Дело № 2а-125/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сердитого Э.А.,
с участием представителя административного истца Алешкевича П.Н. - Бирюкова А.В., представителя административных ответчиков - начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦРУЖО») и начальника отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) ФГКУ «ЦРУЖО» (далее - отделение ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола)) - Черкашиной К.И.,
при секретаре судебного заседания Ермолаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-125/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <номер> Алешкевича П.Н. об оспаривании решения начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) о снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений,
установил:
Алешкевич обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части <номер>. В сентябре 1996 года ему на семью из 3 человек (он, супруга и дочь) была предоставлена однокомнатная квартира, общей площадью 36,3 кв.м. В августе 1997 года указанное жильё, ранее приватизированное в собственность, продано. Решением ФГКУ «ЦРУЖО» от 6 ноября 2012 года он принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 1 человек. 13 июля 2020 года начальником отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) принято решение № 7/8 о снятии его с учёта нуждающихся в получении жилых помещений. Указанное решение административный истец полагает незаконным, поскольку в решении не указано, когда и какие утрачены им основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также не указано какие именно сведения из представленных им документов не соответствуют действительности. Алешкевич также полагал несостоятельным вывод административного ответчика о том, что в 1996 году он был обеспечен от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением площадью, превышающей учётную норму, так как квартира предоставлялась на 3 членов семьи.
На основании изложенного и полагая свои права нарушенными, Алешкевич просил признать незаконным решение начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) от 13 июля 2020 года № 7/8, обязать вышеуказанное должностное лицо отменить оспариваемое решение и восстановить его на жилищном учёте. Кроме этого, Алешкевич просил взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию морального вреда, причинённого незаконными действиями административного ответчика, в размере 5000 рублей.
Алешкевич, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовал, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца - Бирюков в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объёме и пояснил, что полагает решение ФГКУ «ЦРУЖО» незаконным, поскольку в 1996 году, при предоставлении жилья, Алешкевич был обеспечен не по установленным законом нормам.
Начальник отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола), а также привлечённый к участию в деле в качестве второго административного ответчика начальник ФГКУ «ЦРУЖО», уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, направили в суд своего представителя.
Представитель административных ответчиков - Черкашина, в судебном заседании, с требованиями Алешкевича не согласилась и пояснила, что 26 сентября 1996 года Алешкевичу на состав семьи 3 человека (он, супруга - ФИО1, дочь - ФИО2) от Министерства обороны Российской Федерации по договору социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 36,3 кв.м. На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 6 июня 1997 года, указанная квартира передана в равнодолевую собственность Алешкевича и членов его семьи (по 1/3 доли). В августе 1997 года вышеуказанная квартира продана. 6 ноября 2012 года решением ФГКУ «ЦРУЖО» Алешкевич, с составом семьи 1 человека, признан нуждающимся в жилых помещениях.
Черкашина также указала, что Алешкевич и члены его семьи в августе 1997 года приобрели в общую совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 52,6 кв.м. 9 апреля 2002 года брак между Алешкевичем и ФИО1 расторгнут, а в октябре 2002 года Алешкевич, ФИО1 и ФИО2 продали жилое помещение по адресу: <адрес>. В период с августа 2003 года по сентябрь 2009 года Алешкевич состоял в браке с ФИО3
Черкашина полагала, что Алешкевич реализовал своё право на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку распорядился ранее предоставленным ему в связи с прохождением военной службы жилым помещением, и не сдал его в установленном порядке. Поскольку повторное обеспечение административного истца жильём не может осуществляться в порядке, определённом Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Черкашина просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Начальник федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», привлечённого в качестве заинтересованного лица, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.
Изучив доводы административного иска, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Алешкевича удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствие с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляется один раз.
При этом из положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Указанная правовая позиция также отражена в абз. 2 п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применениями законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно которому, если военнослужащий реализовал своё право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Кроме этого, Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось (определения от 28 марта 2017 года № 637-О, от 29 января 2015 года № 117-О, от 23 октября 2014 года № 2488-О и др.), что положения п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильём и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом. Эти требования распространяются на всех военнослужащих, независимо от времени отчуждения ими жилого помещения, предоставленного за счёт Министерства обороны Российской Федерации, и не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильём в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных норм в совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания, закон возлагает на военное ведомство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильём. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В случае, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного обеспечения жилым помещением в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Основания для снятия гражданина с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях указаны в ст. 56 ЖК Российской Федерации, к которым, в том числе, отнесены утрата им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
В судебном заседании установлено, что Алешкевич заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года. В сентябре 1996 года в связи с прохождением административным истцом военной службы, на основании выданного войсковой часть <номер> ордера от 26 сентября 1996 года № 839, Алешкевичу на состав семьи 3 человека (он, супруга - ФИО1, дочь - ФИО2) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 36,3 кв.м. В 1997 году вышеуказанная квартира приватизирована административным истцом и членами его семьи в равнодолевую собственность (по 1/3 доли) и продана третьим лицам, при этом Алешкевич и члены его семьи приобрели в собственность иное жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 52,6 кв.м., которое в октябре 2002 года было ими продано. В апреле 2002 года брак между административным истцом и ФИО1 прекращён.
6 ноября 2012 года решением ФГКУ «ЦРУЖО» Алешкевич с составом семьи 1 человека признан нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Данные обстоятельства подтверждаются сторонами и исследованными в судебном заседании материалами жилищного дела Алешкевича, в том числе выпиской из послужного списка, ордером от 26 сентября 1996 года № 839, договором приватизации от 6 июня 1997 года, двумя договорами купли-продажи от 28 августа 1997 года, свидетельством о расторжении брака между Алешкевичем и ФИО1, договором купли-продажи от 3 октября 2002 года, заявлением Алешкевича от 2 декабря 2011 года и решением ФГКУ «ЦРУЖО» от 6 ноября 2012 года № 2753.
Решением начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) от 13 июля 2020 года № 7/8 Алешкевич снят с учёта нуждающихся в получении жилых помещений в соответствии с п. 2 и 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации. В качестве основания принятия оспариваемого решения должностным лицом указано на обеспечение Алешкевича в 1996 году жильём от Министерства обороны Российской Федерации, отсутствие у административного истца реальной возможности сдать ранее полученное жилое помещение.
Позицию административного истца и его представителя о наличии у Алешкевича права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации на том основании, что жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлялось ему на состав семьи 3 человека и при этом обеспеченность его жильём была менее учётной нормы, установленной для г. Йошкар-Олы, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.
Согласно утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих (пункт 2), в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учётная норма, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего в соответствии с абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Постановлением Главы администрации г. Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года № 1386 установлена учётная норма для г. Йошкар-Олы в размере 14,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Поскольку вышеназванная квартира предоставлена Алешкевичу, как военнослужащему, о чём бесспорно свидетельствует содержание ордера от 26 сентября 1996 года, суд полагает установленным, что жилое помещение по адресу: <адрес>, выдавалось административному истцу в связи с прохождением им военной службы и в целях реализации права военнослужащего на обеспечение жильём в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Исходя из системного толкования жилищного законодательства действия Алешкевича, повлекшие за собой отчуждение вышеуказанного жилого помещения в пользу третьих лиц, безусловно, свидетельствуют о добровольности распоряжения административным истцом полученным за счёт государства жильём, и, как следствие, невозможности его сдачи в установленном порядке, что по смыслу действующего законодательства лишает его права на получение такового повторно в порядке реализации Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК Российской Федерации, поскольку эта норма не распространяет своё действие на имущество, полученное на безвозмездной основе в порядке реализации социальных гарантий.
Суд приходит к выводу, что поскольку Алешкевич распорядился полученным им в 1996 году за счёт Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не имеет реальной возможности его сдать, то последующее обеспечение административного истца жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК Российской Федерации, а не по решению федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Кроме это, суд принимает во внимание добровольное улучшение административным истцом своих жилищных условий в последующем.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд полагает решение начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) от 13 июля 2020 года № 7/8 о снятии Алешкевича с учёта нуждающихся в жилых помещениях законным и обоснованным и, учитывая отсутствие каких-либо доказательств обратного, считает необходимым отказать Алешкевичу в удовлетворении заявленных им требований.
Утверждение Алешкевича о причинении ему морального вреда суд признаёт бездоказательным, поскольку судом решение административного ответчика в отношении него признано законным, а каких-либо иных доказательств причинения ему нравственных или физических страданий суду не представлено. Поэтому, суд отказывает Алешкевичу в удовлетворении заявленного им требования о взыскании компенсации морального вреда.
Поскольку в удовлетворении требований административного истца отказано, то в соответствии с гл. 10 КАС Российской Федерации, оснований для возмещения Алешкевичу судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 и 228 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части <номер> Алешкевича П.Н. об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Йошкар-Ола) федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 5 ноября 2020 года.
Судья Э.А. Сердитый