Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1244/2012 ~ М-147/2012 от 17.01.2012

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эмирзакова Валерия Чулпановича к Правительству Российской Федерации и Правительству Самарской области о взыскании выплаты в возмещение вреда здоровью,

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам ФИО12 областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.Ю. Болочагин


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1244/12 по иску Эмирзакова Валерия Чулпановича к Правительству Российской Федерации и Правительству Самарской области о взыскании выплаты в возмещение вреда здоровью,

установил:

Эмирзаков В.Ч. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Правительству Российской Федерации и Правительству Самарской области о взыскании выплаты в возмещение вреда здоровью. В обоснование иска указывает, что в 1987 г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С декабря 2001 г. признан инвали<адрес> группы с утратой профессиональной трудоспособности на 80% по увечью, связанному с аварией на АЭС — бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ он получал выплаты по трем различным основаниям в размере 250 рублей 47 копеек, 417 рублей 45 копеек, 3974 рублей 80 копеек. Просит взыскать с Правительства Российской Федерации и субсидиарно с Правительства Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ выплаты в размере 13 833 рублей, 23055 рублей, 292 636 рублей 54 копеек, соответственно, с индексацией каждой выплаты пропорционально изменению минимального размера оплаты труда

В судебном заседании представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Петрова А.С. заявленные требования поддержала.

Правительство Российской Федерации поручило представление своих интересов по делу Министерству здравоохранения и социального развития РФ (л.д. 39), последнее представило письменный отзыв (л.д. 29-38), в котором иск не признало, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представитель Правительства Самарской области Попов С.С. в судебном заседании иск не признал. Полагает, что Правительство Самарской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

Третье лицо – Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание представителя не направило, представило письменный отзыв (л.д. 41-42), просило о рассмотрении дела без участия его представителя, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель Управления федерального казначейства по Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Дудик Н.П. иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 28-28).

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Эмирзаков В.Ч. является инвалидом второй группы со степенью утраты профессиональной трудоспособности 80 процентов по причине увечья, что связано с аварией на Чернобыльской АЭС, и получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежегодную компенсацию за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренные п.22, 25 ст.14, ст.39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указанные выплаты осуществляются Российской Федерацией как публично-правовым образованием, принявшим на себя ответственность за вред, причиненный здоровью граждан в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ

При разрешении судебных споров, связанных с производством этих выплат, от имени Российской Федерации выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, осуществляющие компенсационные выплаты, уполномоченные выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Правилами финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, осуществляется в пределах ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на эти цели Федеральной службе по труду и занятости.

Согласно ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.4 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, производится органами социальной защиты населения (или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации - военнослужащие и приравненные к ним лица).

В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , либо со вступившими в законную силу судебными решениями об изменении размера денежной компенсации, ежемесячно составляют реестры, в которых указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце.

Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с реестрами определяет итоговую потребность в средствах федерального бюджета на соответствующий месяц, включая расходы на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации и осуществляет распределение средств между плательщиками.

В соответствии с Правилами финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Согласно Правилам выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиздии вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и Правилам выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, ежемесячно составляют списки, представляемые в органы федерального казначейства для перечисления компенсаций получателям.

Как усматривается из отзыва Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, выплаты Эмирзакову В.Ч. осуществляются за счет средств федерального бюджета на основании судебного решения названным органом исполнительной власти Самарской области, который и должен являться надлежащим ответчиком по иску об определении размера указанных выплат.

Правительство Российской Федерации и Правительство Самарской области выплаты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, не производят, в связи с чем они не могут быть ответчиками по заявленному иску ни непосредственно, ни в качестве органов, представляющих Российскую Федерацию как публично-правовое образование.

Законом не предусмотрено финансирование выплат физическим лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за счет собственных средств Правительства Российской Федерации, а равно субсидиарное их финансирование за счет средств Правительства Самарской области.

Представителю истца в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, а также в ходе разбирательства дела в судебном заседании неоднократно указывалось на данное обстоятельство, предлагалось заявить ходатайство о замене ответчиков, однако представитель истца от заявления такого ходатайства отказалась, настаивала на рассмотрении заявленных требований. Суд не наделен полномочиями осуществить замену ответчиков, т.к. в силу принципа диспозитивности гражданского процесса формулирование искового требования, в том числе определение круга ответчиков, является исключительной прерогативой истца. Суд лишь вправе привлечь к участию в деле соответчика (соответчиков) в том случае, когда в силу существа заявленного истцом требования его рассмотрение невозможно без привлечения соответчиков, т.е. когда требование истца адресовано, по существу, нескольким лицам, однако не все они указываются истцом в качестве ответчиков по иску, что в настоящем деле не имеет места. Представитель истца предупрежден судом о последствиях предъявления иска к ненадлежащим ответчикам.

Таким образом, в удовлетворении требований истца надлежит отказать, поскольку они заявлены к ненадлежащим ответчикам.

Кроме того, мнение истца о наличии у него права на индексацию выплат пропорционально минимальному размеру оплаты труда не основано на законе.

До вступления в силу ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, определялся в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, что, однако, не влекло распространения действия ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на инвалидов-чернобыльцев. Возмещение вреда последним имеет особую правовую природу, оно обусловлено не гражданско-правовыми отношениями между работодателем и работником, а конституционно-правовыми отношениями между государством и гражданином, и является конституционной обязанностью государства; оно не может отождествляться с какими либо социальными обязательными выплатами, включая выплаты по социальному страхованию, то есть обязанностью работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей.

Применявшаяся ранее аналогия в механизме индексации суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам и лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, являлась юридико-техническим приемом.

Статьей 3 ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что размеры выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, требования Эмирзакова В.Ч. об индексации суммы возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, пропорционально темпам роста минимального размера оплаты труда не соответствуют действующему законодательству.

Доводы истца в обоснование своих требований о том, что он имеет право выбора порядка индексации выплат в возмещение вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Федеральным законом, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был изменен порядок определения сумм возмещения вреда, в частности вместо расчета суммы возмещения вреда в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности, установлены твердые суммы в зависимости от группы инвалидности. При этом, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предоставлено право выбора получать либо ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленную ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками своих трудовых обязанностей, в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.

Таким образом, право выбора касается порядка исчисления выплачиваемой суммы возмещения вреда вследствие аварии, а не порядка индексации указанной выплаты.

Размеры ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с ДД.ММ.ГГГГ установлены в твердых денежных суммах. ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, введен указанный выше механизм индексации этих выплат (в зависимости от уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ). Таким образом, индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в зависимости от увеличения минимального размера оплаты труда действующим законодательством не предусмотрена.

Также из материалов дела усматривается, что размер выплат Эмирзакову В.Ч., а именно размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также порядок индексации этих выплат установлены вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-54) по иску Эмирзакова В.Ч. к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области. Повторное присуждение одних и тех же компенсаций законом не предусмотрено.

Как пояснил представитель истца в ходе разбирательства дела, целью заявления настоящего иска является не повторное присуждение аналогичных компенсаций, а пересмотр их размера и порядка индексации, поскольку, по мнению истца, вышеуказанное судебное решение не соответствует закону. Однако Ленинский районный суд г. Самары не наделен правом ревизии вступивших в законную силу судебных актов Октябрьского районного суда г. Самары. Вступивший в законную силу судебный акт не может быть преодолен повторным рассмотрением аналогичного требования к другим, тем более, ненадлежащим, ответчикам. Заявленная истцом цель обращения с настоящим иск – трансформация отношений, установленных вступившим в законную силу судебным актом, без ревизии последнего в установленном процессуальном порядке – является противоправной; заявляя настоящий иск, ФИО18 допускает злоупотребление процессуальным правом.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам ФИО12 областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2-1244/2012 ~ М-147/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Эмирзаков В.Ч.
Ответчики
Правительство РФ
Правительство Самарской области
Другие
Управление Федерального казначейства по Самарской области
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
17.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2012Передача материалов судье
18.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.02.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.02.2012Предварительное судебное заседание
15.03.2012Судебное заседание
16.03.2012Судебное заседание
08.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2014Дело оформлено
07.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее