Дело № 2-686/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Логвиновой О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской
области 18 июня 2018 года
гражданское дело по иску Кузьмич А.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец Кузьмич А.В. обратился в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> его одинокая мать была лишена родительских прав, в <...> году мать умерла. На основании распоряжения Администрации <адрес> от <дата>. №-р, он в период с <дата>. по <дата>. находился на полном государственном обеспечении в детском доме-интернате «<...>».
Жилого помещения для постоянного проживания не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>, справкой БТИ от <дата>. В настоящее время зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (с <дата> по <дата>). Данное жилое помещение (общежитие) принадлежит Государственному казенному профессиональному образовательному учреждению <...>
Согласно справке Управления образования Администрации Анжеро- Судженского городского округа от <дата> он включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно закону <адрес> от <дата> № - ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», номер очереди 342.
Просил суд с учетом уточнений обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, общей площадью не менее 18 кв.м.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Кроме того, пояснил, что мать умерла в 2016 году, отца он своего никогда не знал. В <...> году был определен в Дом малютки, потом в Детский дом, где находился до <...> года, потом уехал на учебу в г<...>, на втором курсе перевелся в <...> техникум в <...>, где учится в настоящее время. Фактически проживает у своей тети по <адрес>, своего жилья не имеет, временно зарегистрирован в общежитии учебного заведения.
Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Семенова Н.Н., действующая по доверенности от <дата>, в суде иск не признала, поскольку будут нарушены права других граждан по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет ранее истца.
Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа Михайлова Н.С., действующая на основании доверенности от <дата>, заявленные истцом исковые требования поддержала, пояснила суду, что истец действительно состоит на учете нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведений о наличии сохранного письма на жилое помещение не имеется. Истцу предоставлено общежитие от учебного заведения, что не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 вышеназванного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ст. 5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (п. 4).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 5).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Судом установлено, что истец Кузьмич А.В., родившийся <дата> (л.д.4,5), является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать КЕВ решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата>, вступившим в законную силу, лишена родительских прав (л.д.6), сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери (л.д.5).
Мать истца КЕВ умерла <дата>, что следует из свидетельства о смерти <...> №, выданном ОЗАГС г. Анжеро-Судженск <дата> (лд.8).
Распоряжением Администрации <адрес> от <дата> №-р Кузьмич А.В. направлен на полное государственное обеспечение в Детский дом-школу № (лд.7).
Из справки МКОУ ДС ДД Росток от <дата> следует, что Кузьмич А.В. являлся воспитанником детского дома и находился на полном гособеспечении с <дата> по <дата> (л.д. 9).
Согласно справке, выданной начальником жилищного отдела администрации <адрес> от <дата> следует истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий, на дату выдачи справки очередь № (л.д. 10).
Согласно справке Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> Кузьмич А.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На дату выдачи справки очередь истца №. Сохранного жилья не имеет.
Согласно сведениям паспорта истец регистрации по месту жительства не имеет (л.д.14).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от <дата> Кузьмич А.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на период с <дата> по <дата> (лд.13).
Согласно справке филиала № 1 БТИ <адрес> от <дата> сведений о наличии недвижимого имущества за Кузьмич А.В. не имеется (л.д.12).
В едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Кузьмич А.В., подтверждающая наличие у него в собственности объектов недвижимого имущества (л.д. 11).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда законом возложено на ответчика, а условия, при которых предоставляется жилое помещение, соблюдены.
Кузьмич А.В. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, которое ему должно быть предоставлено на основании решения органа местного самоуправления по договору найма специализированного жилого помещения, а именно: администрацией Анжеро-Судженского городского округа, поскольку непосредственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью, в том числе, по договорам найма специализированного жилого помещения, возлагается на основании п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» именно на органы исполнительной власти по месту жительства детей.
Объективная нуждаемость истца в жилье, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, суду не представлено.
В данном случае Кузьмич А.В. достиг совершеннолетия <дата>, до этого времени находился на воспитании в образовательном учреждении для детей сирот, то есть в 2015 году у истца возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, по достижению совершеннолетия.
Иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, а регистрация истца по месту пребывания носит временный характер, иных доказательств, опровергающих указанное, не представлено.
В п. 3 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Законодательством субъекта Российской Федерации – Кемеровской области, также не предусмотрена очередность по списку при предоставлении жилья лицам указанной категории.
При этом, согласно указанной норме, целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Кузьмич А.В. имеет право на предоставление жилья указанной категории.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с п. 2 Решения городского Совета народных депутатов от 02.11.2015 года №384 (принятого на сессии Совета Народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа 29.10.2015г.), в Анжеро-Судженском городском округе установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина - 18 квадратных метра.
Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона, суд обязывает ответчика предоставить Кузьмич А.В. лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте Анжеро-Судженского городского округа, общей площадью не менее 18 кв. м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кузьмич А.В. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения полностью удовлетворить.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Кузьмич А.В., <дата> года рождения, уроженцу г<...>, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в черте Анжеро-Судженского городского округа, общей площадью не менее 18 метров квадратных.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено 25.06.2018.