Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1333/2012 ~ М-712/2012 от 07.02.2012

Решение

Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Левиной М.В.,

при секретаре Ведениной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Августимовой ФИО9 о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области незаконными,

Установил:

Августимова О.С. обратилась в суд с заявлением о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области незаконными.

В обоснование своих требований заявительница указала, что она на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела земельный участок площадью 530 кв.м по адресу: <адрес> имеющий кадастровый номер Данный земельный участок был куплен у продавца без межевания, и на сделке, в документе, кадастровом паспорте было указано, что площадь земельного участка является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.

В дальнейшем, при проведении межевания, геодезической фирмой ООО «Стройинвест», выяснилось, что площадь земельного участка превышает ту площадь, которая указана в договоре купли-продажи и свидетельстве на право собственности на земельный участок, а именно: Августимовой О.С. на кадастровый учет была поставлена согласно кадастрового паспорта уточненная площадь земельного участка, которая составила 631 кв.м., с тем же кадастровым номером

Вместе с тем, из содержания уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, заявительнице стало известно, что в справке от ДД.ММ.ГГГГ , хранящейся в архиве Управления Росреестра по Самарской области, справки Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Самаре, указано, что межевание земельного участка проводилось ранее, прежним собственником - Запорожченко П.М., о чем Августимовой О.С. было неизвестно, и это противоречит данным, которые имеются в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, где граница земельного участка не установлена, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

Таким образом, площадь земельного участка ранее, не уточнялась, и произошло противоречие в документах, представленных в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области.

Заявительница считает отказ государственного органа в регистрации прав на указанный земельный участок не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим его имущественные права.

В связи с этим заявительница просила признать незаконным приостановление о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области внести изменения в ЕГРП на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , с площадью 631 кв.м. за Августимовой О.С.

В судебном заседании представители заявителя по доверенности Августимов В.В., Локалов В.В. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить, объяснения дали согласно содержанию заявления.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Булатова А.Р., требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, объяснения дала согласно письменному отзыву, приобщенному к материалам настоящего дела.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу требований ст. 255 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа, его противоправного действия (бездействия) незаконным, является одновременное наличие двух обязательных условий наступления юридически значимых последствий в виде незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушения государственным органом прав и законных интересов, а равно создание препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Судом установлено, что за Августимовой О.С. зарегистрировано право собственности на земельный участок для садоводства по адресу: <адрес> площадью 530 кв.м., имеющий кадастровый номер 63:01:0703002:563, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Данное свидетельство выдано на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из кадастровый выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка по адресу: <адрес> площадью 530 кв.м., имеющий кадастровый номер числился Запорожченко П.М. Площадь земельного участка ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровый номер равнозначен кадастровому номеру .

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 530 кв.м., имеющий кадастровый номер , является Августимова О.С., площадь земельного участка составляет 631+/-9 кв.м.

Августимова О.С. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП на объект недвижимого имущества – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

Однако Августимова О.С. получила уведомление о приостановлении государственной регистрации, поскольку не представляется возможным внести изменение в ЕГРП, в части площади, адреса, а, следовательно, и кадастрового номера земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> так как представленные документы вступают в противоречие с информацией и записями ЕГРП.

В соответствии с п.5 ст. 131 ГК РФ, п.5 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Таким образом, приостановление регистрации является правом государственного регистратора, предоставленным ему федеральным законом, и не может рассматриваться как уклонение от государственной регистрации.

Как следует, из уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ внесение изменений в сведения ЕГРП в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ на основании поданного Августимовой О.С. заявления о приостановлении государственной регистрации (п. 3 ст. 19 Закона о регистрации).

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что государственная регистрация перехода права и права собственности на вышеназванный земельный участок приостановлена по инициативе самого заявителя – Августимовой О.С. Срок приостановления государственной регистрации по инициативе государственного регистратора закончился, соответственно основания для обязания Управления Росреестра по Самарской области возобновить государственную регистрацию отсутствуют.

Относительно причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации на срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст. 16 и п.1 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, содержать описание недвижимого имущества.

В соответствии с п.4 ст. 18 Закона о регистрации если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» этих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Согласно п.67 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г. № 219 (далее - Правила ведения ЕГРП) лист записи об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относятся, в том числе, уточнение площади объекта недвижимости.

В соответствии п.68 Правил ведения ЕГРП в графе "Документы-основания" листа записи об изменениях указываются реквизиты документов, послуживших основанием для внесения изменений.

Согласно данным ЕГРП Августимова О.С. является собственником земельного участка площадью 530 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли - продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, для внесения изменений в ЕГРП представлен Кадастровый паспорт земельного участка (Выписка из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому площадь земельного участка уточнена и составляет 631 кв.м.

Согласно ч.3 ст.25 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее -уточнение границ земельного участка).

Таким образом, изменение площади земельного участка возможно, только если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют требованиям к описанию местоположения земельного участка, установленного Законом о кадастре.

Согласно ч.9 ст.38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Как следует из правоустанавливающего документа на земельный участок площадь земельного участка составляет 530 кв.м.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно ч.2 ст.47 Закона о кадастре кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Судом установлено, что в архиве Управления Росреестра по Самарской области хранится справка Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой местоположение границ земельного участка площадью 530 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> предоставленного Запорожченко ФИО10 - было установлено по ранее действующему порядку.

Таким образом, указанный земельный участок относится к ранее учтенным объектам недвижимости, границы которого не подлежат уточнению.

В соответствии со ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе и площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.2 ст.45 Закона о кадастре).

При проведении правовой экспертизы сданных на государственную регистрацию документов, регистрирующий орган обязан исследовать документы в полном объеме с целью установления бесспорных оснований для возникновения, наличия прав на недвижимое имущество и отсутствия всех возможных обстоятельств, препятствующих проведению государственной регистрации.

Согласно Постановлению главы г.о. Самара от 06.10.2000г. №894(293/9) прежнему собственнику указанного земельного участка (Запорожченко П.М.) после согласования площади и границ земельного участка, а также его месторасположения, часть участка площадью 530 кв.м. была предоставлена в собственность, а другая часть участка, площадью 167,7 кв.м. предоставлена в аренду с правом выкупа.

Таким образом, в связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих законность уточнения границ принадлежащего ему земельного участка, Управлением правомерно и обоснованно было принято решение о приостановлении государственной регистрации, в порядке, предусмотренном абз.1 п.1 ст.19 Закона о регистрации.

В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку судом установлено, что решение регистрирующего органа соответствует требованиям действующего законодательства, в удовлетворении заявления Августимовой О.С. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Августимовой ФИО11– отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение одного месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 21 марта 2012 года.

Председательствующий         Левина М.В.

2-1333/2012 ~ М-712/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Августимова О.С.
Другие
Управление Росреестра по С/о
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Левина М. В.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
07.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2012Передача материалов судье
10.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2012Судебное заседание
07.03.2012Судебное заседание
13.03.2012Судебное заседание
22.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее