№2-364/2019
24RS0022-01-2019-000352-41 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующей судьи Морозовой Л.М.,
с участием истца помощника прокурора Ирбейского района Кутихиной Е.И.,
представителя ответчика Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района, по доверенности – Коростелевой А.И.,
при секретаре – Антонюк Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах Блинова Виктора Анатольевича к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района об обязании возобновить предоставлении меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района обратился в суд с иском в интересах Блинова Виктора Анатольевича к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района об обязании возобновить предоставлении мер социальной поддержки. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению Блинова В.А. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг проведена проверка, в ходе которой установлено следующее. Согласно Положению об Управлении социальной защиты населения администрации Ирбейского района, утвержденного постановлением администрации Ирбейского района от 11.03.2015 № 248-пг (с изм. от 06.02.2019 № 96-пг), Управление социальной защиты населения администрации является отраслевым органом администрации, созданным для осуществления управленческих функций органа местного самоуправления в сфере социальной защиты населения. В соответствии с пп. 3.1. вышеуказанного Положения Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района реализует переданные органам местного самоуправления государственные полномочия по социальной поддержке и социальной помощи жителям Ирбейского района, в т.ч. предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Блинов Виктор Анатольевич, 28.05.1983 года рождения, является инвалидом второй группы, бессрочно. Согласно договору социального найма жилого помещения от 09.09.2010 № 438 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> При проведении проверки установлено, что Блинову В.А. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставлялись Управлением социальной защиты населения администрации Ирбейского района по 01.07.2017. На основании сведений УСЗН администрации Ирбейского района предоставление мер социальной поддержки Блинову В.А. приостановлено с 01.07.2017, уведомление о приостановке выплат направлено Блинову В.А. 12.07.2017. С 01.08.2017 предоставление мер социальной поддержки прекращено, уведомление о прекращении выплат направлено 16.08.2017. С 01.07.2017 по настоящее время меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг УСЗН администрации Ирбейского района Блинову В.А. не предоставляются. Учитывая, что Блинов В.А. является инвалидом 2 группы, прокурор предъявляет иск в его интересах. Прокурор Ирбейского района просит суд обязать Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района возобновить предоставление Блинову В.А., 28.05.1983 года рождения, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.07.2017 года.
Истец Блинов В.А., который о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения сторон, суд руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, находит возможным дело рассмотреть в отсутствие истца Блинова В.А..
В судебном заседании помощник прокурора Ирбейского района Кутихина Е.И. исковое заявление в интересах Блинова В.А. поддержала, на исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района Коростелева А.И. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что с требованиями прокурора не согласны в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» органы местного самоуправления края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе и по назначению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных Законом края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края № 13-2804). Прокурор, основываясь на Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), и. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804, определении Верховного суда РФ от 03.06.2015 № 53-АГТГ15-24 полагает, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым прокурор сделал вывод о том, что льготы, носящие компенсационный характер, должны предоставляться за неоплаченную льготником услугу безусловно. Такой вывод не соответствует положениям федерального и краевого (регионального) законодательства, а также выводам, положенным Пленумом Верховного Суда РФ в основу принятия постановления от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее - Пленум ВС РФ). Пленум ВС РФ указывает, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЖКУ), по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашении (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и ЖКУ, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Уважительные причины Пленум ВС РФ связывает с невыплатой заработной платы в срок, тяжелым материальным положением, наличием в семье иждивенцев и т.п. Наличие у льготника, в том числе одиноко проживающего в жилом помещении, инвалидности не говорит о его тяжелом материальном положении и т.п. Любая уважительная причина должна подтверждаться документально. В соответствии с ст. 4, 5 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления ЖКУ, внесения платы за жилое помещение и ЖКУ. Ст. 159, 160 ЖК РФ определено, что субсидии или компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 30.06.2015, внесены изменения не только в ЖК РФ, но и в ст. 17 Федерального закона № 181 -ФЗ в части предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ в виде компенсации расходов, а не скидки для инвалидов, как было ранее в рассматриваемом в определении ВС РФ от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24 случае, на которое ссылается прокурор, (далее - определение ВС РФ). Ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ определено, что субсидии или компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению, что говорит о том, что граждане не могут претендовать на получение субсидии или компенсации, если они имеют задолженность по оплате данных услуг и не заключили и (или) не выполняют соглашения по погашению такой задолженности. Следовательно, наличие задолженности по оплате жилья и (или) ЖКУ (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и прекращения их предоставления. В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по определению формы предоставления указанных мер социальной поддержки. Согласно ст. 7 Закона края № 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и ЖКУ, установленные ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, предоставляются в форме субсидий. Из смысла ст. 1, 24 Закона края № 13-2804 следует, что субсидии - денежные средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и ЖКУ отдельным категориям граждан, при этом, имеющие целевое назначение (уменьшение фактических затрат граждан по оплате) и включающие в себя полную или частичную предварительную оплату (до установленного срока внесения платы) жилого помещения и ЖКУ. Блинов Виктор Анатольевич, 28.05.1983 г.р. является инвалидом 2 группы, проживает по адресу <адрес>. Проживает в жилом помещения по договору социального найма. Блинов В.А. получал меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с 01.01.2006 по 30.06.2017. В порядке межведомственного взаимодействия УСЗН администрации Ирбейского района получило информацию о том, что на 01.06.2017 Блинов В.А. имеет задолженность перед ООО «Ирбейский коммунальный комплекс» в сумме 17061,65 руб. В связи с данной задолженностью УСЗН администрации Ирбейского района было принято правомерное решение о приостановке и затем о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с 01.07.2017 г. На основании вышеизложенного требования прокурора о признании решения УСЗН администрации Ирбейского района о прекращении предоставления Блинову В.А. мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, возложении на УСЗН администрации Ирбейского района обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 % с 01.07.2017 г. удовлетворению не подлежат. УСЗН администрации Ирбейского района просит в удовлетворении искового заявления прокурора, заявленного в интересах Блинова В.А., отказать в полном объеме.
Суд, выслушав явившихся, изучив материала дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.
Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статьей 160 Жилищного кодекса РФ предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и установлено, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Красноярского края указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края от 17 декабря 2004 года № 13-2804).
Согласно п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, каковыми согласно ст. 1 Закона признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Согласно ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
При наличии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных соответствующими документами, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
При отсутствии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления после полного погашения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока ее погашения).
При принятии решения о возобновлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки осуществляется также и за тот месяц, в течение которого их предоставление приостанавливалось.
Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209).
Решение о приостановлении или прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки принимается органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления документов (сведений) о наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Решение о возобновлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки принимается органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, документов (сведений) об отсутствии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки соглашения по ее погашению или документов, подтверждающих наличие уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Уведомление о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии и дополнительных мер социальной поддержки направляется получателю субсидий и дополнительных мер социальной поддержки органом местного самоуправления в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием оснований его принятия и порядка обжалования данного решения.
Сведения о наличии (отсутствии) у получателей субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, о заключении и (или) выполнении ими соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг представляются в орган местного самоуправления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг, в соответствии с соглашениями, заключенными между органом местного самоуправления и указанными организациями, либо на основании письменных запросов, направленных органом местного самоуправления в адрес данных организаций, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Документы, подтверждающие погашение задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключение и (или) выполнение соглашений по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, получатели субсидий и дополнительных мер социальной поддержки вправе представить в орган местного самоуправления по собственной инициативе.
Документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, невыполнения условий соглашения по погашению задолженности (медицинская выписка, справка медицинской организации или листок нетрудоспособности, подтверждающие факт прохождения стационарного лечения, справка работодателя о наличии задолженности по заработной плате, свидетельство о смерти, справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждающая факт стихийного бедствия и (или) иного обстоятельства чрезвычайного характера), представляются в орган местного самоуправления получателями субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
В случае прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в связи с наличием у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнением получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг гражданин вправе обратиться повторно с заявлением о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки с приложением к нему документов, указанных в статье 13 настоящего Закона, после полного погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключения и (или) выполнения соглашения по ее погашению.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, что Блинова Виктора Анатольевича, 28.05.1983 года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно, инвалидность установлена 18.06.2009 года, что подтверждается справкой №
Блинову В.А. согласно договора социального найма жилого помещения от 09.09.2010 года № 438 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Блинов В.А. зарегистрирована и проживает по вышеуказанному адресу.
Блинов В.А. является получателем мер социальной поддержке по оплате коммунальных услуг.
Ответчиком с 01.07.2017 года было приостановлено, а с 01.08.2017 года прекращено предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
Согласно справке ООО «Ирбейский коммунальный комплекс» от 28.06.2019 года - на 28.06.2019 года у Блинова В.А. имелась задолженности по оплате коммунальных услуг в сумме 50 206рублей 30 копеек.
Согласно справке администрации Ирбейского сельсовета Ирбейского района от 02.07.2019 года - на 01.07.2019 года у Блинова В.А. имелась задолженности по оплате коммунальных услуг в сумме 2176 рублей 20 копеек.
В нарушении ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» УСЗН Ирбейского района не соблюдая трехдневный срок с момента вынесения решения, 12.07.2017 года ответчик направил в адрес Блинова В.А. письменное уведомление о том, что с 01.07.2017 года выплата мер социальной поддержки будет приостановлена на 1 месяц в связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ, указано, что в случае непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности с организациями ЖКХ в течение одного месяца, с 01.08.2017 года предоставление мер социальной поддержки будет прекращено.
16.08.2017 года ответчик направил в адрес Блинова В.А. письменное уведомление о том, что принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки с 01.08.2017 года.
Блинов В.А. обратился к прокурору Ирбейского района с заявлением в своих интересах проверить законность отказа в предоставлении субсидии.
Согласно подп. «в» п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края № 13-2804 орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, как указано выше, действие п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 об основаниях прекращения предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Дополнения в п. 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 были внесены Законом Красноярского края № 10-4209 от 4 февраля 2016 года, вступившим в силу 13 марта 2016 года, после принятия Верховным Судом Российской Федерации решения о признании недействующим п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона Красноярского края от 27 июня 2013 года № 4-1466) в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов.
Таким образом, в настоящее время законодательный орган Красноярского края исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах наличие у Блинова В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг за два и более месяца не может являться основанием для прекращения предоставления ему как ребенку-инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на то, что право органов местного самоуправления на приятие решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено подп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804, который не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации, является действующим и подлежит применению.
Доводы ответчика о том, что применению подлежат положения пунктов 1, 2 статьи 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804, предусматривающие предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд во внимание принять не может, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.06.2015 года № 53-АПГ15-24, следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и подп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 года № 53-АПГ15-24, следует, что положения указанной нормы не подлежат распространению на инвалидов, так как Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено.
Необоснованной суд признает и ссылку ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона. Кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Оценив в совокупности представленные доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ирбейского района в интересах Блинова Виктора Анатольевича.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ирбейского района в интересах Блинова Виктора Анатольевича – удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района возобновить предоставление Блинову Виктору Анатольевичу, 28.05.1983 года рождения, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.07.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в течение одного месяца.
Судья
Копия верна
Судья