (п. 4, ст.1).
Вышеуказанный подход в решение вопроса о судьбе жилищного фонда реорганизуемых совхозов не противоречил требованиям статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определившего, что жилищный фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, подлежит приватизации, а также пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложению №3 к данному законодательному акту, закрепившему, что жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности, и подлежит передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится.
При этом как следует из показаний истцов, свидетелей, утверждавших, что жилищный фонд совхоза <***> в уставной фонд ТОО <***> не передавался, Устава ТОО <***> не содержащегополномочий Товарищества по распоряжению жилищным фондом, но закрепившего, что уставной фонд Товарищества в соответствии с положениями учредительного договора и Положения о долевом фонде образуется в размере <***> рублей; Положения об использовании долевого фонда в товариществе с ограниченной ответственностью <***> свидетельствующего о том, что стоимость жилищного фонда и неделимого фонда (культурно-бытовые, административные, вспомогательные постройки) не входили в общий производственный фонд <***> подлежащий разделу на имущественные паи работников совхоза <***> размер которого на ДД.ММ.ГГГГ составлял <***> рублей, - жилищный фонд совхоза «<***> при его реорганизации в <***> не передавался и не продавался гражданам, проживающим в данном жилищном фонде и не был включен в уставной фонд Товарищества, в связи с чем не стал собственностью последнего.
Однако, согласно показаний истцов, свидетелей, утверждавших, что жилищный фонд совхоза <***> в муниципальную собственность ФИО11 не передавался, справки комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой <адрес> не является муниципальной собственностью <адрес> и в реестре муниципальной собственности <адрес> не значится; справке ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой <адрес> жилом <адрес> не является муниципальной собственностью <***>; следует что, несмотря на прямое указание законов о необходимости передачи жилищного фонда в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится и требований Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передаче и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», определившей, что «в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам включаются объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.), а вслучае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатоврешение об указанной передаче принимает районный Совет народных депутатов», органами местного самоуправления, на территории которого располагался жилищный фонд совхоза <***> при его реорганизации в <***> не принимался в муниципальную собственность.
В связи, с чем суд, учитывая, что в соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица, считает, что у <***> не возникло право собственности на жилищный фонд реорганизованного совхоза <***> не переданного членами <***> в уставной фонд, при создании юридического лица.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива <***> введена процедура банкротства «Наблюдение»; решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сельскохозяйственный производственный кооператив <***> признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство; определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива <***> была завершена процедура банкротства - конкурсное производство.
В силу п. 3 ст. 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Согласно показаниям истцов, свидетелей, письменных материалов дела, в том числе устава <***> выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельствующей о прекращении деятельности <***> ДД.ММ.ГГГГ, в процессе конкурсного производства открытого в отношении <***> в силу требований Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" закрепившего, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника (п. 2 ст. 126) и жилищный фонд социального использования подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы( п. 5 ст. 132) - жилищный фонд СПК <***> муниципальному образованию, на территории которого он располагался, не передавался и данные органы о наличии у СПК <***> жилищного фонда социального использования не уведомлялись, связи с чем суд приходит к выводу, что в период конкурсного производства, у <***> также не было в собственности и на балансе жилищного фонда.
Поскольку согласно исследованных судом материалов дела двухквартирный <адрес> не является самовольным строением, а был построен совхозом <***> реорганизованным в последствии в <***> и введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего в тот период законодательства, а затем <адрес> данного дома предоставлена на праве служебного найма работнику <***> ФИО1 который с момента ее предоставления не скрывал открытости своего владения и каких-либо неправомерных действий в отношении спорного имущества не осуществлял, то эти обстоятельства свидетельствуют о добросовестности и открытости владения ФИО1 спорным недвижимым имуществом.
Вместе с тем, учитывая, что доказательства владения ФИО1 спорным недвижимым имуществом начиная с ДД.ММ.ГГГГ на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) в материалах дела отсутствуют, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (информация <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ в территориальной государственной базе федерального имущества (сообщение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№) право собственности на спорный объект не зарегистрировано, что ФИО1 постоянно проживал и был зарегистрированы в <адрес>, который впоследствии в ДД.ММ.ГГГГ был переименован в <адрес>, что ФИО1 с указанного периода по настоящее время несет бремя по её содержанию, что подтверждается предоставленными справками об отсутствии задолженности по оплате налогов № суд полагает, что имеются правовые основания для признания таких обстоятельств, что ФИО1 непрерывно владел спорным имуществом как своим собственным.
Вместе с тем из материалов дела следует, что требования к истцу ФИО1 в порядке статей 301, 305 ГК РФ не предъявлялись.
При таких обстоятельствах имеет место наличие совокупности пяти условий, добросовестного открытого и непрерывного владения истцом ФИО1 спорным имуществом как своим собственным начиная с 1994 года по настоящее время (с учетом требований ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»), то есть в течение 21 года.
В силу вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований истца ФИО1 о признании права собственности на объект недвижимого имущества – <адрес> жилом двухквартирном <адрес>.
Учитывая отсутствие правопритязаний на спорный объект третьих лиц, достаточность доказательств, представленных истцом ФИО1 необходимость устранения неопределенности правового статуса недвижимого имущества, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Кроме того, учитывая требования статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложению №3 к данному законодательному акту, закрепившему, что жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности, и подлежит передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится, требования Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передаче и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», определившей, что «в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам включаются объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.), а вслучае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатоврешение об указанной передаче принимает районный Совет народных депутатов»,а также Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" закрепившего, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника (п. 2 ст. 126) и жилищный фонд социального использования подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления(п. 5 ст. 132), требования п.3 ст. 225 ГК РФ, определившего, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся и по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, и принимая во внимание, что совхоз «<***> и <***> и <***> располагались на территории ФИО11, суд полагает, что ФИО12 не является ненадлежащим ответчиком по иску ФИО1
Поскольку при обращении с исковым заявлением в суд, истец ФИО1. понесла расходы по оплате государственной пошлины в сумме <***> которые подтверждаются чеком ордера от ДД.ММ.ГГГГ № то в силу требований ст. 98 ГПК РФ, закрепившей, что государственная пошлина должна быть взыскана с ответчиков пропорционально удовлетворенных требований, суд считает необходимым взыскать данные расходы с ответчика – ФИО11.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования ФИО1 к ФИО11 о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобрететельной давности.
Признать право собственности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в силу приобретательной давности на <адрес> двухквартирном жилом <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО12 о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности- отказать.
Взыскать с ФИО11 в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме <***>
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Щукина Г.Д.