РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
16 февраля 2023 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-876/23 по иску Лобанова В. Д. к Администрации г.о. Самара о возмещении вреда,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации г.о. Самара (ОГРН 1026300967417) в пользу Лобанова В. Д. (паспорт серии №) 109 600 рублей в возмещение вреда, причинённого имуществу и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 7 000 рублей.
Возвратить Лобанову В. Д. из бюджета городского округа Самара уплаченную государственную пошлину в размере 3 532 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2023 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-876/23 по иску Лобанова В. Д. к Администрации г.о. Самара о возмещении вреда,
установил:
Лобанов В.Д. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Администрации г.о. Самара о возмещении вреда. В обоснование иска указывает, что является собственником автомобиля Ниссан Кашкай, государственный регистрационный знак № 18.06.2022 г. в Самаре, на <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие, его автомобиль под управлением Губанихина Д.В., наехал на яму. Согласно заключению не указанного заявителе лица №95/22 от 8.09.2022 г. стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учёта износа составляет 109 600 рублей. Просит взыскать указанную сумму в возмещение вреда, причинённого имуществу, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 7 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности от 25.06.2022 г. Погосян Р.А. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности от 16.01.2023 г. №Вн-1-03/2-07-00-0-1/226 и третьего лица Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности от 11.01.2023 г. №1-03/2-07-00-01/34 Леухина Л.Н. в судебном заседании иск не признала, полагала лицом, ответственным за причинённый вред, МП г.о. Самара «Благоустройство», представила письменный отзыв (л.д. 108-109).
Представитель третьего лица МП г.о. Самара «Благоустройство» по доверенности от 16.11.2022 г. №2851 Петров В.В. в судебном заседании полагал разрешение дела на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из свидетельства о регистрации транспортного средства серии № (л.д. 9-10), истцу принадлежит на праве собственности автомобиль Nissan Qashqai, VIN №, государственный регистрационный знак №
Как следует из административного материала, в частности, схемы места дорожно-транспортного происшествия, рапорта инспектора ДПС 3 роты 2 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Самаре, 18.06.2022 г. в 11 часов 00 минут на <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие – наезд автомобиля истца под его же управлением на яму.
Акт выявленных недостатков в содержании дорог сотрудниками ГИБДД не составлялся. Однако наличие выбоины на проезжей части <адрес> видно на фотографиях, приложенных к административному материалу.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п.1, 7, 8, 11, 12 ст.5 названного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Постановлением Правительства Самарской области от 9.08.2006 г. №106 утверждён Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> в г.о. Самара в данный перечень не включена. Постановлением Администрации г.о. Самара от 22.09.2014 г. №1441 утверждён Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о. Самара, в который включена <адрес> в полном объёме.
Таким образом, <адрес> в г.о. Самара относится к дорогам местного значения г.о. Самара.
В соответствии с п.9 ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст.7 Устава г.о. Самара к вопросам местного значения г.о. Самара относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Самара. К вопросам местного значения г.о. Самара относится также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пп.5 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п.1 ст.25 Устава г.о. Самара Администрация г.о. Самара является исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.о. Самара федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исполнительно-распорядительный орган муниципального образования осуществляет функции владельца автомобильных дорог местного значения соответствующего муниципального образования.
Таким образом, лицом, обязанным обеспечить содержание <адрес>, является Администрация г.о. Самара в качестве владельца этой дороги.
Суд не может согласиться с позицией Администрации г.о. Самара, полагающей ответственным за ненадлежащее содержание дороги лицом МП г.о. Самара «Благоустройство» по следующим причинам.
В обоснование своей позиции органы местного самоуправления ссылаются на наличие между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и МП г.о. Самара «Благоустройство» договора (муниципального контракта) от 28.12.2021 г. №51-МЗ/21 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения на территории г.о. Самара (л.д. 93-107). Между тем, заключение данного договора не влечёт перехода обязанности по возмещению вреда, причинённого третьим лицам вследствие ненадлежащего осуществления дорожной деятельности.
При заключении договора подряда лицом, ответственным за содержание дорог перед третьими лицами, остается заказчик.
В случае, если ненадлежащее состояние дороги было вызвано ненадлежащим исполнением МП г.о. Самара «Благоустройство» своих обязательств по муниципальному контракту от 28.12.2021 г. №51-МЗ/21, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара вправе требовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных привлечением к ответственности по деликтному обязательству.
В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
В силу п.1 ст.401 ГК РФ основанием ответственности Администрации г.о. Самара за ненадлежащее содержание дороги является наличие вины. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вина презюмируется, бремя доказывания её отсутствия лежит на Администрации г.о. Самара (п.2 ст.401 ГК РФ).
Отсутствие вины в ненадлежащем содержании дорожного полотна ответчиком не доказано.
Как следует из акта осмотра транспортного средства от 31.08.2022 г. №95/22 (л.д. 27-28), составленного ООО «Самарский центр судебной экспертизы», на автомобиле истца были выявлены разрушение шины переднего левого колеса, шины заднего левого колеса, отражателя брызговика заднего левого колеса, деформация диска переднего левого колеса, диска заднего левого колеса. Согласно заключению (исследованию) ООО «Самарский центр судебной экспертизы» от 8.09.2022 г. №95/22 (л.д. 18-48) стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учёта его износа составила 109 600 рублей.
У суда не имеется оснований не доверять представленному заключению, поскольку оно удовлетворяет предъявляемым требованиям, квалификация оценщика подтверждена документально, сведений о его заинтересованности в исходе дела не имеется, стоимостные показатели, использованные оценщиком, обоснованы.
Ответчик представленную оценку не оспаривал, о назначении судебной экспертизы для определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца не ходатайствовал.
В силу ст.15 ГК РФ возмещению подлежат также понесённые истцом необходимые расходы, связанные с реализацией своего права. К ним относятся расходы истца на оплату экспертно-оценочных услуг ООО «Самарский центр судебной экспертизы» по договору возмездного оказания услуг от 31.08.2022 г. №95/22 (л.д. 15) в размере 7 000 рублей, подтверждённые кассовым чеком от 9.09.2022 г. (л.д. 17).
Истцом не представлено документов, подтверждающих несение расходов истицы на оплату услуг представителя по договору возмездного оказания услуг от 24.06.2022 г. №57 (л.д. 49-50). Истец не лишён права обратиться в последующем с заявлением о возмещении судебных расходов.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации г.о. Самара (ОГРН 1026300967417) в пользу Лобанова В. Д. (паспорт серии №) 109 600 рублей в возмещение вреда, причинённого имуществу и расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 7 000 рублей.
Возвратить Лобанову В. Д. из бюджета городского округа Самара уплаченную государственную пошлину в размере 3 532 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.02.2023 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь