- -
Дело № 2-170/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Россошь 19.02.2014 г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Плакида И.Д.,
при секретаре Шаиповой Л.Н.,
с участием истца /Гончаров Г.Н./,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску /Гончаров Г.Н./ к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периода службы в армии в специальный трудовой стаж и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
18.09.2013 года /Гончаров Г.Н./ обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району от 27.09.2013 года /Гончаров Г.Н./ отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального трудового стажа для назначения данного вида пенсии- 25 лет. При этом, в специальный трудовой стаж /Гончаров Г.Н./ не был включён период прохождения им срочной службы в Советской Армии по призыву с 13.12.1984 года по14.11.1986 года.
Истец /Гончаров Г.Н./ обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периода его службы в армии и о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с момента его обращения в ГУ УПФР, ссылаясь при этом на следующее. В период с 13.12.1984 года по 14.11.1986 года он проходил срочную службу в рядах Советской Армии по призыву. В период прохождения им военной службы по призыву действовало утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Это Положение прямо предусматривало, что работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР. По мнению истца, дальнейшее изменение пенсионного законодательства не должно умалять его пенсионные права. При включении в специальный трудовой стаж вышеуказанного спорного периода его стаж будет достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Отказ ответчика в назначении ему пенсии нарушает его права. Кроме того, истец просил возместить ему расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в сумме /сумма обезличена/ и за составление искового заявления адвокатом /сумма обезличена/
Представитель ответчика ГУ УПФР по Россошанскому району в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 42). О времени и месте слушания дела ответчик извещён надлежащим образом (л.д. 40). В суд ответчиком представлены письменные возражения на заявленный иск, в которых он просит отказать /Гончаров Г.Н./ в удовлетворении его иска (л.д. 38).
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как видно из решения ГУ УПФР по Россошанскому району от 27.09.2013 года, продолжительность не оспариваемого специального трудового стажа истца, занимавшегося /данные о месте работы обезличены/ составляет 23 года 1 месяц 4 дня (л.д. 9-11). Этот период спора у сторон не вызывает.
Согласно справке военного комиссариата Россошанского района, истец /Гончаров Г.Н./ служил в Советской Армии по призыву с 13.12.1984 года по 14.11.1986 года (л.д. 19).
В соответствии с п. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывалась, в частности, служба в составе Вооружённых Сил СССР. При этом, согласно п. 4 вышеназванного Положения, это время засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Данное Положение было отменено на территории Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953.
Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений и определений, касающихся вопросов применения пенсионного законодательства, указывает на следующее. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель должен учитывать, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчёта трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Вышеуказанные принципы правоприменительной практики заложены и в принятом Пленумом Верховного Суда РФ Постановлении № 30 от 11.12.2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». Так, касаясь включения в специальный трудовой стаж времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком, Верховный Суд РФ указал, что если указанный период имел место до 6.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 26.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости (п. 27 Постановления).
По аналогии с вышеуказанным разъяснением Пленума Верховного Суда РФ, поскольку в данном случае время службы истца /Гончаров Г.Н./ по призыву в рядах Вооружённых Сил СССР пришлось на период действия законодательства, допускавшего включение этого периода в стаж работы по специальности, суд полагает возможным включить этот период в специальный трудовой стаж /Гончаров Г.Н./ Тем более, что на момент его обращения за назначением пенсии, то есть на 18.09.2013 года, не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии на льготных условиях, приходится у него на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию (л.д. 29-36 и 9-11).
С учётом вышеизложенного, специальный стаж /Гончаров Г.Н./ на момент его обращения в Пенсионный фонд за назначением пенсии фактически составлял: 23 года 1 месяц 4 дня (не оспариваемый период) + служба в Советской Армии по призыву 1 год 11 месяцев 1 день = 25 лет 5 дней. Этого достаточно для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости. С учётом изложенного, исковые требования /Гончаров Г.Н./ подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины. В данном случае истцом при подаче искового заявления в суд была уплачена государственная пошлина в сумме /сумма обезличена/. (л.д. 2-3) и за составление искового заявления адвокатом он уплатил /сумма обезличена/. (л.д. 4). Указанные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области во включении в специальный трудовой стаж /Гончаров Г.Н./, <Дата обезличена> года рождения, проживающего в <адрес>, периода его службы в Советской Армии по призыву с 13.12.1984 года по 14.11.1986 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, /Гончаров Г.Н./ период его службы в Советской Армии по призыву с 13.12.1984 года по 14.11.1986 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить /Гончаров Г.Н./ досрочно трудовую пенсию по старости с <Дата обезличена> года.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу /Гончаров Г.Н./ расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в сумме /сумма обезличена/ и по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в суд в сумме /сумма обезличена/., а всего взыскать судебных расходов /сумма обезличена/
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Плакида И.Д.
- -
Дело № 2-170/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Россошь 19.02.2014 г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Плакида И.Д.,
при секретаре Шаиповой Л.Н.,
с участием истца /Гончаров Г.Н./,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску /Гончаров Г.Н./ к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периода службы в армии в специальный трудовой стаж и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
18.09.2013 года /Гончаров Г.Н./ обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району от 27.09.2013 года /Гончаров Г.Н./ отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального трудового стажа для назначения данного вида пенсии- 25 лет. При этом, в специальный трудовой стаж /Гончаров Г.Н./ не был включён период прохождения им срочной службы в Советской Армии по призыву с 13.12.1984 года по14.11.1986 года.
Истец /Гончаров Г.Н./ обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периода его службы в армии и о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с момента его обращения в ГУ УПФР, ссылаясь при этом на следующее. В период с 13.12.1984 года по 14.11.1986 года он проходил срочную службу в рядах Советской Армии по призыву. В период прохождения им военной службы по призыву действовало утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Это Положение прямо предусматривало, что работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР. По мнению истца, дальнейшее изменение пенсионного законодательства не должно умалять его пенсионные права. При включении в специальный трудовой стаж вышеуказанного спорного периода его стаж будет достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Отказ ответчика в назначении ему пенсии нарушает его права. Кроме того, истец просил возместить ему расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в сумме /сумма обезличена/ и за составление искового заявления адвокатом /сумма обезличена/
Представитель ответчика ГУ УПФР по Россошанскому району в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 42). О времени и месте слушания дела ответчик извещён надлежащим образом (л.д. 40). В суд ответчиком представлены письменные возражения на заявленный иск, в которых он просит отказать /Гончаров Г.Н./ в удовлетворении его иска (л.д. 38).
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как видно из решения ГУ УПФР по Россошанскому району от 27.09.2013 года, продолжительность не оспариваемого специального трудового стажа истца, занимавшегося /данные о месте работы обезличены/ составляет 23 года 1 месяц 4 дня (л.д. 9-11). Этот период спора у сторон не вызывает.
Согласно справке военного комиссариата Россошанского района, истец /Гончаров Г.Н./ служил в Советской Армии по призыву с 13.12.1984 года по 14.11.1986 года (л.д. 19).
В соответствии с п. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывалась, в частности, служба в составе Вооружённых Сил СССР. При этом, согласно п. 4 вышеназванного Положения, это время засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Данное Положение было отменено на территории Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953.
Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений и определений, касающихся вопросов применения пенсионного законодательства, указывает на следующее. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель должен учитывать, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчёта трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Вышеуказанные принципы правоприменительной практики заложены и в принятом Пленумом Верховного Суда РФ Постановлении № 30 от 11.12.2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». Так, касаясь включения в специальный трудовой стаж времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком, Верховный Суд РФ указал, что если указанный период имел место до 6.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 26.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости (п. 27 Постановления).
По аналогии с вышеуказанным разъяснением Пленума Верховного Суда РФ, поскольку в данном случае время службы истца /Гончаров Г.Н./ по призыву в рядах Вооружённых Сил СССР пришлось на период действия законодательства, допускавшего включение этого периода в стаж работы по специальности, суд полагает возможным включить этот период в специальный трудовой стаж /Гончаров Г.Н./ Тем более, что на момент его обращения за назначением пенсии, то есть на 18.09.2013 года, не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии на льготных условиях, приходится у него на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию (л.д. 29-36 и 9-11).
С учётом вышеизложенного, специальный стаж /Гончаров Г.Н./ на момент его обращения в Пенсионный фонд за назначением пенсии фактически составлял: 23 года 1 месяц 4 дня (не оспариваемый период) + служба в Советской Армии по призыву 1 год 11 месяцев 1 день = 25 лет 5 дней. Этого достаточно для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости. С учётом изложенного, исковые требования /Гончаров Г.Н./ подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины. В данном случае истцом при подаче искового заявления в суд была уплачена государственная пошлина в сумме /сумма обезличена/. (л.д. 2-3) и за составление искового заявления адвокатом он уплатил /сумма обезличена/. (л.д. 4). Указанные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области во включении в специальный трудовой стаж /Гончаров Г.Н./, <Дата обезличена> года рождения, проживающего в <адрес>, периода его службы в Советской Армии по призыву с 13.12.1984 года по 14.11.1986 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, /Гончаров Г.Н./ период его службы в Советской Армии по призыву с 13.12.1984 года по 14.11.1986 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить /Гончаров Г.Н./ досрочно трудовую пенсию по старости с <Дата обезличена> года.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу /Гончаров Г.Н./ расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в сумме /сумма обезличена/ и по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в суд в сумме /сумма обезличена/., а всего взыскать судебных расходов /сумма обезличена/
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Плакида И.Д.