Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Гусейновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности в судебном порядке, взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени за 2017 в общей сумме 135 243,36 руб., сославшись на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему транспортного средства и объектов недвижимости, не исполнил в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес были направлены требования об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения. На основании заявления Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области мировым судьей судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти был вынесен судебный приказ № который определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с подачей ответчиком возражений относительно его исполнения.
Представитель административного истца ФИО3, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, требования налогового органа не признала. Суду пояснила, что налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания налоговых платежей. Административный ответчик постоянно проживает по адресу: <адрес>, однако налоговых уведомлений, требований он не получал. В удовлетворении административного иска просит отказать.
Суд, изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.
Согласно пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налог периодом. В соответствии с ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409 НК РФ).
Судом установлено, что на основании данных органов, осуществляющих регистрацию объектов недвижимости и транспортных средств в налоговый период 2017 ФИО1 являлся собственником автомобиля ГАЗ 33021 госномер № мощностью 99,20 л.с., иных строений, помещений и сооружений с № по адресу: <адрес>, земельного участка с № по адресу: <адрес>, СНТ «Клубничка»,13, земельного участка с № по адресу: <адрес>.
Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате за 2017 транспортного налога в размере 2 381 руб., налога на имущество физических лиц в размере 130 417 руб., земельного налога в размере 463 руб., с установлением срока для уплаты - ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный срок административным ответчиком налоги уплачены не были, поэтому ФИО1 направлено требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам: транспортный налог – 2381 руб., пени по транспортному налогу – 35,42 руб., налог на имущество физических лиц – 130 417 руб., пени – 1939 руб., земельный налог – 463 руб., пени по земельному налогу – 6,88 руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из административного иска следует, что в установленный срок административным ответчиком сумма задолженности по налогам не погашена. В связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО5 задолженности по налогам и пени. ДД.ММ.ГГГГ определением того же мирового судьи судебный приказ был отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Сторонами не оспаривается, что налоговым органом пропущен срок, установленный налоговым законодательством для принудительного взыскания налоговых платежей, о чем представителями сторон было заявлено в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для предъявления требований о взыскании недоимки по налогам в порядке искового производства истек ДД.ММ.ГГГГ, поскольку мировым судьей определение об отмене судебного приказа было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела же следует, что с административным иском налоговый орган обратился в Центральный райсуд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Налоговый орган ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока, указав в обоснование причин пропуска срока для обращения в суд то обстоятельство, что сведения об адресе регистрации стали известны налоговому органу при рассмотрении административного дела №, по которому административное исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без рассмотрения. До указанного периода налоговые уведомления и требования об уплате налогов, сборов, пени направлялись налоговым органом по последнему известному налоговому органу месту жительства налогоплательщика. Указанные причины, по мнению суд, не могут быть признаны уважительными для восстановления срока на подачу заявления, поскольку как видно из материалов административного дела №, обозревавшемуся судом, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по налога с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представителем должника ФИО4, действующей по доверенности, были поданы заявления о выдаче копии судебного приказа, возражение относительно исполнения судебного приказа и заявление о восстановлении срока на подачу возражений, где в качестве причины пропуска срока для подачи возражений указано не получение судебного приказа, так как должник проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, что подтверждается ксерокопией паспорта ФИО1 Мировой судья нашел данную причину уважительной и восстановил пропущенный срок для подачи возражений и отменил ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ. Таким образом, налоговому органу стало известно о правильном месте жительства налогоплательщика с даты вынесения определения об отмене судебного приказа, тем не менее, административный иск был подан в суд со значительным пропуском срока, установленного статьей 48 НК РФ.
В связи с этим суд полагает, что поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, действительно препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, то как следствие не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате транспортного налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ в Центральный районный суд г. Тольятти с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, а доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 (проживающему по адресу: <адрес>) о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени за 2017 по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 135 243,36 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Соболева Ж.В.