Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-115/2021 ~ М-361/2020 от 30.12.2020

Дело № 3а-115/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года                         город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО5, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО7, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равной рыночной стоимости,

                установил:

ФИО8 обратилась в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также- БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равной их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований ФИО8 указала, что является собственником земельных участков, расположенных на территории Луковского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области.

Кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке от 25 сентября 2020 года, составленном частнопрактикующим оценщиком ФИО4, тем самым, затронуты права и обязанности ФИО1, уплачивающей земельный налог, исчисляемый из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

По изложенным основаниям ФИО8, с учетом уточнения административных исковых требований в процессе судебного разбирательства, просит суд установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3701167 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 10727342 руб., определенной по состоянию на 1 января 2019 года, действовавшей в период с 1 января 2020 года по 12 августа 2020 года включительно.

Наряду с этим, ФИО8 просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объектов недвижимости следующим образом:

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6011214 руб.;

-земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6011214 руб.

Определением Орловского областного суда от 11 января 2021 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Орловской области).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 поддержала заявленные требования учетом их уточнения.

Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, представитель административного ответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО7 в судебном заседании не возражали против удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Административный истец ФИО8, представители административных ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области и Управления Росреестра по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрации Луковского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент предъявления административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ), статья 24.18, абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения регламентирован положениями статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункт 1.1 статьи 391 НК РФ).

Как видно из материалов административного дела, ФИО8 является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 2074000 кв.м, а также на праве общей долевой собственности владеет земельным участком с кадастровым номером общей площадью 3701167 кв.м и земельным участком с кадастровым номером общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>л.д.13-14,15,16-19).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, была определена следующим образом:

-земельного участка с кадастровым номером в размере 20615500 руб.19 коп.;

-земельного участка с кадастровым номером в размере 11552180 руб. 00 коп.;

-земельного участка с кадастровым номером в размере 11552180 руб. 00 коп.(л.д.20-22).

Судом установлено, что в связи с изменением площади земельного участка с кадастровым номером , его кадастровая стоимость была пересмотрена, и по состоянию на 13 августа 2020 года определена в размере 18916650 руб. 19 коп., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.182, 183- 203).

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Обращаясь с требованиями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, ФИО8 представила в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 25 сентября 2020 года , составленный частнопрактикующим оценщиком ФИО4, являющейся членом НП «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющей квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности: «оценка недвижимости», а также полис обязательного страхования ответственности оценщика.

Согласно выводам, содержащимся в указанном отчете, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объектов недвижимости определена следующим образом:

-земельного участка с кадастровым номером в размере 10727342 руб.;

-земельного участка с кадастровым номером в размере 6011214 руб.;

-земельного участка с кадастровым номером в размере 6011214 руб.

Отчёт выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этих объектах имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. на 1 января 2019 года (л.д.23-151).

При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельных участков, приведенную в отчете об оценке, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости заявлены не были.

По убеждению суда, отчёт об оценке от 25 сентября 2020 года соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.

В постановлении Правительства Орловской области от 22 октября 2019 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Орловской области, в том числе земельных участков с категориями земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов», которым утверждены оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года, определена дата его вступления в силу с 1 января 2020 года.

Поскольку датой начала применения актуальной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 18916650 руб. 19 коп. является 13 августа 2020 года, то установленная настоящим решением суда архивная кадастровая стоимость этого земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года по 12 августа 2020 года включительно.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в силу вышеприведенных положений налогового законодательства у административного истца сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , ставшей архивной, то уточненные административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что ФИО8 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости 29 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3701167 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 10727342 (десять миллионов семьсот двадцать семь тысяч триста сорок два) рубля, определенной по состоянию на 1 января 2019 года, действовавшей в период с 1 января 2020 года по 12 августа 2020 года включительно.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6011214 (шесть миллионов одиннадцать тысяч двести четырнадцать) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6011214 (шесть миллионов одиннадцать тысяч двести четырнадцать) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 29 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 2 марта 2021 года.

Председательствующий Н.А. Георгинова

Дело № 3а-115/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года                         город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО5, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО7, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равной рыночной стоимости,

                установил:

ФИО8 обратилась в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также- БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равной их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований ФИО8 указала, что является собственником земельных участков, расположенных на территории Луковского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области.

Кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке от 25 сентября 2020 года, составленном частнопрактикующим оценщиком ФИО4, тем самым, затронуты права и обязанности ФИО1, уплачивающей земельный налог, исчисляемый из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

По изложенным основаниям ФИО8, с учетом уточнения административных исковых требований в процессе судебного разбирательства, просит суд установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3701167 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 10727342 руб., определенной по состоянию на 1 января 2019 года, действовавшей в период с 1 января 2020 года по 12 августа 2020 года включительно.

Наряду с этим, ФИО8 просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объектов недвижимости следующим образом:

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6011214 руб.;

-земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6011214 руб.

Определением Орловского областного суда от 11 января 2021 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Орловской области).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 поддержала заявленные требования учетом их уточнения.

Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, представитель административного ответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО7 в судебном заседании не возражали против удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Административный истец ФИО8, представители административных ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области и Управления Росреестра по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрации Луковского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент предъявления административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ), статья 24.18, абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения регламентирован положениями статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункт 1.1 статьи 391 НК РФ).

Как видно из материалов административного дела, ФИО8 является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 2074000 кв.м, а также на праве общей долевой собственности владеет земельным участком с кадастровым номером общей площадью 3701167 кв.м и земельным участком с кадастровым номером общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: <адрес>л.д.13-14,15,16-19).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, была определена следующим образом:

-земельного участка с кадастровым номером в размере 20615500 руб.19 коп.;

-земельного участка с кадастровым номером в размере 11552180 руб. 00 коп.;

-земельного участка с кадастровым номером в размере 11552180 руб. 00 коп.(л.д.20-22).

Судом установлено, что в связи с изменением площади земельного участка с кадастровым номером , его кадастровая стоимость была пересмотрена, и по состоянию на 13 августа 2020 года определена в размере 18916650 руб. 19 коп., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.182, 183- 203).

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Обращаясь с требованиями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, ФИО8 представила в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 25 сентября 2020 года , составленный частнопрактикующим оценщиком ФИО4, являющейся членом НП «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющей квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности: «оценка недвижимости», а также полис обязательного страхования ответственности оценщика.

Согласно выводам, содержащимся в указанном отчете, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объектов недвижимости определена следующим образом:

-земельного участка с кадастровым номером в размере 10727342 руб.;

-земельного участка с кадастровым номером в размере 6011214 руб.;

-земельного участка с кадастровым номером в размере 6011214 руб.

Отчёт выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этих объектах имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. на 1 января 2019 года (л.д.23-151).

При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельных участков, приведенную в отчете об оценке, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимости заявлены не были.

По убеждению суда, отчёт об оценке от 25 сентября 2020 года соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.

В постановлении Правительства Орловской области от 22 октября 2019 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Орловской области, в том числе земельных участков с категориями земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов», которым утверждены оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года, определена дата его вступления в силу с 1 января 2020 года.

Поскольку датой начала применения актуальной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 18916650 руб. 19 коп. является 13 августа 2020 года, то установленная настоящим решением суда архивная кадастровая стоимость этого земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2019 года, подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года по 12 августа 2020 года включительно.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в силу вышеприведенных положений налогового законодательства у административного истца сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , ставшей архивной, то уточненные административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что ФИО8 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости 29 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3701167 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 10727342 (десять миллионов семьсот двадцать семь тысяч триста сорок два) рубля, определенной по состоянию на 1 января 2019 года, действовавшей в период с 1 января 2020 года по 12 августа 2020 года включительно.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6011214 (шесть миллионов одиннадцать тысяч двести четырнадцать) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2074000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 6011214 (шесть миллионов одиннадцать тысяч двести четырнадцать) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 29 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 2 марта 2021 года.

Председательствующий Н.А. Георгинова

1версия для печати

3а-115/2021 ~ М-361/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ревякина Зоя Николаевна
Ответчики
Правительство Орловской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
БУ ОО "МБТИ"
Другие
Администрация Луковского с/п Малоархангельского района Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
30.12.2020Регистрация административного искового заявления
31.12.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Рассмотрение дела начато с начала
01.02.2021Предварительное судебное заседание
16.02.2021Предварительное судебное заседание
26.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее