Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-240/2016 ~ М-240/2016 от 10.10.2016

Дело --

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-- -- года

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,

при секретаре --9

с участием:

помощника прокурора -- --10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора -- действующего в интересах --2, --3, --4, несовершеннолетнего --5 к администрации Сапроновского сельсовета -- о возложении обязанности предоставить --2, --3, --4, несовершеннолетнему --5 во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

-- обратился в суд с указанным иском в интересах --2, --3, --4, несовершеннолетнему --5, на основании ст. 45 ГПК РФ, к администрации Сапроновского сельсовета -- о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

Заявление прокурора мотивировано тем, что по обращению --2, проживающей на территории Сапроновского сельсовета, проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления -- жилищного законодательства, в ходе, которой выявлены нарушения, допущенные администрацией Сапроновского сельсовета -- законодательства в указанной сфере.

Согласно договору социального найма жилого помещения от --, заключенному между администрацией Сапроновского сельсовета -- и --2 (далее - договор), последней предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: --. На основании п. 1.2 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: дочь - --4, внук - --5, сестра - --3.

Из п.п. «а» п. 2.2 договора следует, что в обязанности наймодателя входит передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.

Из информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по -- следует, что --2, --3, --4, --5 не являются собственниками жилого помещения, в том числе, расположенного по вышеуказанному адресу.

На основании выписки из реестра муниципальной собственности объектов недвижимости -- от -- жилой --, расположенный по адресу: --, является муниципальной собственностью муниципального образования Сапроновский сельсовет --.

Кроме того, установлено, что главой Сапроновского сельсовета --11 с --3 -- заключен договор социального найма жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, сроком на 1 год. В соответствии с ч. 2 ст. 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно письменной информации, предоставленной миграционным пунктом МО МВД России «Мазановский» от -- --2, --3, --4, --5 зарегистрированы по указанному адресу. Данная информация также подтверждается штампом в паспорте о регистрации по месту жительства у --2 с --, --3 с --, --4 с --.

Вместе с тем, регистрация --2, --3, --4, --5 по вышеуказанному адресу в период с 2001 года по 2013 год свидетельствует о заключении с указанными гражданами бессрочного договора социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 60 ЖК РФ.

Кроме того, в ходе проверки, установлено, что -- в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: --, в котором проживали --2, --3, --4, --5 проведено обследование, по результатам которого, межведомственной комиссией данное жилое помещение признавалось ветхим и непригодным для проживания (акт и заключение --).

Согласно техническому обследованию конструкций жилого дома по -- в -- от 2014 года, проведенного ООО Проектно - строительного объединения «Благовещенскпроект» по результатам обследования жилого дома установлено, что общее состояние квартиры аварийное, жилое помещение не пригодно для дальнейшей эксплуатации по своему функциональному назначению с проведением ремонтно-восстановительных работ, усилением конструкций и подлежит сносу.

Таким образом, --2, --3, --4, --5 проживали в жилом помещении, признанным аварийным и непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению и подлежащим сносу, чем создавалась прямая угроза их жизни и здоровью. Кроме того, весной 2015 года на дом, в котором они проживали, упал тополь и повредил крышу, в связи, с чем --2, --3, --4, --5 были вынуждены переехать и поселиться у племянника --2 - --12 в --. Установлено, что --12 по договору социального найма предоставлен жилой дом по указанному адресу общей площадью 33,4 кв. м.

Согласно справке администрации Сапроновского сельсовета от -- в настоящее время по адресу: --, проживает 7 человек: --2, --3, --4, --5, --12, --13, --14

Таким образом, на протяжении длительного времени, администрацией Сапроновского сельсовета -- не принимаются действенные меры не только по обеспечению жилищных прав --2, --3, --4, --5, путем предоставления пригодного для проживания жилого помещения, но и по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Кроме того, установлено, что на основании справки серия -- --, выданной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по --» --3 -- г.р. имеет вторую группу инвалидности, т.е. она не может самостоятельно защищать свои права и законные интересы, в связи, с чем и обратились с заявлением в прокуратуру --, а --5 является малолетним.

Прокурор просит суд возложить на администрацию Сапроновского сельсовета -- обязанность предоставить --2, --3, --4, несовершеннолетнему --5 по договору социального найма иное равнозначное по общей площади, ранее занимаемому им жилому помещению, благоустроенное применительно к условиям Сапроновского сельсовета и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам жилое помещение во внеочередном порядке на территории Сапроновского сельсовета.

Сторона ответчика - Администрация Сапроновского сельсовета -- в представленном суду письменном отзыве указала, что согласно Выписки из реестра муниципальной собственности объектов недвижимости Сапроновского сельсовета -- от -- -- балансосодержателем жилого дома расположенного по адресу: --, является администрация Сапроновского сельсовета. Согласно заключенному договору социального найма от -- администрацией Сапроновского сельсовета жилой дом по адресу; -- передан --2 и членам её семьи: дочери --4; внуку --5; сестре --3.

В соответствии с актом-передачи жилого помещения от -- --2 дом был принят без каких-либо возражений и замечаний. Однако, уже -- по обращению --14 B.P. межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми, жилых помещений не пригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной распоряжением администрации -- ---р от -- был составлен акт обследования помещения по адресу: --.

На основании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии по признанию жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от -- -- жилой дом, расположенный по адресу: -- по причине ветхости и высокого процента износа 83% - данные технического паспорта по состоянию на -- и несвоевременно проведенного капитального ремонта - жилое помещение, общей площадью 38,5 кв.м., расположенное в одноэтажном одноквартирном жилом доме признано ветхим н непригодным для проживаний.

Администрацией -- жилой дом по вышеуказанному адресу был включен в подпрограмму «Переселение граждан из ветхого жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории -- на 2015 год». Бюджетные средства на реализацию мероприятий данной программы поступили только для переселения из ветхого жилья на три семьи по категории «сироты».

В настоящее время данный жилой дом включен в Реестр жилого фонда -- непригодного для проживания, аварийного и подлежащего сносу, утвержденный постановлением администрации района от -- --. На момент заключения договора социального найма жилой квартиры от -- письменных заявлений и жалоб от гражданки --2 в администрацию Сапроновского сельсовета не поступало.

До обращения в прокуратуру -- -- письменных заявлений и жалоб от гражданки --2 в администрацию Сапроновского сельсовета не поступало. После получения искового заявления прокуратуры -- в Мазановский районный суд от -- администрацией Сапроновского сельсовета была проведены работа по предоставлению --2 жилья пригодного для проживания. В результате отсутствия на территории Сапроновского сельсовета свободного жилья, пригодного для проживания, --2 была предложена квартира в двухквартирном доме, расположенная по адресу; --. До настоящего времени oт --2 в администрацию ответ не поступил.

От третьего лица Администрации -- поступил письменный отзыв аналогичный отзыву представленному администрацией Сапроновского сельсовета --, в котором дополнительно указано, что в целях исполнения приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от -- --/пр «Об утверждении методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными» жилой дом, расположенный по адресу: --, включен в реестр аварийного фонда, признанного непригодным для проживания после --, формируемый в разделе «Сведения АЖС после 01.01.2012» рабочей области сайта (скриншот сайта). Просят рассмотреть дело в их отсутствии на основании ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица – органа опеки и попечительства Управления образования администрации -- --15, отзыв на исковые требования не представила, ходатайствовала рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия истца --3, представителя третьего лица Администрации --, представителя третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования администрации --, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании помощник прокурора -- --10, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, о том, что прокуратура обратилась в защиту интересов --2, --3, --4, несовершеннолетнего --5, в связи с тем, что --3 является инвалидом и не может сама в полной мере защищать свои права, кроме того --5 является малолетним. Жилое помещение, в котором проживали --2, --3, --4, несовершеннолетний --5, находится в муниципальной собственности администрации Сапроновского сельсовета -- и состоит в реестре ветхого жилья с января 2016 года. Проживание --2, --3, --4, несовершеннолетнего --5 в данном жилом помещении создает угрозу для их жизни и здоровья.

В судебном заседании истец --2 исковые требования прокурора -- поддержала, пояснив, что в настоящее время проживает в -- по адресу --, -- в частном жилом доме по устной договоренности с владельцами, которым оплачивает 1000 рублей в месяц за найм жилого дома, и несет расходы за электроэнергию, поскольку в аварийном жилье, расположенном по адресу: --, которое является ветхим, проживать в настоящее время не возможно. В данном жилом помещении они проживают по договору социального найма, который заключался с администрацией Сапроновского сельсовета -- в 2014 году и в 2016 году. Дом старый, за время проживания в доме ни администрация сельсовета, ни они капитальный ремонт дома не делали. Делались только текущие ремонты побелка, покраска. В 2013 году условия проживания в доме ухудшились, в 2014 году дом межведомственной комиссией был признан аварийным, она выехала из дома в --, где проживает и работает. В доме остались проживать ее сестра --3 и дочь с внуком, которые выехали позже.

В судебном заседании истец --4 исковые требования прокурора -- поддержала, пояснив, что из дома выехали в 2014 году, проживать в доме стало невозможно, после их выезда из дома на крышу дома упало дерево и повредив кровлю. Администрацию сельсовета об их выезде из дома ставила в известность --2

Представитель ответчика – Администрации Сапроновского сельсовета -- --11, в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в письменном отзыве в отношении заявленных требований, пояснив о том, что иск не признает, поскольку домов пригодных для проживания свободных от проживания граждан в -- нет. В устной беседе он предлагал --2 посмотреть два дома имеющихся в -- для вселения и дальнейшего проживания, она их посмотрела и отказалась заселяться, поскольку данные дома также нуждаются в капитальном ремонте. Финансовой возможности для производства капитального ремонта в этих домах у администрации Сапроновского сельсовета нет.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из статьи 60 ЖК РФ следует, что - по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно показаниям --2, она и ее сестра --3 проживали в жилом доме по адресу - -- длительное время, а именно с момента рождения, сестра снималась с регистрационного учета, проживала в --, но вернулась в -- и вновь зарегистрировалась по месту проживания, ранее жилой дом принадлежал совхозу, который менял свою правовую форму на товарищество и впоследствии был передан в собственность Сапроновского сельсовета, договоры социального найма с ответчиком заключались и ранее, но их они не сохранили. В качестве членов семьи в жилом доме проживали ее дочь --4, и внук --5, сестра --3 Как следует из пояснения сторон и представленных материалов дела, формы договоров социального найма были разные, одни предусматривали срок действия договора на год, другие не предусматривали срок действия договора. Однако при наступлении окончания срока действия договора, наймодатель (администрация Сапроновского сельсовета) не требовала выселения нанимателей, то есть фактически договор продолжал действовать. В связи с чем, суд приходит к выводу, что жилое помещение предоставлялось администрацией Сапроновского сельсовета истцам на условиях договора социального найма.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района кроме прочего относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 5 Устава Сапроновского сельсовета к вопросам местного значения поселения относится, в т.ч. обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 5 Устава Сапроновского сельсовета к вопросам местного значения района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Статьей 54 Устава Сапроновского сельсовета предусмотрено, что органы местного самоуправления Сапроновского сельсовета самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемым в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

-обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

- обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

В ч. 2 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу требований ч.ч. 1, 4 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В ч. 1 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от -- --, утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

В ч. 1 ст. 57 ЖК РФ регламентировано, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В тоже время, в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указывается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п. 2 Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от -- ---О-П, от -- ---О-О реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Из исследованных материалов следует, что спор возник о наличии оснований для понуждения администрации Сапроновского сельсовета -- представить истцам в пользование другое жилье в виду непригодности и аварийности жилого помещения, в котором они проживают.

Судом исследована копия технического заключения ---ТО, выданного ООО Проектно-строительного объединения «Благовещенскпроект», в которой содержатся выводы о том, что при обследовании жилого дома выявлены механические повреждения, влияющие на несущую способность строительных конструкций. По результатам обследования несущих конструкций жилого дома, который пострадал в результате чрезвычайной ситуации наводнения, произошедшего в июле-августе 2013 г. на территории --, установлено, что в результате чрезвычайной ситуации (подтопление ливневыми стоками) произошло резкое ухудшение технического состояния здания из-за уменьшения несущей способности грунтов основания (размыв, вымывание грунтов, обводнение и разрушение). Так как основные конструктивные элементы квартиры, инженерное обеспечение и благоустройство находятся в аварийном состоянии – жилое помещение не пригодно к дальнейшей эксплуатации по своему функциональному назначению с проведением ремонтно-восстановительных работ, усилением конструкций и подлежит сносу. По результатам обследования здания пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации (ливневые стоки) произошедшей в августе 2013 года на территории района, установлены следующие категории технического состояния конструкций квартиры: основание, фундаменты – аварийное; стены – аварийное; окна, двери – аварийное; перекрытия, покрытия – аварийное. Общее состояние квартиры – аварийное. Жилое помещение подлежит сносу.

Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной распоряжением администрации -- ---р от -- -- от -- жилой дом, расположенный по адресу: --, признан ветхим и отнесен к категории непригодных для постоянного проживания в связи с аварийностью состояния, на основании которого сделано заключение -- от --.

Из представленного акта обследования следует, что данный жилой дом, одноэтажный, одноквартирный, квартира двухкомнатная. --,5 кв. м. Год постройки 1968, процент износа по техническому паспорту составляет 83 %. Фундаменты - деревянные лежки, поражены грибком, фундамент ремонту не подлежит. Наружные и внутренние стены – деревянные, рубленные из бревен, венцы повреждены и загнили. Перегородки – деревянные, рубленные из бруса, наблюдается деформация перегородок. Чердачное перекрытие – деревянное балочное с накатом из досок и утеплением чердака, есть диагональные трещины на потолке, заметный прогиб. Крыша – 2-х скатная. Кровля из АЦВЛ имеются отколы, трещины. Окна – двойные, глухие, деревянные, перекос коробок, общее состояние оценивается как аварийное. Двери простые деревянные, наблюдается рас тройство дверных полотен. Полы - деревянные дощатые по деревянным лагам и настилом из досок. Наблюдаются прогибы и просадки. Внутренняя отделка – штукатурка с известковой окраской стен, потолка, наблюдается отслоение штукатурного слоя. Отопление – печное, при осмотре печи сдвиги кирпичей. Нарушение кладки печи, трещины. Водопровод – отсутствует. Электроснабжение – централизованное от существующих сетей. Сведения о несоответствии установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: основание, фундаменты – состояние ветхое; наружные и внутренние стены – состояние ветхое; перегородки – состояние ветхое; перекрытия, покрытия – состояние ветхое; окна и двери – состояние ветхое; поля – состояние ветхое. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: Техническое состояние в целом и отдельных несущих ограждающих конструкций – ветхое, помещение относится к категории ветхих, непригодных для проживания. Вывод: По причине ветхости и высокого процента износа (83 % - данные технического паспорта по состоянию на --) и несвоевременно проведенного капитального ремонта – признать жилое помещение, общей площадью 38,5 кв. м расположенное в одноэтажном одноквартирном жилом доме по адресу: -- ветхим и непригодным для проживания.

В связи с чем, комиссия приняла заключение о не соответствии требований, предъявляемых к жилому дому и непригодности для постоянного проживания, его сносе.

Эти же выводы подтверждены актом проверки от --, проведенной помощником прокурора -- --10, с привлечением начальника отдела жизнеобеспечения администрации -- --16 и начальника отдела гражданской защиты администрации -- --17, согласно которой установлены следующие обстоятельства: ранее -- в отношении жилого дома, расположенного по адресу: -- проведено обследование, по результатам которого межведомственной комиссией данное жилое помещение признавалось ветхим и непригодным для проживания (акт и заключение --). Согласно техническому обследованию конструкций указанного жилого дома от 2014 года, проведенного ООО Проектно-строительного объединения «Благовещенскпроект» установлено, что общее состояние квартиры аварийное, жилое помещение не пригодно для дальнейшей эксплуатации по своему функциональному назначению с проведением ремонтно-восстановительных работ, усилением конструкций и подлежит сносу. На момент проверки установлено, что при обследовании фундаментов и конструкций здания, выявлены следы деформаций вызванных просадками конструкций из-за обводнения и вымывания основания фундаментов, разуплотнения грунтов, вследствие чего образовались повреждения, гниение и трещины, деформации несущих стен и ограждающих конструкций. В процессе обследования в стенах и перегородках выявлены конструктивные дефекты. Имеются дефекты, недопустимые трещины. Свидетельствующие об осадках фундаментов, наружных и внутренних стен, перегородок. Имеются нарушения внутренней и внешней отделки здания, поражения гнилью и плесенью. Перекрытия имеют просадки совместно с просадками несущих стен. Балки имеют недопустимый прогиб, продольные трещины. Балки и конструкции пола покрыты плесенью и начинающейся гнилью, требуют ремонта и с полной заменой конструкции. Заполнение проемов в здании (окна, двери) нарушены в связи с просадками стен. Имеется перекос оконных и дверных проемов, трещины в стеклах. Провалы деревянных полов из-за разуплотнения грунтов и просадки конструкций фундамента. Повреждение шиферной кровли. Установлено обрушение кровли в результате падения на нее дерева. Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: основание, фундаменты – состояние аварийное; наружные стены и перегородки – состояние аварийное; чердачное перекрытие – состояние аварийное; окна и двери – состояние аварийное; полы – состояние аварийное. В настоящее время проживание граждан в указанном доме не возможно из-за угрозы жизни и здоровью граждан.

На основании постановления главы администрации -- -- от -- был утвержден реестр жилого фонда -- непригодного для проживания, аварийного и подлежащего сносу, жилое помещение в котором проживают истцы включено в данный реестр за --.

Из представленных паспортов истцов, следует, что они зарегистрированы по адресу: ----2(паспорт серии --) с --, --3 (паспорт серии --) с --, --4 (паспорт серии --) с --.

Согласно справкам администрации Сапроновского сельсовета -- от -- и --, --2, -- года рождения, зарегистрирована по адресу: --, совместно с ней зарегистрированы и проживают: дочь --4-- года рождения, внук --5, -- года рождения, сестра --2, -- года рождения.

Данная информация также подтверждается адресными справками миграционного пункта МО МВД России «Мазановский» от --.

Согласно акту передачи жилого помещения от --, --, общей площадью 38,5 кв. м, жилой площадью 24,3 кв. м, год постройки 1968, этажность --, этаж размещения квартиры (комнаты) 1, планировка и благоустройство квартиры ком. 2, материал стен дерево, физический износ 83 %, передано на момент заключения договора безвозмездного пользования специализированного жилого помещения главой администрации Сапроновского сельсовета --18 нанимателю --2

Жилой дом, расположенный по адресу: --, является собственностью администрации Сапроновского сельсовета -- и включен в реестр муниципальной собственности объектов недвижимости --, что подтверждается представленной выпиской из реестра и другими представленными документами по делу.

В судебном заседании ответчиком не оспаривалось, что на основании договоров социального найма от -- с --2 и -- с --3 они являются нанимателями вышеуказанного жилого помещения, признанного аварийным.

Из материалов дела также следует, что право собственности на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за --2, --3, --4, несовершеннолетним --5 не зарегистрировано.

В соответствии с требованиями п. 49 Положения, на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно п.1 с.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Факт непригодность жилья установлен с 2014 года, однако администрация Сапроновского сельсовета -- не предоставляет другое жилье.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Из п.1 ст. 89 ЖК РФ следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Правовой анализ приведенных положений нормативных правовых актов свидетельствует суду о том, что именно органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, проживающих в сельских поселений, территориально входящих в состав данных муниципалитетов.

При этом вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.

То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав истцов: --2, --3, --4, несовершеннолетнего --5, на обеспечение его жильем органами местного самоуправления.

В силу ст. 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право истцов не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями.

Исследованные материалы дела подтверждают, что администрацией -- жилой дом по вышеуказанному адресу был включен в подпрограмму «Переселение граждан из ветхого жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории -- на 2015 год». Бюджетные средства на реализацию мероприятий данной программы поступили только для переселения из ветхого жилья на три семьи по категории «сироты». Постановлением главы администрации -- -- от -- был утвержден реестр жилого фонда -- признанных непригодными для проживания в 2015 году и списка граждан --, подлежащих переселению в 2015 году, жилое помещение истцов включено в данный реестр за -- и в списке граждан значится за -- - --2. Однако реализация данной программы была предусмотрена с 2012 по 2015 гг., в настоящее время программа прекратила свое действие.

Других доказательств о включении данного дома в действующую программу расселения, суду представлено не было.

Однако принимая заключение об отнесении жилого дома по адресу: --, к категории непригодного для проживания, орган местного самоуправления фактически признал обязанность по представлению истцам другого жилого помещения.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик несет обязанность перед истцами по обеспечению их другим муниципальным жильем надлежащего качества по договору социального найма. Требования прокурора -- в интересах истцов основаны на законе и подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось сторонами, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния. Указанные обстоятельства подтверждены актами и заключениями межведомственных комиссий администрации --, из которых следует, что -- по адресу – --, в -- имеет деформации фундамента, несущих конструктивных элементов дома, биологическое повреждения (процесс гниения), все дефекты конструктивных элементов дома свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности разрушения.

Мнение представителя ответчика о том, что истцы на момент обращения прокурора в их интересах в суд не проживают в жилом доме по адресу: --, самостоятельно выехали из дома не поставив администрацию Сапроновского сельсовета в известность об этом и, не передав дом по акту приема-передачи администрации, суд находит несостоятельным, поскольку невозможность проживания в доме на момент обращения с исковым заявлением в суд, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами - актом межведомственной комиссии от --;актом проверки от --, проведенной помощником прокурора -- --10, с привлечением начальника отдела жизнеобеспечения администрации -- --16 и начальника отдела гражданской защиты администрации -- --17, свидетельствующим, что дом находится в аварийном состоянии, проживание в доме создается опасность для жизни и здоровья; представленными фотографиями данного жилого дома. Доказательств, подтверждающих факт возможности дальнейшего проживания в данном доме, ответчиком в судебном заседании представлено не было.

Также несостоятелен довод ответчика о том, что истцы в администрацию сельсовета не обращались с письменными заявлениями о нуждаемости в жилье в связи с аварийностью жилого дома, и не являются участниками какой-либо действующей программы, но доказательств опровергающих нуждаемость истцов в жилье, ответчиком также не представлено.

Кроме того, судом учитывается, что договоры социального найма между --2, --3 и ответчиком, заключенные с --, -- продолжают действовать, истцы: --2, --3, --4, несовершеннолетний --5 не признаны утратившими право пользования данным жилым помещением, расположенным по --. Вынужденный выезд истцов из жилого помещения в виду его аварийности безусловным поводом для прекращения правоотношений по договору социального найма не является.

Оценив в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и принимая во внимание, что стороной истца в соответствии с правилами ст. ст. 56, 57 ГПК РФ суду представлены достоверные, допустимые доказательств подтверждающие факт наличия у истцов --2, --3, --4, несовершеннолетним --5 не реализованного права на предоставление им жилого помещения, по договору социального найма, в связи, с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании выше изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора -- действующего в интересах --2, --3, --4, несовершеннолетнего --5 к администрации Сапроновского сельсовета -- о возложении обязанности предоставить --2, --3, --4, несовершеннолетнему --5 во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать Администрацию Сапроновского сельсовета -- предоставить --2, --3, --4, несовершеннолетнему --5, проживающим по адресу: -- по договору социального найма иное равнозначное по общей площади, ранее занимаемому ими жилому помещению, благоустроенное применительно к условиям Сапроновского сельсовета и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам жилое помещение во внеочередном порядке на территории Сапроновского сельсовета.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через -- путем поддачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.--

2-240/2016 ~ М-240/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мазановского района
Ответчики
Администрация Сапроновского сельсовета
Другие
Орган опеки и попечительства Управления образования Администрации Мазановского района
Администрация Мазановского района
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Кузнецова Е.Г.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
10.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2016Передача материалов судье
11.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2016Подготовка дела (собеседование)
21.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2016Судебное заседание
07.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее