Дело № 2-245/2021
УИД 13RS0001-01-2021-000348-18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Кемля 06 июля 2021 г.
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Проняшина А.А.,
при секретаре судебного заседания Тихоновой О.А.,
с участием в деле истцов: Петрухиной Т.Ю., Трубицына А.И., Ивановой Н.И., Сапарина В.В., Суралеевой Л.М., Васина В.А., Маштаева Г.И., Васиной П.Д., Елистратова А.Н., Башкова Ю.И., Кожиной М.К., Кожина В.И., Шебулевой М.И., Ивашина А.М., Павельевой Л.А., Звягинцевой М.С.,
представителя истцов на основании письменного заявления Катаевой Т.А.,
представителя ответчика администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, Кемайкина А.В., выступающего на основании доверенности от 12 января 2021 г.,
представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск», Сухорукова Д.В., выступающего на основании доверенности от 13 мая 2021 г., Мокрова Ю.К., выступающего на основании доверенности от 30 марта 2021 г.
привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Ладского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия,
привлеченного к участию в деле для дачи заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрухиной Т.Ю., Митрошиной Л.А., Трубицына А.И., Ивановой Н.И., Сапарина В.В., Денисова А.М., Суралеевой Л.М., Васина В.А., Маштаева Г.И., Васиной П.Д., Асяева А.А., Елистратова А.Н., Башкова Ю.И., Кожиной М.К., Кожина В.И., Шебулевой М.И., Ивашина А.М. Павельевой Л.А., Звягинцевой М.С. к администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о возложении обязанности по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов, признании договора по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
у с т а н о в и л:
Петрухина Т.Ю., Митрошина Л.А., Трубицын А.И., Иванова Н.И., Сапарин В.В., Денисов А.М., Суралеева Л.М., Васин В.А., Маштаев Г.А., Васина П.Д., Асяев А.А., Елистратов А.Н., Башков Ю.И., Кожина М.К., Кожин В.И., Шебулева М.И., Ивашин А.М., Павельева Л.А., Звягинцева М.С. обратились в суд с иском к администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск», далее по тексту также ООО «РЕМОНДИС», о возложении обязанности по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов, признании договора по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В обоснование требований указали, что они являются жителями села Резоватово Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, проживающими там постоянно, либо в летний период. После наделения ООО «РЕМОНДИС Саранск» полномочиями регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осенью 2020 года в селе Резоватово были установлены 9 контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, далее по тексту также ТКО. Данные контейнеры установлены на обочине асфальтированной трассы, проходящей через все село: 4 контейнера в одном месте, а также на площадке для остановки школьного автобуса - 5 контейнеров. Асфальтированных дорог в селе нет, площадок для контейнеров по сбору твердых коммунальных отходов также не имеется.
Истцы указывают, что не могут пользоваться услугой по обращению с ТКО, поскольку указанные контейнеры расположены на расстоянии от 1 до 2,5 километров от их жилых домов. При этом истцы являются людьми преклонного возраста, и не могут преодолевать такое расстояние по бездорожью, да еще и с мусором в руках. Однако им с указанного времени поступают квитанции ООО «РЕМОНДИС Саранск» о необходимости оплаты услуг по обращению с ТКО. Вместе с тем, истцы данной услугой не пользовались, не пользуются и в настоящее время не имеют возможности пользоваться.
Истцы неоднократно обращались в ООО «РЕМОНДИС Саранск», администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, администрацию Ладского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, а также в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия Однако контейнеры установлены с нарушением санитарно-эпидемиологических норм: не оборудованы площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расстояние от места сбора ТКО до жилых домов не соответствует требуемому. Установить контейнеры в соответствии с данными нормами ООО «РЕМОНДИС Саранск» не может, поскольку оборудование мест сбора ТКО, ремонт и реконструкция местных автомобильных дорог относится к компетенции муниципальных органов, а у данных органов на это нет денег. Вместе с тем, оплачивать услуги истцы обязаны, не имея при этом возможности ими пользоваться.
Поскольку истцы не пользовались и не пользуются услугой по обращению с ТКО, это, по их мнению, является основанием для признания договора по обращению с ТКО незаключенным и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
При этом указывают, что они не только не совершили действия о принятии условий публичного договора, но и прямо заявили ООО «РЕМОНДИС Саранск» о нежелании заключать такой договор, ввиду недостижения его существенных условий.
Акцепт со стороны истцов при направлении оферты ответчиком ООО «РЕМОНДИС Саранск» на заключение публичного договора по обращению с твердыми коммунальными отходами не поступал, в связи с чем они считают данный договор незаключенным, а плату за услугу, которая истцам не оказывается, неосновательным обогащением.
Ссылаясь на положения законодательства, в частности, Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», Санитарно-эпидемиологическиие правила, а также на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, истцы просят: возложить на администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия обязанность по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов в селе Резоватово в соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 64 от 10 июня 2010 г. и пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 20 от 05 декабря 2019 г., в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаключенным договор по обращению с твердыми коммунальными отходами между ними и ООО «РЕМОНДИС Саранск»; применить последствия недействительности ничтожной сделки, признав незаконным наложение на них обязанности по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов при отсутствии оказания этой услуги.
01 июня 2021 г. представителем истцов Катаевой Т.А. подано заявление, подписанное также истцами, об уточнении требований, изложенных в пунктах 1 и 3 иска, согласно которому истцы просят: возложить на администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия обязанность по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов в с. Резоватово в соответствии с пунктами 3, 4, 15 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; применить последствия недействительности ничтожной сделки, признав незаконным наложение на истцов обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при отсутствии оказания данной услуги (т. 2 л.д. 141).
В возражениях на исковое заявление, поступивших в суд 29 апреля 2021 г., представитель ответчика ООО «РЕМОНДИС Саранск», Ефремова Е.В., действующая на основании доверенности № 07/12/20 от 07 декабря 2020 г., исковые требования не признала. При этом указала, что согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
11 августа 2017 г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено соглашение № 72/47, по условиям которого ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия с момента подписания соглашения до 31 декабря 2027 г.
Исходя из изложенного, в силу закона собственники и потребители твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
В целях заключения публичного договора, в том числе для обеспечения возможности потребителей заключить договор путем совершения конклюдентных действий, ООО «РЕМОНДИС Саранск» в соответствии с частью 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации 04 апреля 2018 г. разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц – собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте (www.remondis-saransk.ru). Данная публичная оферта на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, опубликованная в газете «Известия Мордовии» и на официальном сайте, явилась предложением регионального оператора для заключения договора.
Публичный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия: предмет договора; права и обязанности сторон; срок начала оказания услуг; порядок фиксации нарушений; ответственность сторон; сроки и порядок оплаты услуг по договору. В договоре содержится информация и об иных условиях.
Признаки, свидетельствующие о ничтожности публичной оферты, отсутствуют.
Также указывает, что пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Услуга, оказывается истцам в полном объеме. При этом доказательства утилизации бытовых отходов путем заключения истцами соответствующих договоров с иными лицами, отсутствуют.
С учетом изложенного просила отказать истцам в удовлетворении заявленных требований к ООО «РЕМОНДИС Саранск» (т. 2, л.д. 225-230).
Определениями от 22 июня 2021 г. производство по данному гражданскому делу прекращено в части требований Митрошиной Л.А., в связи с ее отказом от иска, а также в части требований Асяева А.А., в связи с его смертью.
Определением от 06 июля 2021 г. исковые требования Денисова А.М. оставлены без рассмотрения на основании абзаца 8 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание истцы Трубицын А.И., Сапарин В.В., Суралеева Л.М., Васин В.А., Васина П.Д., Елистратов А.Н., Кожина М.К., Кожин В.И., Шебулева М.И., Павельева Л.А., Звягинцева М.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствуют отчеты об извещении с помощью СМС-сообщения, уведомления о вручении почтовых отправлений, отчеты об отслеживании почтовых отправлений, не явились. При этом представили суду заявление о рассмотрении дела без их участия, с участием их представителя Катаевой Т.А.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Ладского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, в судебное заседание не явился. От исполняющей обязанности главы администрации Ладского сельского поселения Юрченковой Ю.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда. Принимая участие в предыдущем судебном заседании, пояснила, что контейнеры в с. Резоватово установлены в сентябре 2020 г. Часть жителей села, которые проживают около дороги и школы, где установлены контейнеры, пользуются и оплачивают услуги ООО «РЕМОНДИС Саранск». Жители дальних улиц мусор сжигают, складывают в компостные ямы, скармливают скотине.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, письменно просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
В ходе рассмотрения дела 06 июля 2021 г. определением суда утверждено мировое соглашение, заключенное между представителем истцов Катаевой Т.А. и истцами, с одной стороны, и ответчиком администрацией Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, в лице главы Ичалковского муниципального района Дмитриевой В.Г., с другой стороны. Указанным определением прекращено производство по делу в части исковых требований к администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.
В судебном заседании истцы Петрухина Т.Ю., Иванова Н.И., Маштаев Г.А., Башков Ю.И., Ивашин А.М. уточненные исковые требования к ООО «РЕМОНДИС Саранск» поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
При этом истец Петрухина Т.Ю. также пояснила, что контейнеры в селе установлены с сентября 2020 года, и с этого же месяца стали приносить квитанции за сбор мусора. Ее дом находится на расстоянии одного километра от контейнеров. Проводились собрания по поводу удаленности контейнеров от домов. В селе нет дорог. В магазин, около которого установлены контейнеры, она не ходит, нанимает машину за 600 рублей, и едет за продуктами один раз в месяц в село Ичалки. То, что остается от ее жизнедеятельности, отдает скотине, пластик сжигает в железном баке. К кому-либо по вопросу вывоза мусора она не обращалась. За период с сентября 2020 года она не платила по квитанции. Если бы контейнер поставили недалеко от дома, то она не против платить. Согласна на то, чтобы дали большие черные мешки, и складывать в них мусор, чтобы потом их забирали, но в село зимой не проедешь, а дорогу туда не сделают.
Истец Иванова Н.И. в судебном заседании пояснила, что они с Петрухиной Т.Ю. соседки. Квитанции стали носить с сентября 2020 года. Контейнеры в селе Резоватово установили в сентябре 2020 года. Они удивились, что принесли квитанции, так как контейнеры стоят очень далеко от домов. С тем, что остается от ее жизнедеятельности, она поступает так: бумагу сжигает, отходы от продуктов отдает поросенку или складывает в компостную кучу. С кем-либо по поводу сбора мусора не договаривалась, поскольку это нужно делать всей улицей.
В судебном заседании истец Маштаев Г.И. суду также пояснил, что тоже сжигает бумагу, а пластик складывает в мешок, который его сын забирает и выбрасывает в контейнер возле железной дороги. Квитанции стали приносить с сентября 2020 года. Если бы было близко нести мусор, то он бы их оплатил. Удаленность контейнера от его дома примерно 250 метров, что для него очень далеко.
Истец Башков Ю.И. в суде пояснил, что ему идти до контейнера примерно три километра. В магазин он ходит редко. Дети ему из г. Саранска все привозят. Дороги нет, ему до асфальта идти три километра. Бумагу он сжигает, а остальное дети забирают в г. Саранск, когда приезжают. Платежки присылают регулярно.
В судебном заседании истец Ивашин А.М. пояснил, что от его дома до контейнера 700 метров. Он считает, что это далеко. Отходы он сжигает. Квитанции приносят с сентября 2020 года. Услугой он не пользуется. В магазин ходит, проходит мимо этих бачков. По пути мусор не выбрасывает, потому, что не хочет ходить туда и обратно с полной сеткой. По пути к его дому разрушенный мост, поэтому проехать туда можно только на гусеничном тракторе.
Представитель истцов Катаева Т.А. в судебном заседании исковые требования к ООО «РЕМОНДИС Саранск», с учетом внесенных уточнений, поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. При этом также пояснила, что истцы готовы заключить с ответчиком мировое соглашение, при условии, что после утверждения схемы расположения площадок и установки контейнеров аннулируются задолженности истцов за период с сентября 2020 года по дату постановки данных контейнеров.
В судебном заседании представители ответчика ООО «РЕМОНДИС Саранск», Сухоруков Д.В., Мокров Ю.К., исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
При этом Мокров Ю.К. в судебном заседании 22 июня 2021 г. пояснил, что жителям с. Резоватово услуги по вывозу ТКО оказываются с сентября 2020 г., с этого же времени им стали направляться счета на оплату услуг. Часть жителей села не производят оплату услуг, хотя вывоз ТКО осуществляется регулярно с тех площадок, которые определила администрация района. В компетенцию ООО «РЕМОНДИС Саранск» определение мест размещения площадок для сбора ТКО не входит.
В судебном заседании представитель ответчика Сухоруков Д.В. также считал, что истцы, по их пояснениям, сами нарушают требования законодательства в сфере обращения с коммунальными отходами, сжигая пластиковые бутылки. Кроме того, два истца заявили о том, что они выбрасывают мусор, но в контейнеры, которые не расположены на территории села Резоватово, а отвозят их в город Саранск. Тем самым они совершают конклюдентные действия при обращении с ТКО, только в другом населенном пункте. Санитарно-эпидемиологическими нормами предусмотрена возможность удаления ТКО в сельских поселениях бестарным способом, то есть без контейнеров. Такой вопрос поднимался и решался с руководством, но для этого отсутствуют нормальные дороги с твердыми покрытиями, чтобы большегрузные автомобили проезжали и забирали мусор. Если бы были дороги, то можно было бы рассмотреть такой способ. Площадки для контейнеров расположены в соответствии со схемой. Если схема изменится и РЕМОНДИС сможет проехать, то в таком случае мусор будут забирать и оттуда. Считает, что услуга региональным оператором оказывается, мусор вывозится, поэтому предоставленные услуги граждане должны оплачивать. При этом доказательств того, что истцы пользуются услугами по вывозу ТКО другой организации, не представлено. Считал, что предусмотренных законом оснований для признания договора незаключенным, не имеется.
Суд, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, показания свидетелей, исследовав материалы дела, а также заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, приходит к следующему.
Судом установлено, что Петрухина Т.Ю., Трубицын А.И., Иванова Н.И., Сапарин В.В., Суралеева Л.М., Васин В.А., Маштаев Г.А., Васина П.Д., Елистратов А.Н., Башков Ю.И., Кожина М.К., Кожин В.И., Шебулева М.И., Ивашин А.М., Павельева Л.А., Звягинцева М.С., являются собственниками жилых домов, расположенных в селе Резоватово Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (т. 1 л.д. 40, 47-49, 53, 57-59, 63-65, 67-68, 71-73, 77-79, 85, 93-95, 98, 102-105, 107, 111, 114-116, 119).
22 октября 2020 г. состоялся сход граждан с. Резоватово Ладского сельского поселения Ичалковского муниципального района в количестве 35 человек. Повесткой дня значился сбор и плата за твердые коммунальные отходы. По итогам схода решено обратиться в прокуратуру Ичалковского района с просьбой о проверке законности предоставляемых услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» в современных условиях, а также к директору этого общества с просьбой рассмотрения возможности предоставления услуги в соответствии с нормативами действующего законодательства или отказаться от предоставления данной услуги (т. 1 л.д. 14-15, 16).
Согласно письму, адресованному прокурору Ичалковского района Республики Мордовия, жители с. Резоватово просили оказать содействие по вопросу оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 1 л.д. 17-19).
Указанное письмо 03 ноября 2020 г. направлено прокурором Ичалковского района Республики Мордовия в адрес главы Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, для рассмотрения по существу (т. 1 л.д. 20).
Также жителями с. Резоватово направлено письмо исполнительному директору ООО «РЕМОНДИС Саранск», в котором просили расторгнуть договор по оказанию услуг по обращению с ТКО, а также оказать содействие по вопросу оказания услуг по обращению с ТКО (т. 1 л.д. 22-24).
Как следует из сообщения от 09 ноября 2020 г. начальника абонентского отдела Ичалковского м.р. ООО «РЕМОНДИС Саранск» удаленность контейнеров для сбора ТКО не относится к критериям качества предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, следовательно, у регионального оператора не возникает обязанности по проведению проверки качества коммунальной услуги и осуществлению перерасчета. Невыполнение органами местного самоуправления обязанностей по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, усугубляет ситуацию по организации обращения с ТКО в с. Резоватово, однако, не исключает обязанности регионального оператора по обращению с ТКО оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО и обязанности потребителей по оплате оказываемой услуги. Отказаться от получения услуги по обращению с ТКО, в силу прямого указания закона, нельзя (т. 1 л.д. 24-26).
Согласно сообщению от 13 ноября 2020 г. главы Ичалковского муниципального района обустройство контейнерных площадок запланировано муниципальными программами «Экономическое развитие Ичалковского муниципального района» и «Комплексное развитие сельских территорий» на 2021-2021 годы. Построить дороги по с. Резоватово не представляется возможным, ввиду действующего постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2018 г. № 1268, которым введен запрет на финансовое обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Ичалковский район не имеет возможности направления расходования средств бюджета на такие виды работ, как строительство и реконструкция, за исключением объектов, реализуемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (т. 1 л.д. 30).
На очередном сходе граждан с. Резоватово Ичалковского района, состоявшемся 25 ноября 2020 г., решено: повторно обратиться в прокуратуру Ичалковского района с просьбой о проверке законности предоставляемых услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» и взимания платы за обращение с ТКО; обратиться в суд с заявлением к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о не предоставлении услуг по обращению с ТКО и взимания платы за обращение с ТКО; обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (т. 1 л.д. 27-29).
04 декабря 2020 г. жителями с.Резоватово Ичалковского муниципального района направлено письмо руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия с просьбой провести проверку и подтвердить факт нарушения санитарных норм и правил по установке контейнеров для сбора ТКО (т. 1 л.д. 32).
Согласно сообщению от 23 декабря 2020 г. заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия по результатам обращения жителей с. Резоватово в адрес администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства (т. 1 л.д. 33-34).
29 декабря 2020 г. главой Ичалковского муниципального района в адрес жителей с. Резоватово направлено сообщение, аналогичное по содержанию с сообщением, направленным им ранее - 13 ноября 2020 г. (т. 1 л.д. 35).
Как следует из сообщения от 30 декабря 2020 г. Первого заместителя Министра-начальника ведомственного Проектного Управления Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия обустройство контейнерных площадок по сбору ТКО запланировано муниципальными программами «Экономическое развитие Ичалковского муниципального района» и «Комплексное развитие сельских территорий» на 2021-2021 годы (т. 1 л.д. 36-38).
Согласно статьям 1, 2, 3, 25 Устава Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Ичалковский муниципальный район является муниципальным образованием и входит в состав Республики Мордовия. В состав Ичалковского муниципального района входит, в том числе, Ладское сельское поселение. К вопросам местного значения Ичалковского муниципального района, помимо прочего, относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ичалковского муниципального района. Администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (исполнительно-распорядительный орган Ичалковского муниципального района) наделен настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ичалковского муниципального района федеральными органами и законами Республики Мордовия. Администрация Ичалковского муниципального района, помимо прочего, участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории Ичалковского муниципального района, в охране общественного порядка, организации противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности населения (т. 2 л.д. 14-22, 119-139).
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 указанного Федерального закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».В соответствии с пунктами 3, 4, 15 данных Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с разделом VII указанных Правил вывоз отходов производства и потребления осуществляется специализированными организациями на основании договоров с ответственными лицами (п. 7.3). Размещение и обустройство контейнерных площадок для накопления отходов производятся в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: размеры контейнерных площадок и устанавливаемого оборудования определяются проектным решением; контейнерные площадки должны располагаться на расстоянии от окон и дверей жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом не менее 20 м., но не далее 100 м. от жилых зданий; контейнерные площадки должны иметь ограждение на высоту, превышающую емкости для сбора ТКО, исключающее возможность засорения прилегающей территории. Контейнерные площадки должны иметь ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части (0,02%). Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 штук. Для поддержания санитарного состояния площадок контейнеры должны быть установлены не ближе 1 м. от ограждения и 0,35 м. друг от друга. Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожное покрытие площадью, достаточной для разворота машины и работы манипулятора. Допускается сбор ТКО от индивидуальных жилых домов в специальный автотранспорт, работающий по установленному маршруту и графику. График и маршрут движения автотранспорта должны быть доведены до всех пользователей (п. 7.4 п.п. 7.4.1, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.4, п. 7.7) (т. 2 л.д. 36-46).
Постановлением администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 27 апреля 2021 г. № 209 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ичалковского муниципального района (т. 2 л.д. 23).
Сведения о местах накопления твердых коммунальных отходов на территории с. Резоватово Ичалковского района, а также о технических характеристиках данных объектов и о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, внесены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в котором указываются, помимо прочих, объекты, расположенные по адресам: ул. Советская с. Резоватово (съезд с дороги, остановка школьного автобуса); ул. Советская, 14, с. Резоватово; ул. Красносадовая, 9, с. Резоватово; ул. Дзержинского, 2, с. Резоватово; ул. Д.Бедного, 1, с. Резоватово; ул. Первомайская, 2, с. Резоватово (т. 2 л.д. 24-33).
Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории с. Резоватово Ичалковского муниципального района, размещена на официальном сайте органов местного самоуправления Ичалковского муниципального района (т. 2 л.д. 34).
Между тем, согласно представленным стороной истцов фотографиям и схеме фактического размещения контейнеров по сбору твердых коммунальных отходов, места установки контейнеров по указанным адресам расположены на значительном расстоянии от жилых домом истцов (от 350 м. до 2 000 м.), а также не оборудованы специальными площадками с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченными бордюром по периметру (т. 2 л.д. 214-219).
Постановлением администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 02 июля 2021 г. № 320 внесены изменения в указанный реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Ичалковского муниципальном района.
Принятие указанного постановления явилось основанием для заключения мирового соглашения между истцами и администрацией Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.
В судебном заседании были допрошены по ходатайству представителя истцов в качестве свидетелей К.М.П. и М.Н.А.
Так свидетель К.М.П. показала, что постоянно проживает в селе Резоватово. ООО «РЕМОНДИС Саранск» установило в селе мусорные контейнеры к 01 сентября 2020 г. В октябре стали приносить квитанции. Контейнеры находились на проезжей части асфальтированной дороги. На сходе граждан жители просили поставить контейнеры по СанПиНу. В селе протяженность улиц большая. Контейнеров привезли 9 штук. Кроме асфальтированной дороги через село других асфальтированных дорог в селе нет. В селе 119 домовладений, из которых 38 домовладений пользуются данной услугой. Мусор из контейнеров вывозят примерно раз в неделю. Она данной услугой не пользуется потому, что там, где стоят сейчас контейнеры, это ей физически недоступно. В селе бездорожье. Договор с ООО «РЕМОНДИС Саранск» она не заключала, первый платеж не делала. Макулатуру она складывает, металл сдает, лимонад она не пьет, в баночки из-под йогурта рассаду сажает.
Свидетель М.Н.А. суду показала, что жители села согласны оплачивать услуги РЕМОНДИС, если они будут доступны. Село очень разбросано, протяженность улиц большая, а 9 контейнеров выставлены вдоль автомобильной трассы. В селе дорог нет. Грунтовые дороги в очень плохом состоянии, хотя местная власть могла бы эти дороги привести в соответствующий вид для того, чтобы РЕМОНДИС мог бы проехать, и чтобы жители воспользовались этими услугами. Некоторые жители села, кому близко, пользуются данной услугой и платят за нее. Контейнеры были установлены в селе Резоватово в конце августа 2020 года, а платежки пошли с сентября 2020 года. Вывозит ли РЕМОНДИС мусор с тех мест, где сейчас расположены контейнеры, она не знает. Ее мужу квитанции приходят ежемесячно. В селе есть магазин, возле которого установлены контейнеры. Ими пользуются те, кто близко живет.
В соответствии с заключением от 18 июня 2021 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, контейнерные площадки в с. Резоватово не оборудованы (отсутствует твердое покрытие, ограждение), контейнеры для сбора ТКО находятся на расстоянии 1,5-2 километров от жилых домов истцов, что является нарушением Сан-ПиН 2.1.3684-21 (т. 2 л.д. 173-174).
Таким образом, установленные судом обстоятельства бесспорно свидетельствуют о том, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления.
ООО «РЕМОНДИС Саранск» (ОГРН 1111327001400) является юридическим лицом, к основному виду деятельности которого относится сбор отходов. Кроме того, помимо прочего, общество осуществляет следующие виды деятельности: приём, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание (т. 2 л.д. 68-72, 73, 74, 75-85, 86).
ООО «РЕМОНДИС Саранск» имеет действующую лицензию № 013-00065 от 27 июня 2016 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, бессрочно (т. 1 л.д. 193-195).
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия № 72/47 от 11 августа 2017 г. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО «РЕМОНДИС Саранск» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен региональному оператору ООО «РЕМОНДИС Саранск» на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г. (т. 1 л.д. 196-199).
Пунктом 7.2.2 дополнительного соглашения № 1 к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами №72/47 от 11 августа 2017 г. установлено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Ичалковского муниципального района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г. (т. 1 л.д. 200).
04 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц – собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных жилых домах, в частном секторе Республики Мордовия (т. 1 л.д. 201, 232, 233-234).
На основании части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1). Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2). Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1) (пункт 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ), при этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Опубликованный ООО «РЕМОНДИС Саранск» договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1), права и обязанности сторон (пункт 5), срок начала оказания услуг (пункт 2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
В силу пункта 1.5 опубликованной 04 апреля 2018 г. публичной оферты (договора), потребители предоставляемой услуги уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с ТКО потребителем на расчетный счёт регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО также возможно путём подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц Ичалковского района установлено 01 мая 2018 г. (пункт 2.5 договора).
Прямой договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и истцами не был заключен.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пунктом 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу требований Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов является лицензируемой.
В соответствии с частями 1, 4, 5 ст. 24.7 указанного Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Применительно к требованиям статьи 24.8 указанного Федерального закона регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
В соответствии с частями 1, 4 ст. 24.10 указанного Федерального закона определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
С 01 января 2019 г. услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к коммунальной услуге, что предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148.1 Правил № 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» определен порядок и условия заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.4). Заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (пункт 8.5). В заявке потребитель указывает свои реквизиты и прилагает установленные постановлением документы (пункт 8.6).
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 01 января 2019 г.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 декабря 2019 г. № 221 и от 15 декабря 2020 г. № 205 утверждены предельные тарифы на услугу регионального оператора ООО «Ремондис Саранск» по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия на 2020 год и на 2021-2023 годы для населения с 01 января по 30 июня 2020 г. 383 руб. 42 коп., с 01 июля по 31 декабря 2020 г. 385 руб. 77 коп.; с 01 января по 30 июня 2021 г. 385 руб. 77 коп., с 01 июля по 31 декабря 2021 г. 385 руб. 77 коп.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. № 529 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Норматив накопления твердых коммунальных отходов в индивидуальном жилом доме составляет 292,86 кг/год, в том числе КГО 11,24 кг/год.
В силу статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Руководствуясь указанными нормами, учитывая, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, суд разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исследованные судом обстоятельства дела свидетельствуют о том, что истцами не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию твердых коммунальных отходов, накопившихся за спорный период в результате их жизнедеятельности, в том числе данные о заключении ими договоров на утилизацию твердых коммунальных отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей, в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования твердых коммунальных отходов в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Между тем, в подтверждение факта оказания истцам услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов ООО «РЕМОНДИС Саранск» представлены: договор от 06 марта 2018 г. на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенный между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ООО «Экология Региона», дополнительные соглашения к данному договору от 28 февраля 2020 г. и 12 февраля 2021 г., платежные поручения об оплате услуг, оказанных по договору от 06 марта 2018 г. (т 2 л.д. 196-201, 202, 203-204, 205-213).
Таким образом, в силу закона потребители – собственники жилых домов обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Следовательно, между истцами и ООО «РЕМОНДИС Саранск» сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми последние обязаны надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора и оснований для освобождения их от обязанности оплаты услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по вывозу твердых коммунальных отходов не имеется.
С учетом того, что нарушений прав истцов со стороны ООО «РЕМОНДИС Саранск» не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения требования истцов в данной части.
Довод истцов о значительной отдаленности имеющихся контейнеров сбора твердых бытовых отходов от мест их жительства, в связи с чем услугами регионального оператора они не пользуются, не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку, как было установлено, региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твердых коммунальных отходов не наделен. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие надлежащей организации мест вывоза ТКО в спорный период не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны регионального оператора.
Вместе с тем, истцами не представлены доказательства невозможности использования контейнеров, находящихся на других улицах этого или другого населенного пункта. Напротив, некоторые из них в судебном заседании прямо заявили, что сами или с помощью родственников вывозили ТКО в другие населенные пункты Республики Мордовия, где установлены контейнеры для ТКО.
Сама по себе отдаленность имеющихся площадок (контейнеров) для сбора твердых коммунальных отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывается.
Кроме того, довод истцов о самостоятельном обращении с твердыми коммунальными отходами несостоятелен, поскольку в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача твердых коммунальных отходов лицам, не являющимся региональным оператором, запрещено. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности.
Единственным законным способом обращения с данными отходами является передача своих твердых коммунальных отходов региональному оператору. Поскольку самостоятельная утилизация твердых коммунальных отходов недопустима, то предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключением договора путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Принимая во внимание, что истцам отказано в удовлетворении исковых требований к ООО «РЕМОНДИС Саранск», оснований для взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований, и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Петрухиной Т.Ю., Трубицына А.И., Ивановой Н.И., Сапарина В.В., Суралеевой Л.М., Васина В.А., Маштаева Г.И., Васиной П.Д., Елистратова А.Н., Башкова Ю.И., Кожиной М.К., Кожина В.И., Шебулевой М.И., Ивашина А.М., Павельевой Л.А., Звягинцевой М.С. к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании незаключенным договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и применении последствия недействительности ничтожной сделки, признании незаконным наложения на истцов обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при отсутствии оказания данной услуги, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ичалковский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия А.А. Проняшин.
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2021 г.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия А.А. Проняшин.