УИД 36RS0006-01-2019-001021-37
№ 2а-421/2021
Строка 3.020а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» февраля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Лебедева Р.А.,
заинтересованных лиц: Санигурской О.Н., Петровой Е.А.,
представителя заинтересованного лица Федюнина А.Н. по доверенности Полянских Н.Н.,
представителя Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области, действующей на основании доверенности Акимовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кошелева Дмитрия Николаевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным приказа от 31.10.2018 №1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №», возложении обязанности восстановить нарушенное право путем восстановления границ и площади земельного участка в состояние на дату его первичной постановки на государственный кадастровый учет,
установил:
Первоначально административный истец Кошелев Д.Н. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений о признании незаконным Приказа от 31.10.2018 № 1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домой по <адрес> на кадастровом плане территории №», о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домой по <адрес> на кадастровом плане территории №, кадастровый №, с учетом части земельного участка, необходимого для прохода и проезда к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, общей площадью 5139 кв.м, с кадастровым номером №.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 28.06.2019 в удовлетворении требований отказано (т.4 л.д.200-2006).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 12.11.2019 года решение суда от 28.06.25019 года оставлено без изменения (т.6 л.д.270-276).
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2020 решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12.11.2019 оставлено без изменения (т.7 л.д.64-68).
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2020 года решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28.06.2019, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12.11.2019 и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2020 отменены и административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т.8 л.д.148-154).
Административный истец Кошелев Д.Н. с учетом уточнений обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 5139 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – здания и сооружения фирмы.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ДИЗО ВО, Департамент, ответчик) от 31.10.2018 № 1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №» утверждена схема расположения земельного участка категории земель населенных пунктов, площадью 1892 кв.м, с разрешенным использованием «многоквартирные среднеэтажные жилые дома», по <адрес>, в том числе, с частями земельных участков, на которых предполагается установить право ограниченного использования, площадью 774 кв.м., в том числе, с частью земельного участка, площадью 774 кв.м, ограниченного в использовании охранной зоной сетей инженерно-технического обеспечения, площадью 147 кв.м, ограниченного в использовании проходом и проездом, площадью 1892 кв.м, занятой охранной зоной объекта культурного наследия, расположенного в территориальной зоне с индексом Ж5 – «Зона среднеэтажной застройки», на кадастровом плане территории №
В обоснование заявленных требований административный истец Кошелев Д.Н. ссылается на то, что Департамент не в праве был принимать решение об образовании нового земельного участка площадью 1892 кв.м из исходного земельного участка площадью 1027 кв.м по <адрес>; утвержденная спорным приказом схема расположения земельного участка не соответствует проекту планировки территории; нарушен порядок образования смежного земельного участка, поскольку согласования с Кошелевым Д.Н. не имеется, что нарушает его права.
В административном исковом заявлении, с учетом уточнений, просил: признать незаконным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 31.10.2018 №1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №»; возложить обязанность восстановить нарушенные права Кошелева Д.Н. путем восстановления границ и площади земельного участка № в состояние на дату его первичной постановки на государственный кадастровый учет - 27.10.2003 года (т.9 л.д.49-50).
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Барковская Е.В.
В судебное заседание административный истец Кошелев Д.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Кошелева Д.Н., действующий на основании доверенности Лебедев Р.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме; пояснил изложенное.
Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился; представлены письменные возражения (т.9 л.д.56-59).
Заинтересованные лица Санигурская О.Н. и Петрова Е.А. возражали против удовлетворения требований, считали их незаконными и не подлежащими удовлетворению, пояснили, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, и соответственно, собственниками земельного участка, на котором расположен жилой дом. Границы земельного участка установлены с учётом фактического землепользования. Граница земельного участка между земельным участком по <адрес> всегда была разделена кирпичными заборами, установленными на каждом из участков. Спор возник, когда со стороны земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, был разрушен забор. Утверждают, что выход на <адрес>, земельный участок, принадлежащий административному истцу, некогда не имел.
Представитель заинтересованного лица Федюнина А.Н. по доверенности Полянских Н.Н. считала исковые требования не обоснованными, поддержала представленные в дело письменные возражения, указав, что истцом не доказано нарушение его прав (т.9 л.д.63-64),
Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области, действующий на основании доверенности Акимова О.В. полагалась на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» и в соответствии с п. 5.36 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (п.13 ст. 39.20 ЗК РФ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Вводного закона). В силу чч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 01.03.2017 (Т.1 л.д.24-26), передаточного акта (Т.1 л.д.27) административному истцу Кошелеву Д.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 5139 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – здания и сооружения фирмы. Кадастровый учёт земельного участка осуществлен 04 марта 2015. Границы земельного участка в установленном законом порядке утверждены (т.1 л.д.30-33).
Земельный участок граничит, в том числе, с земельным участком, расположенным по <адрес> и земельным участком по <адрес>.
Согласно материалам дела, под многоквартирным среднеэтажным домом, расположенным по адресу: <адрес>, образован и 27 октября 2003 г. поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № площадью 1027 кв.м, фактически занимаемый этим домом.
Согласно данным картографической основы, земельный участок, расположенный по <адрес>, частично ограничен в использовании охранной зоной сетей инженерно-технического обеспечения и территорией, занимаемой проездом, в связи с чем, в оспариваемом постановлении предусмотрено право ограниченного использования, площадью 774 кв.м, в том числе, с частью земельного участка, площадью 774 кв.м, ограниченного в использовании, площадью 147 кв.м, ограниченного в использовании проходом и проездом.
На основании информационного сообщения ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области от 19.04.2019 № 16-02743/19 (т.2 л.д.2), кадастрового дела объекта недвижимости (т.2 л.д.6-92), судом установлено, что сведения о земельном участке, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 1027 кв.м, категории земель – «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования - «строение (нежилое помещение с организацией входной группы)», были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27.10.2003 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учёт от 23.10.2003 №.
Одновременно с заявлением предъявлено постановление администрации города Воронежа Воронежской области от 28.01.2003 № 167, постановление от 15.05.2003 № 1026 о внесении изменения в него и описание земельного участка, подготовленного МУП «Управление главного архитектора г.Воронеж».
Как следует из постановления, Мухиной В.И., собственнику нежилого встроенного помещения III в лит. Б № №, предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из земель поселений по <адрес> 27.08.2003 заключен соответствующий договор аренды (т.2 л.д.11-20).
Договор аренды земельного участка, фактически занимаемого нежилым помещением, 02.03.2004 заключен с Есауленко Т.П. (т.2 л.д.32-38).
Договор аренды земельного участка, фактически занимаемого нежилым встроенным помещением, 20.09.2004 заключен с ФИО1 (т.2 л.д.43-54).
В силу приведенных норм жилищного законодательства, поскольку земельный участок по <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, был образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещения в этом многоквартирном доме со дня вступления в силу названного кодекса, то есть с 1 марта 2005 года, в границах и размере, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, земельный участок <адрес> площадью 1027 кв.м с 1 марта 2005 года находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, а не в собственности публично-правового образования.
На основании Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, Департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 5.36 указанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Судом установлено, что 22 июня 2018 в ДИЗО ВО обратилась Санигурская О.Н. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> (т.1 л.д.233).
В подтверждение своих полномочий предоставила свидетельство о праве собственности на квартиру, расположенную в указанном многоквартирном жилом доме, а также протокол № 10 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 27 апреля 2018 (т.1 л.д.235-241).
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства и расположенные на указанном земельном участке объекты, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из мотивированного сообщения Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 28 июня 2018 (т.1 л.д.247-249) расчет нормативного размера земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным домом, произведен на основании приказа Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26 августа 1998 № 59 «Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» (т.2 л.д.72-76).
Расчет содержится в пояснительной записке (т.1 л.д.241-242) к схеме расположения земельного участка, и содержит информацию, что площадь сформированного земельного участка 1892 кв.м не превышает минимальное значение – 2566 кв.м.
Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 28 июня 2018 (т.1 л.д.247-249) предоставлена информация о том, что в соответствии с Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II, земельный участок по <адрес> расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (4-8 этажей).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж5 – зона среднеэтажной застройки.
Часть территории земельного участка, кадастровый №, площадью 1892 кв.м, занята зоной охраны объекта культурного наследия федерального значения <адрес>, а именно, зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности данного объекта культурного наследия, установленной постановлением Правительства Воронежской области от 09.12.2015 № 942.
В связи с чем, в постановлении предусмотрено ограничение в использовании части земельного участка, площадью 1892 кв.м, занятой охранной зоной объекта культурного наследия.
Приказом ДИЗО ВО от 31 октября 2018 № 1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домой по <адрес> на кадастровом плане территории №» (т.1 л.д.225-226) утверждена схема расположения земельного участка (т.1 л.д.227-232) категории земель населенных пунктов площадью 1892 кв.м, с разрешенным использованием «многоквартирные среднеэтажные жилые дома», по <адрес>, в том числе, с частями земельных участков, на которых предполагается установить право ограниченного использования, площадью 774 кв.м, в том числе, с частью земельного участка, площадью 774 кв.м, ограниченного в использовании охранной зоной сетей инженерно-технического обеспечения, площадью 147 кв.м, ограниченного в использовании проходом и проездом, площадью 1892 кв.м, занятой охранной зоной объекта культурного наследия, расположенного в территориальной зоне с индексом Ж5 – «Зона среднеэтажной застройки», на кадастровом плане территории №
В соответствии с п.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ (пп. 3 п.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Поскольку земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с 1 марта 2005 года находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, а не в собственности Воронежской области, Департамент с учетом полномочий, установленных постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009 г. № 365 не вправе был принимать решение об образовании нового земельного участка площадью 1892 кв.м из исходного земельного участка площадью 1027 кв.м.
Утвержденной Приказом № 1757з схемой расположения земельного участка установлено ограниченное использование в отношении части земельного участка площадью 1892 кв.м, занятого проходом и проездом; частично земельный участок сформирован за счет территории проезда.
В силу п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации проезды отнесены к территории общего пользования. Передача в частную собственность территории общего пользования противоречит положениям пункта 12 статьи 85 ЗК РФ.
Таким образом, в связи с изданием оспариваемого приказа имело место изменение основных характеристик земельного участка с кадастровым номером № площадью 1027 кв.м (<адрес>), к которым относится описание местоположения объекта недвижимости и его площадь (пункты 3, 9 части 4 статьи 28 Закона № 218-ФЗ).
Из статьи 22 Закона № 2018-ФЗ и статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» следует, что для внесения в ЕГРН новых сведений о характеристиках земельного участка необходимо проведение кадастровых работ, результатом которых является составление межевого плана земельного участка.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч.3 ст.39 ФЗ № 221-ФЗ).
Акт согласования местоположения границ земельных участков является неотъемлемой частью межевого плана, изготавливаемого кадастровым инженером. В свою очередь, местоположение границ подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН (ст. 40 ФЗ № 221-ФЗ).
Как указано выше, земельный участок административного истца с кадастровым номером № является смежным с земельным участком с кадастровым номером № (<адрес>), следовательно, уточнение местоположения границ спорного земельного участка требует согласования с Кошелевым Д.Н.
Между тем, как следует из акта согласования местоположения границ земельного участка № (<адрес>), согласование с административным истцом не проводилось (т.2 л.д.71), что и не оспаривалось стороной ответчика в ходе рассмотрения дела; доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
В соответствии с пунктами 1 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца указывал, что незаконность утверждения схемы связана с тем, что в состав земельного участка включен земельный участок общего пользования, обеспечивающий проезд со стороны <адрес> к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>. Утверждал, что единственно возможным является проход и проезд к земельному участку <адрес> со стороны <адрес>, между домами № представлено экспертное заключение.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу земельный участок, кадастровый №, площадью 5139 кв.м, с разрешенным использованием «здания и сооружения фирмы», расположен по адресу: <адрес>.
Смежные к данному участку – земельные участки, кадастровый № (<адрес>) и № (<адрес>), с разрешенным использованием «под благоустройство, с организацией проходов к основному земельному участку по <адрес>», площадью 334 кв.м и 610 кв.м соответственно, обременены правом аренды в пользу Кошелева Д.Н. Срок действия договоров до 19.01.2020 (т.9 л.д.68-73, 74-79). Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что указанные договоры не расторгнуты, производится оплата арендных платежей.
Однако, назначение земельных участков для благоустройства и прохода не может служить доказательством существования на этом земельном участке проезда автомобильного транспорта.
Между тем, каких-либо доказательств, что указанные земельные участки, находящиеся в аренде, могут быть использованы для проезда автомобильного транспорта в материалы дела не представлено.
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации.
Земельный участок по <адрес> расположен в границах территории, ограниченной <адрес>, <адрес> <адрес> в городском округе город Воронеж, в отношении которой постановлением администрации городского округа город Воронеж от 28.03.2015 № 353 утвержден проект планировки указанной территории (т.4 л.д.66). Из плана «Планировочная организация территории», Разбивочного плана красных линий проекта планировки территории усматривается, что между домами № и № по <адрес> не предусмотрено частичного закрытия проезда к земельному участку административного истца, как указано на оспариваемой схеме расположения земельного участка, что свидетельствует о несоответствии данной схемы проекту планировки территории.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ принят не уполномоченным органом, с нарушением процедуры согласования, чем нарушены права административного истца, а требования административного истца о признании незаконным приказа от 31.10.2018 №1757з подлежащими удовлетворению.
Требования административного истца в части возложения обязанности на ответчика восстановить нарушенное право истца путем восстановления границ и площади земельного участка в состояние на дату его первичной постановки на государственный кадастровый учет, суд считает не подлежащими удовлетворению.
Первоначально с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обращалась заинтересованное лицо Санигурская О.Н., а не административный истец. Кроме того, поскольку земельный участок по <адрес> находится в собственности жильцов данного многоквартирного дома, то у административного ответчика отсутствуют полномочия на утверждение схемы земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Кошелева Дмитрия Николаевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным приказа от 31.10.2018 №1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №», возложении обязанности восстановить нарушенное право путем восстановления границ и площади земельного участка в состояние на дату его первичной постановки на государственный кадастровый учет, удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 31.10.2018 №1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №».
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судьи Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2021.
УИД 36RS0006-01-2019-001021-37
№ 2а-421/2021
Строка 3.020а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» февраля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Лебедева Р.А.,
заинтересованных лиц: Санигурской О.Н., Петровой Е.А.,
представителя заинтересованного лица Федюнина А.Н. по доверенности Полянских Н.Н.,
представителя Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области, действующей на основании доверенности Акимовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кошелева Дмитрия Николаевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным приказа от 31.10.2018 №1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №», возложении обязанности восстановить нарушенное право путем восстановления границ и площади земельного участка в состояние на дату его первичной постановки на государственный кадастровый учет,
установил:
Первоначально административный истец Кошелев Д.Н. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений о признании незаконным Приказа от 31.10.2018 № 1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домой по <адрес> на кадастровом плане территории №», о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домой по <адрес> на кадастровом плане территории №, кадастровый №, с учетом части земельного участка, необходимого для прохода и проезда к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, общей площадью 5139 кв.м, с кадастровым номером №.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 28.06.2019 в удовлетворении требований отказано (т.4 л.д.200-2006).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 12.11.2019 года решение суда от 28.06.25019 года оставлено без изменения (т.6 л.д.270-276).
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2020 решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12.11.2019 оставлено без изменения (т.7 л.д.64-68).
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2020 года решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28.06.2019, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12.11.2019 и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2020 отменены и административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т.8 л.д.148-154).
Административный истец Кошелев Д.Н. с учетом уточнений обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 5139 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – здания и сооружения фирмы.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ДИЗО ВО, Департамент, ответчик) от 31.10.2018 № 1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №» утверждена схема расположения земельного участка категории земель населенных пунктов, площадью 1892 кв.м, с разрешенным использованием «многоквартирные среднеэтажные жилые дома», по <адрес>, в том числе, с частями земельных участков, на которых предполагается установить право ограниченного использования, площадью 774 кв.м., в том числе, с частью земельного участка, площадью 774 кв.м, ограниченного в использовании охранной зоной сетей инженерно-технического обеспечения, площадью 147 кв.м, ограниченного в использовании проходом и проездом, площадью 1892 кв.м, занятой охранной зоной объекта культурного наследия, расположенного в территориальной зоне с индексом Ж5 – «Зона среднеэтажной застройки», на кадастровом плане территории №
В обоснование заявленных требований административный истец Кошелев Д.Н. ссылается на то, что Департамент не в праве был принимать решение об образовании нового земельного участка площадью 1892 кв.м из исходного земельного участка площадью 1027 кв.м по <адрес>; утвержденная спорным приказом схема расположения земельного участка не соответствует проекту планировки территории; нарушен порядок образования смежного земельного участка, поскольку согласования с Кошелевым Д.Н. не имеется, что нарушает его права.
В административном исковом заявлении, с учетом уточнений, просил: признать незаконным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 31.10.2018 №1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №»; возложить обязанность восстановить нарушенные права Кошелева Д.Н. путем восстановления границ и площади земельного участка № в состояние на дату его первичной постановки на государственный кадастровый учет - 27.10.2003 года (т.9 л.д.49-50).
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Барковская Е.В.
В судебное заседание административный истец Кошелев Д.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Кошелева Д.Н., действующий на основании доверенности Лебедев Р.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме; пояснил изложенное.
Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился; представлены письменные возражения (т.9 л.д.56-59).
Заинтересованные лица Санигурская О.Н. и Петрова Е.А. возражали против удовлетворения требований, считали их незаконными и не подлежащими удовлетворению, пояснили, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, и соответственно, собственниками земельного участка, на котором расположен жилой дом. Границы земельного участка установлены с учётом фактического землепользования. Граница земельного участка между земельным участком по <адрес> всегда была разделена кирпичными заборами, установленными на каждом из участков. Спор возник, когда со стороны земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, был разрушен забор. Утверждают, что выход на <адрес>, земельный участок, принадлежащий административному истцу, некогда не имел.
Представитель заинтересованного лица Федюнина А.Н. по доверенности Полянских Н.Н. считала исковые требования не обоснованными, поддержала представленные в дело письменные возражения, указав, что истцом не доказано нарушение его прав (т.9 л.д.63-64),
Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области, действующий на основании доверенности Акимова О.В. полагалась на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» и в соответствии с п. 5.36 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (п.13 ст. 39.20 ЗК РФ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Вводного закона). В силу чч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 01.03.2017 (Т.1 л.д.24-26), передаточного акта (Т.1 л.д.27) административному истцу Кошелеву Д.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 5139 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – здания и сооружения фирмы. Кадастровый учёт земельного участка осуществлен 04 марта 2015. Границы земельного участка в установленном законом порядке утверждены (т.1 л.д.30-33).
Земельный участок граничит, в том числе, с земельным участком, расположенным по <адрес> и земельным участком по <адрес>.
Согласно материалам дела, под многоквартирным среднеэтажным домом, расположенным по адресу: <адрес>, образован и 27 октября 2003 г. поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № площадью 1027 кв.м, фактически занимаемый этим домом.
Согласно данным картографической основы, земельный участок, расположенный по <адрес>, частично ограничен в использовании охранной зоной сетей инженерно-технического обеспечения и территорией, занимаемой проездом, в связи с чем, в оспариваемом постановлении предусмотрено право ограниченного использования, площадью 774 кв.м, в том числе, с частью земельного участка, площадью 774 кв.м, ограниченного в использовании, площадью 147 кв.м, ограниченного в использовании проходом и проездом.
На основании информационного сообщения ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области от 19.04.2019 № 16-02743/19 (т.2 л.д.2), кадастрового дела объекта недвижимости (т.2 л.д.6-92), судом установлено, что сведения о земельном участке, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 1027 кв.м, категории земель – «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования - «строение (нежилое помещение с организацией входной группы)», были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27.10.2003 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учёт от 23.10.2003 №.
Одновременно с заявлением предъявлено постановление администрации города Воронежа Воронежской области от 28.01.2003 № 167, постановление от 15.05.2003 № 1026 о внесении изменения в него и описание земельного участка, подготовленного МУП «Управление главного архитектора г.Воронеж».
Как следует из постановления, Мухиной В.И., собственнику нежилого встроенного помещения III в лит. Б № №, предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из земель поселений по <адрес> 27.08.2003 заключен соответствующий договор аренды (т.2 л.д.11-20).
Договор аренды земельного участка, фактически занимаемого нежилым помещением, 02.03.2004 заключен с Есауленко Т.П. (т.2 л.д.32-38).
Договор аренды земельного участка, фактически занимаемого нежилым встроенным помещением, 20.09.2004 заключен с ФИО1 (т.2 л.д.43-54).
В силу приведенных норм жилищного законодательства, поскольку земельный участок по <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, был образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещения в этом многоквартирном доме со дня вступления в силу названного кодекса, то есть с 1 марта 2005 года, в границах и размере, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, земельный участок <адрес> площадью 1027 кв.м с 1 марта 2005 года находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, а не в собственности публично-правового образования.
На основании Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, Департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 5.36 указанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Судом установлено, что 22 июня 2018 в ДИЗО ВО обратилась Санигурская О.Н. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> (т.1 л.д.233).
В подтверждение своих полномочий предоставила свидетельство о праве собственности на квартиру, расположенную в указанном многоквартирном жилом доме, а также протокол № 10 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 27 апреля 2018 (т.1 л.д.235-241).
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства и расположенные на указанном земельном участке объекты, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из мотивированного сообщения Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 28 июня 2018 (т.1 л.д.247-249) расчет нормативного размера земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным домом, произведен на основании приказа Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26 августа 1998 № 59 «Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» (т.2 л.д.72-76).
Расчет содержится в пояснительной записке (т.1 л.д.241-242) к схеме расположения земельного участка, и содержит информацию, что площадь сформированного земельного участка 1892 кв.м не превышает минимальное значение – 2566 кв.м.
Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 28 июня 2018 (т.1 л.д.247-249) предоставлена информация о том, что в соответствии с Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II, земельный участок по <адрес> расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (4-8 этажей).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж5 – зона среднеэтажной застройки.
Часть территории земельного участка, кадастровый №, площадью 1892 кв.м, занята зоной охраны объекта культурного наследия федерального значения <адрес>, а именно, зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности данного объекта культурного наследия, установленной постановлением Правительства Воронежской области от 09.12.2015 № 942.
В связи с чем, в постановлении предусмотрено ограничение в использовании части земельного участка, площадью 1892 кв.м, занятой охранной зоной объекта культурного наследия.
Приказом ДИЗО ВО от 31 октября 2018 № 1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домой по <адрес> на кадастровом плане территории №» (т.1 л.д.225-226) утверждена схема расположения земельного участка (т.1 л.д.227-232) категории земель населенных пунктов площадью 1892 кв.м, с разрешенным использованием «многоквартирные среднеэтажные жилые дома», по <адрес>, в том числе, с частями земельных участков, на которых предполагается установить право ограниченного использования, площадью 774 кв.м, в том числе, с частью земельного участка, площадью 774 кв.м, ограниченного в использовании охранной зоной сетей инженерно-технического обеспечения, площадью 147 кв.м, ограниченного в использовании проходом и проездом, площадью 1892 кв.м, занятой охранной зоной объекта культурного наследия, расположенного в территориальной зоне с индексом Ж5 – «Зона среднеэтажной застройки», на кадастровом плане территории №
В соответствии с п.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ (пп. 3 п.1 ст. 11.3 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Поскольку земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с 1 марта 2005 года находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, а не в собственности Воронежской области, Департамент с учетом полномочий, установленных постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009 г. № 365 не вправе был принимать решение об образовании нового земельного участка площадью 1892 кв.м из исходного земельного участка площадью 1027 кв.м.
Утвержденной Приказом № 1757з схемой расположения земельного участка установлено ограниченное использование в отношении части земельного участка площадью 1892 кв.м, занятого проходом и проездом; частично земельный участок сформирован за счет территории проезда.
В силу п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации проезды отнесены к территории общего пользования. Передача в частную собственность территории общего пользования противоречит положениям пункта 12 статьи 85 ЗК РФ.
Таким образом, в связи с изданием оспариваемого приказа имело место изменение основных характеристик земельного участка с кадастровым номером № площадью 1027 кв.м (<адрес>), к которым относится описание местоположения объекта недвижимости и его площадь (пункты 3, 9 части 4 статьи 28 Закона № 218-ФЗ).
Из статьи 22 Закона № 2018-ФЗ и статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» следует, что для внесения в ЕГРН новых сведений о характеристиках земельного участка необходимо проведение кадастровых работ, результатом которых является составление межевого плана земельного участка.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч.3 ст.39 ФЗ № 221-ФЗ).
Акт согласования местоположения границ земельных участков является неотъемлемой частью межевого плана, изготавливаемого кадастровым инженером. В свою очередь, местоположение границ подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН (ст. 40 ФЗ № 221-ФЗ).
Как указано выше, земельный участок административного истца с кадастровым номером № является смежным с земельным участком с кадастровым номером № (<адрес>), следовательно, уточнение местоположения границ спорного земельного участка требует согласования с Кошелевым Д.Н.
Между тем, как следует из акта согласования местоположения границ земельного участка № (<адрес>), согласование с административным истцом не проводилось (т.2 л.д.71), что и не оспаривалось стороной ответчика в ходе рассмотрения дела; доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
В соответствии с пунктами 1 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца указывал, что незаконность утверждения схемы связана с тем, что в состав земельного участка включен земельный участок общего пользования, обеспечивающий проезд со стороны <адрес> к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>. Утверждал, что единственно возможным является проход и проезд к земельному участку <адрес> со стороны <адрес>, между домами № представлено экспертное заключение.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу земельный участок, кадастровый №, площадью 5139 кв.м, с разрешенным использованием «здания и сооружения фирмы», расположен по адресу: <адрес>.
Смежные к данному участку – земельные участки, кадастровый № (<адрес>) и № (<адрес>), с разрешенным использованием «под благоустройство, с организацией проходов к основному земельному участку по <адрес>», площадью 334 кв.м и 610 кв.м соответственно, обременены правом аренды в пользу Кошелева Д.Н. Срок действия договоров до 19.01.2020 (т.9 л.д.68-73, 74-79). Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что указанные договоры не расторгнуты, производится оплата арендных платежей.
Однако, назначение земельных участков для благоустройства и прохода не может служить доказательством существования на этом земельном участке проезда автомобильного транспорта.
Между тем, каких-либо доказательств, что указанные земельные участки, находящиеся в аренде, могут быть использованы для проезда автомобильного транспорта в материалы дела не представлено.
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации.
Земельный участок по <адрес> расположен в границах территории, ограниченной <адрес>, <адрес> <адрес> в городском округе город Воронеж, в отношении которой постановлением администрации городского округа город Воронеж от 28.03.2015 № 353 утвержден проект планировки указанной территории (т.4 л.д.66). Из плана «Планировочная организация территории», Разбивочного плана красных линий проекта планировки территории усматривается, что между домами № и № по <адрес> не предусмотрено частичного закрытия проезда к земельному участку административного истца, как указано на оспариваемой схеме расположения земельного участка, что свидетельствует о несоответствии данной схемы проекту планировки территории.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ принят не уполномоченным органом, с нарушением процедуры согласования, чем нарушены права административного истца, а требования административного истца о признании незаконным приказа от 31.10.2018 №1757з подлежащими удовлетворению.
Требования административного истца в части возложения обязанности на ответчика восстановить нарушенное право истца путем восстановления границ и площади земельного участка в состояние на дату его первичной постановки на государственный кадастровый учет, суд считает не подлежащими удовлетворению.
Первоначально с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обращалась заинтересованное лицо Санигурская О.Н., а не административный истец. Кроме того, поскольку земельный участок по <адрес> находится в собственности жильцов данного многоквартирного дома, то у административного ответчика отсутствуют полномочия на утверждение схемы земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Кошелева Дмитрия Николаевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным приказа от 31.10.2018 №1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №», возложении обязанности восстановить нарушенное право путем восстановления границ и площади земельного участка в состояние на дату его первичной постановки на государственный кадастровый учет, удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 31.10.2018 №1757з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным жилым домом по <адрес> на кадастровом плане территории №».
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судьи Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2021.