2-548/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Ступино Московская область 6 июня 2017 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Середенко С.И.,
при секретаре Сорокиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гулимова ФИО8 к ГБУЗ МО «Малинская городская больница», Министерству здравоохранения Московской области, ГБУЗ МО «СЦРКБ», Министерству финансов Московской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Гулимов В.П. обратился в суд с иском к ГБУЗ МО «Малинская городская больница», в котором просит взыскать денежную сумму в размере 115726,16 рублей в счет возмещения расходов, связанных с приобретением лекарственных средств, которыми он должен обеспечиваться бесплатно по рецептам врача за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Определением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовки дела в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения Московской области. Определением Ступинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к участию в деле в качестве соответчика ГБУЗ МО «СЦРКБ», Министерство финансов Московской области (л.д. <данные изъяты>). В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что является инвалидом 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом криптогенная фокальная эпилепсия, не работает в связи с высокой частотой тяжелых генерализованных судорожных приступов, находится под писмотром родителей. Согласно заключению профессора НИИ им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) Рудаковой И.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ назначены препараты Депакан хроносфера, Фенобарбитал, Топамакс по жизненным показаниям и замене, в том числе, на аналоги не подлежат. Изменение терапии может вызвать учащение утяжеление приступов. Врачами ГБУЗ МО «Малинская районная больница» не раз было отказано в предоставлении необходимых лекарств, либо было предложено заменить на аналоги. Обращались по разрешению возникшей ситуации к главному врачу ГБУЗ МО «Малинская районная больница», которая просто выписывает рецепты, которые были выписаны данным учреждением, но по вышеуказанным рецептам бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными средствами не осуществлялось, в связи с чем лекарственные средства приобретались за свой счет, что подтверждается товарными чеками. В выписке из медицинской карты амбулаторного больного Гулимова В.П. от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на препарат Топамакс рецепты по бесплатному обеспечению в декабре 2013 года, в январе 2014 года, феврале 2014 года, марте 2014 года, апреле 2014 года не выписывались в связи с отсутствием данного препарата в аптеках льготного обеспечения.
Определением Ступинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения Московской области (л.д. <данные изъяты>).
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гулимова Г.Ф. обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила, настаивал на их удовлетворении, просила исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснила, что прием препарата прекращать нельзя. Он неоднократно обращалась в лечащему врачу за бесплатными рецептами на приобретение необходимых лекарственных препаратов, но ей было отказано в выдаче из-за отсутствия данного препарата, либо выписывался рецепт, но в аптеке лекарства не было. В связи с этим он обращалась к лечащему врачу, который выписывал платные рецепты. Приобретение лекарств за наличные средства подтверждаются чеками. Приобрести данные лекарства без рецепта врача нельзя, что исключает самовольное бесконтрольное приобретение указанных лекарственных препаратов.
Представитель ответчика ГБУЗ МО «Малинская районная больница» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, ранее представил письменные возражения, указывая на то, что в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за закупку и размещение государственных заказов на поставку лекарственных средств для лиц, включенных в Федеральный регистр возлагается на Министерство здравоохранения Московской области, а также перечислены периоды в которые были выписаны льготные рецепты, в какие были выписаны платные рецепты.
В судебном заседании представитель ответчика - ГБУЗ здравоохранения Московской области «СЦРКБ» иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явился; о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представил возражения на иск.
Представитель Министерства финансов Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался по месту нахождения.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, ранее пояснял, что вопросы обеспечения лекарственными средствами в их полномочия не входит.
Суд, выслушав стороны; оценив письменные доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено:
Каждый имеет право на охрану здоровья. Основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья ( ст. 4).
медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи ( ст. 2)
Статьей 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 6.1, ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами.
В силу п. 5 ст. 6.3 названного Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный Порядок утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328.
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ.
В силу статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" с 01.01.2008 органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы Российской Федерации полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан» включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц.
Закупка лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществляется Министерством здравоохранения Московской области в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исходя из имеющейся потребности, в рамках выделенных финансовых средств в установленные законодательством сроки.
В соответствии с п. 2.2 Порядка предоставления социальных услуг отдельным гражданам, утвержденным Приказом № 328 от 29.12.2004 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ при обращении в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является инвалидом II группы с 6 июля 2012 года, имеет право на государственную социальную поддержку в части лекарственного обеспечения в системе ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами) в соответствии с п.8 ст. 6.1, ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», относится к категории граждан, лекарственное обеспечение которых является расходным обязательством бюджета Российской Федерации. Является пациентом ГБУЗ МО «Малинская районная больница»
В соответствии с заключением врача ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский институт им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) Рудаковой И.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ указано, что у пациента множественная лекарственная резистентность, Гулимову В.П., рекомендованы к лечению Депакин хроно, ФЕнобарбитал, Топамакс. Препараты назначены по жизненным показаниям как максимально эффективная и безопасная комбинация для лечения. Таблетки следует принимать регулярно дважды в день непрерывно, постоянно. Более того, в заключении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что препараты замене, в том числе на аналоги, не подлежат. Изменение терапии может вызвать учащение утяжеление приступов (л.д. <данные изъяты>).
Выписка и назначение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 года №110 О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов питания». Выписка рецептов на лекарственные препараты в разрезе МНН, а также в пределах одной фармакологической группы находится в пределах компетенции лечащего врача.
Выписки из областных и федеральных клиник носят рекомендательный характер. Окончательное решение по медикаментозной терапии остается за лечащим врачом. Рецепты на льготные рецепты выписываются только врачами государственных учреждений, утвержденных в регистре врачей Министерством здравоохранения Московской области (имеющих право на выписку льготных рецептов) и при наличии лекарственного препарата в перечне программы «Корнет» по выписке рецептов для льготных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 1.1. Порядка индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящим в соответствующий стандарт медицинской помощи; по торговым наименованиям, а также медицинским изделиям, утвержденным распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 01.09.2016 № 25-р: руководитель учреждения здравоохранения осуществляет в установленном порядке проведение врачебной комиссии медицинской организации для принятия решения о назначении лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания для детей инвалидов и медицинских изделий для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе лекарственных препаратов, при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящим в соответствующий стандарт медицинской помощи; по торговым наименованиям.
Руководитель учреждения здравоохранения направляет в Территориальное Управление координации медицинских и фармацевтических организаций заявку на поставку лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 2.2. вышеуказанного порядка организация обеспечения пациентов по рецептам, выписанным медицинским работником, в установленном Минздравом России порядке после поступления индивидуально закупленного лекарственного препарата, или медицинского изделия возложена на Территориальное Управление координации медицинских и фармацевтических организаций.
Закупка лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществляется Министерством здравоохранения Московской области в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для "..течения государственных и муниципальных нужд», исходя из имеющейся потребности, в рамках выделенных финансовых средств в установленные законодательством сроки.
На период проведения закупки лекарственных препаратов, специализированных проектов лечебного питания пациенту должно быть организовано альтернативное лечение по медицинским показаниям.
До издания распоряжения Министерства здравоохранения Московской области от 01.09.2016 № 25-р данные правоотношения регулировались Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 23 января 2015 года № 80 «Об утверждении регламента взаимодействия участников льготного лекарственного обеспечения».
В соответствии с п.2.7. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Московской области от 01.09.2016 № 25-р и Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 23 января 2015 года № 80 «Об утверждении регламента взаимодействия участников льготного лекарственного обеспечения» Управление организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области:
Ежемесячно формирует и утверждает сводную заявку Московской области на лекарственные препараты и медицинские изделия (в разрезе фармацевтических организаций) на основании ежемесячных плановых заявок Управлений N 1-15 на соответствующий период.
Принимает решение, в исключительных случаях, об обеспечении в рамках государственного контракта необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан по внеплановым срочным заявкам должностных лиц муниципальных образований, ответственных за лекарственное обеспечение, с направлением заявок в ГБУ МО "Мособлмедсервис" на бумажном носителе.
Организует рассмотрение документов, представленных Управлениями N 1-15, для принятия решения о предоставлении отдельным категориям граждан лекарственных препаратов и медицинских изделий, не вошедших в Перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения Московской области (далее - Министерство). При положительном решении организует их закупку.
ГБУЗ МО «Малинская РБ» является юридическим лицом, которую возглавляет главный врач, в компетенцию которого входит направление заявок на поставку лекарственных препаратов, потребность в которых, подтверждена решением врачебной комиссии учреждения.
Данное учреждение должно было направлять ежемесячные плановые заявки на необходимые лекарственные препараты для обеспечения лекарственными препаратами Гулимова В.П.. С учетом того, что истец имеет множественную лекарственную резистентность и назначенные лекарственные препараты замене, в том числе на аналоги не подлежат, ГБУЗ МО «Малинская районная больница» должна была создать комиссию для решения вопроса об обеспечении Гулимова В.Г. лекарственными препаратами в соответствии с конкретным торговым наименованием и направить данное решение с заявкой для обеспечения истца лекарственными препаратами.
Согласно ответа Министерства здравоохранения Московской области Министерство осуществляет закупки лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (далее МНН) ФЗ № 44-ФЗ. В соответствии с конкретным торговым наименованием закупки лекарственных препаратов производятся только в отдельных случаях и только при наличии индивидуальной непереносимости пациента подтвержденной решением медицинской комиссии. МНН лекарственного препарата «Топамакс» (торговое наименование)- «Топирамат». По информации Управления организации лекарственной помощи документы, подтверждающие у Гулимова В.П. нежелательной реакции, на синонимическую замену препаратом Топамакс, предоставлены не были. Ступинский район обеспечивается синонимическими аналогами препарата Топамакс (МНН-Топирамат). Муниципальным районом эти аналоги не были внесены в плановые ежемесячные и дополнительные заявки на следующие периоды: в 2014 году с января по август, декабрь, в 2015 году за март, апрель, октябрь, ноябрь.
МНН лекарственного препарата «Депокин хроно» (торговое наименование)- Вальпроевая кислота» отпускается по ежемесячным плановым, дополнительным и срочным (внеплановым) заявлкам, однако Ступинским территориальным управлением не заявлен ( за январь, мая, декабрь 2014 года, июль 2015 года).
Заявка на отпуск лекарственного препарата Фенобарбитал осуществляется непосредственно аптечной организацией, после предоставления пациентом рецепта, оформленного лечащим врачом. По счету Гулимова В.П. рецептов на Фенобарбитал в 2014-2015 г.г. предоставлено не было.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
МУБЗ МО «Малинская районная больница» в отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. <данные изъяты>) указало, что ежемесячно с декабря 2013 года отправляются заявки на обеспечение льготными препаратами Гулимова В.П., но не представило доказательств того, что данным учреждением были направлены ежемесячные плановые заявки на лекарственные препараты, необходимые для лечения Гулимова В.П., а также того, что было направлено решение медицинской комиссии для обеспечения истца лекарственными препаратами в соответствии с конкретным торговым наименованием.
Из письменного ответа на обращение Гулимовой Г.Ф. следует, что ГБУЗ МО «Малинская районная больница» Гулимову В.П. были выписаны коммерческие рецепты по причине фактического отсутствия требуемых препаратом в федеральном и региональном регистрах (л.д. <данные изъяты>). Обоснование отказа в выдаче льготных рецептов не предоставлено.
В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец не был своевременно обеспечен необходимыми лекарственными препаратами по вине ГБУЗ МО «Малинская районная больница», в связи с тем, что данной организацией не были направлены необходимые решения и ежемесячные плановые заявки, что привело е нарушению его прав на получение лекарств на безвозмездной основе и несение им расходов по их приобретению. Истцом предоставлены копии платежных документов, подтверждающих несение расходов по приобретению лекарственных препаратов (л.д. <данные изъяты>) на сумму <данные изъяты> рублей, которые подлежат взысканию с ГБУЗ МО «Малинская районная больница». Исковые требования на большую сумму удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Малинская районная больница» в пользу Гулимова ФИО9 <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Исковые требования, превышающие взысканную сумму, оставить без удовлетворения.
Исковые требования к Министерству здравоохранения Московской области, ГБУЗ МО «СЦРКБ», Министерству финансов Московской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья: Середенко С.И.
В мотивированном виде решение суда изготовлено 9 июня 2017 года
Судья: Середенко С.И.