Петрозаводский городской судДело №12-475/17-8
(г. Петрозаводск, ул. Красная, 33)
Р Е Ш Е Н И Е
15 августа 2017 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Семерикова Тамара Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев жалобу Кокунина В.Л. на постановление начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природопользования и экологии РК фио2 от 20.04.2017г.по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении
Кокунина В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г<данные изъяты>, имеющего зарегистрированное место постоянного жительства и фактически проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
установил:
Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 20.04.2017г. Кокунин В.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
К административной ответственности Кокунин В.Л. привлечен по тем основаниям, что являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № при осуществлении хозяйственной деятельности допустил несанкционированное размещение на нем отходов производства и потребления – строительные отходы и грунт.
Кокунин В.Л. обратился с жалобой в суд, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия его вины в совершении административного правонарушения. В материалах дела отсутствуют доказательства ведения им хозяйственной деятельности на территории земельного участка, имеются доказательства того, что отходы от железобетонных конструкций завезены на земельный участок фио3 по согласованию с ИП фио1 Заявитель ссылается на то, что предпринял все от него зависящие меры для освобождения своего земельного участка от строительных отходов.
В судебном заседании Кокунин В.Л. доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, пояснил, что с фио3 он не знаком, никогда не просил его завозить на свой земельный участок строительные отходы от разборки моста.
Должностное лицо, вынесшее постановление, фио2 с жалобой не согласна, полагала, что вынесенное постановление является законным, а доводы жалобы необоснованными.
Заслушав лицо, привлеченное к административной ответственности, должностное лицо, вынесшее постановление, помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора фио3, которая сделала заключение о законности постановления, исследовав материалы дела, а также материалы административного дела №., материалы гражданского дела № по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Кокунину В.Л. о ликвидации несанкционированной свалки, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывается, что жалоба подана в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, является негативным воздействием.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст.ст. 3, 34 вышеуказанного закона юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны обеспечивать экологическую безопасность при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, а также обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 10, 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживаю, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, а также безопасными для здоровья населения и среды обитания.
В соответствии со статьей 1 Закона «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
На основании п.п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается: захоронение отходов в границах населенных пунктов; размещение отходов, на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Как следует из материалов дела Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, Управления Росприроднадзора по <адрес>, Администрации Петрозаводского городского округа проведена проверка по факту складирования отходов в водоохраной зоне оз. Логмозеро на земельном участке с кадастровым номером №, в районе жилого <адрес> в <адрес>.
В ходе проверки установлено и актом осмотра от 28.12.2016г. № подтверждается, что на указанном земельном участке размещены отходы от железобетонных конструкций. Среди отходов имеются использованные автомобильные покрышки. Часть крупных железобетонных конструкций (4 колонны) и металлические конструкции складированы в кучи. Площадь территории, на которой произведены работы, составляет 2900 кв.метров. В указанную площадь включена береговая полоса оз. Логмозера от границ земельного участка с кадастровым номером № до уреза воды и частично акватория <адрес> (до 5 метров вглубь озера). Географические координаты крайней точки в акватории озера составляют <данные изъяты>
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1475 кв.м. предоставлен в собственность для размещения индивидуального жилого дома (строительство жилого дома) и принадлежит Кокунину В.Л., что подтверждается выпиской из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ №. Участок полностью располагается в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы оз. <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что при разборе конструкций Гоголевского моста в <адрес> образовались строительные отходы, которые были вывезены водителем фио3 по договоренности с ИП фио1 на земельный участок с кадастровым номером № и сопредельную с ним территорию.
Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природопользования и экологии РК фио2 от 16.02.2017г (административное дело №) ИП фио1 был привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за нарушение требований природоохранного законодательства при транспортировании и конечном размещении строительных отходов, вывезенных с объекта – строительство путепровода через железнодорожные пути в створе <адрес> на земельный участок с кадастровым номером №.
В материалах административного дела № имеется договор подряда №, заключенный 5.12.2016г между АО «<данные изъяты>» и индивидуальным предпринимателем фио1, в соответствии с которым ИП фмо1 (подрядчик) берет обязательство выполнить своими и привлеченными силами комплекс работ по вывозу и захоронению (утилизации) строительного мусора на имеющем лицензию полигоне ТБО общий объем 15000 куб.м на объекте: строительство путепровода через железнодорожные пути в створе <адрес>.
Из объяснений ИП фио1, имеющихся в материалах административного дела № следует, что о размещении отходов в водоохранной и береговой полосе озера <адрес> ему стало известно 25-26 декабря. В ходе проведенной служебной проверки установлено, что отходы от моста на земельный участок в <адрес> были вывезены фио3, договор с которым был заключен в устной форме, в связи с отсутствием собственного транспорта, примерно было вывезено 8 машин объемом 120 куб.м., вывозились лом бетонных и железобетонных изделий.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля фио3 показал, что имеет в собственности транспортное средство КАМАЗ. По просьбе своего знакомого, работавшего на строительстве путепровода, он осуществлял вывоз строительных отходов. Отходы в количестве 5-8 машин вывозил на <адрес>, который говорил ему про В., но с присутствующим в судебном заседании Кокуниным он не встречался, не разговаривал.
Представленные в материалы дела письменные объяснения фио3 получены 16.01.2017г не в рамках рассматриваемого административного дела и административного дела №г., об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ фио3 не предупреждался, то есть объяснения получены с нарушением процессуальных требований и в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ доказательственного значения по делу не имеют.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что по просьбе Кокунина В.Л. строительные отходы были привезены на вышеуказанный земельный участок, доказательства того, что Кокунин В.Л. размещал строительные отходы на принадлежащем ему земельном участке.
Исходя из основных понятий, данных в ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
С учетом того, что строительные отходы образовались вследствие хозяйственной деятельности АО «Карелстроймеханизация», а обязанность по их вывозу и захоронению (утилизации), с соблюдением требований природоохранного законодательства, лежала на подрядчике - ИП фио1, прихожу к выводу об отсутствии вины Кокунина В.Л. в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Отсутствие вины свидетельствует и об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Кокунина В.Л.
В ходе производства по делу допущено нарушение принципа презумпции невиновности, что является существенным нарушением процессуальных норм, влекущее отмену постановления и прекращение производства по административному делу.
Наличие вступившего в законную силу судебного решения, которым Кокунин В.Л., как собственник земельного участка, обязан в течение месяца ликвидировать несанкционированную свалку отходов, не свидетельствует однозначно о наличии его вины в образовании свалки, а следовательно и совершении административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природопользования и экологии РК от 20.04.2017г.о привлеченииКокунина В.Л. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Т.А. Семерикова