Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2014 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рафальской Л.В.,
при секретаре Угрюмовой О.Ю.,
с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Нечаевой С.В.,
истицы Фроловой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах Фроловой М.Н. к администрации муниципального образования город Лесосибирск о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд в интересах Фроловой М.Н. с иском, в котором просил обязать администрацию г. Лесосибирска предоставить истцу по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, размером не менее 33 кв.м.. Свои требования мотивирует тем, что последний является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления администрации г. Лесосибирска от 04 сентября 2000 года за Фроловой М.Н. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Согласно договору от 20 августа 2010 года указанное жилое помещение передано в собственность граждан. В период с 8 декабря 2000 года по 31 августа 2007 года истица проживала и воспитывалась в КГКОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского». В настоящее время Фролова М.Н. проживает в г. Лесосибирске, в собственности жилья не имеет, жилое помещение специализированного жилищного фонда её не предоставлено.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Фролова М.Н. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым посещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, размером не ниже установленных норм предоставления.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Нечаева С.В. настаивала на исковых требованиях, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
Истец Фролова М.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, обстоятельства, изложенные в заявлении подтвердила.
Представитель ответчика администрации г. Лесосибирска по доверенности Журова М.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, представила отзыв на исковое заявление, согласно которого возражала против удовлетворения исковые требования, мотивировав тем, что согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии по социальной поддержке распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право, на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, меры социальной поддержки, т.к. они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Наделение органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения предусмотрено Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения». Согласно вышеназванному Закону органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа не имеющих жилого помещения, в соответствии со т. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
В соответствии с Законом Красноярского края «О внесении изменений в закон края «О защите прав ребенка» от 20.12.2012 г. № 3-977 ч.1 ст. 17 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с п. 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.4 настоящего Закона Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в ч. 1 настоящей статьи, достигшими 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях».
Учитывая, что Фролова М.Н. на учете в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит, малоимущей не признавалась, соответственно не утратила право на предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда в порядке общей очереди. Истица в администрацию города с заявлениями о нуждаемости в улучшении жилищных условий не обращалась. Уважительных причин, по которым Фролова М.Н. не состояла на соответствующем учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется, доказательств уважительности не предоставлено.
Третье лицо представитель Министерство образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.
В соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в редакции от 20.12.2012 года) «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. В список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 на основании документов, указанных в данной статье.
Решение о предоставлении ребенку-сироте, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений краевой комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленных законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
Предоставление жилых помещений указанным лицам осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 (ред. от 20.12.2012) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».
Уполномоченные органы местного самоуправления для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, включенных в список, размещают в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», муниципальный заказ на приобретение (строительство) жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются.
Согласно статье 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в редакции от 20.12.2012 года) «О защите прав ребенка» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (ред. от 20.12.2012) «О защите прав ребенка», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 20.12.2012 № 3-977 «О внесении изменений в Закон края «О защите прав ребенка» действие положений статьи 17 Закона края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции от 20.12.2012 года) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона (с 1 января 2013 года), в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона, то есть до 01.01.2013 года.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 (в редакции от 20.12.2012 года) «О защите прав ребенка» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях.
В силу пункта «ж» части 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 (в редакции от 20.12.2012 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и представление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов.
На основании п. 14 ст. 17 Закона общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договору найма специализированных жилых повешений детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В судебном заседании установлено, что согласно распоряжению администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Фролова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находилась на воспитании в Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лесосибирский детский дом имени Ф.Э. Дзержинского».
Родители Фроловой М.Н. на основании решений суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Кроме того, судом установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время Фролова М.Н. не имеет жилого помещения, пригодного для проживания, на основании договора найма либо на праве собственности.
С учетом изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку Фролова М.Н. по изложенным основаниям обладает правом на предоставление в порядке очередности по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах Фроловой М.Н. к администрации муниципального образования город Лесосибирск удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования города Лесосибирск предоставить Фроловой М.Н. по договору специализированного найма жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям города Лесосибирска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, размером не ниже 33 кв. м., на территории города Лесосибирска,
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Л.В. Рафальская