РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерацииг. Саранск 28 июля 2016 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи - Бурлакова И.И.,
при секретаре - Кувакиной И.А.,
с участием в деле:
истца – Малахова А. А.,
ответчика – Министерства финансов Республики Мордовия,
третьего лица – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия,
представителя третьего лица – Гордеевой М. В., действующей на основании доверенности № 40/8 от 11 января 2016 г.,
третьего лица - Специального батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малахова А. А. к Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к административной ответственности,
установил:
Малахов А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к административной ответственности.
В обоснование исковых требований указано, что постановлением инспектора СБ ДПС ГИБДД ОР МВД по Республике Мордовия от 02 сентября 2013 г. по делу об административном правонарушении он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в сумме 1 000 рублей.
Согласно указанному постановлению решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 05 февраля 2014 г. данное постановление было оставлено без изменения.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 14 марта 2014 г. вышеуказанные постановление и решение были отменены, и производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекращено ввиду отсутствия в действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 КоАП РФ.
Таким образом, по результатам рассмотрения вышеуказанного дела об административном правонарушении решением Верховного суда Республики Мордовия от 14 марта 2014 г. установлен факт незаконного привлечения его к административной ответственности, в результате которого ему был причинен моральный вред.
Причиненный ему моральный вред заключается в перенесенных им нравственных страданиях, выразившихся в претерпевании обиды и разочарования, перенесенных психологических потрясениях (стрессах), связанных с участием в разбирательстве по вышеуказанному делу об административном правонарушении (в том числе в судебной стадии), боязни последствий, а также с возникшими финансовыми трудностями по оплате юридических услуг и поиском для этого денежных средств. Кроме того, в результате незаконного привлечения его к административной ответственности, его страховая компания отказалась компенсировать причиненный в результате страхового случая ущерб, в связи с чем ему также пришлось участвовать в очередной длительной судебной тяжбе со страховщиком, что привело к очередным личным негативным переживаниям и нравственным страданиям.
Указанные обстоятельства привели к ухудшению его здоровья, душевного состояния, вследствие чего он испытывал нравственные страдания, волнения и переживания от необоснованного и незаконного административного преследования и привлечения к ответственности, в результате которых был вынужден длительное время добиваться справедливости в судах.
Причиненный моральный вред он оценивает в 50 000 рублей. Считает, что, данная сумма полностью отвечает предусмотренным законом требованиям разумности и справедливости компенсации морального вреда.
На основании изложенного просил суд взыскать с Министерства финансов Республики Мордовия за счет казны Республики Мордовия в его пользу 50 000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения его к административной ответственности.
В судебном заседании истец Малахов А.А. исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика – Министерства финансов Республики Мордовия не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представили суду заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица Министерства внутренних дел по Республике Мордовия – Гордеева М.В. в судебном заседании возразила относительно удовлетворения заявленных исковых требований, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица - Специального батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Мордовия в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Малахова А. А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем компенсации морального вреда.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются - нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права граждан.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болезнью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Для возложения обязанности по компенсации морального вреда необходимо наличие всех оснований, предусмотренных для наступления деликтной ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между ними и вина причинителя вреда, поскольку законом в этом случае не предусмотрено иных специальных условий ответственности.
Из материалов дела следует, что 02 сентября 2013 г. постановлением инспектора СБ ДПС ГИБДД ОР МВД по Республике Мордовия по делу об административном правонарушении Малахов А. А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в сумме 1 000 рублей (л.д. 11, 12).
05 февраля 2014 г. решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия постановление инспектора СБ ДПС ГИБДД ОР МВД по Республике Мордовия от 02 сентября 2013 г. по делу об административном правонарушении в отношении Малахова А. А., которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей оставлено без изменения, жалоба – Малахова А. А. – без удовлетворения (л.д. 7-10).
14 марта 2014 г. решением Верховного Суда Республики Мордовия указанные постановление инспектора СБ ДПС ГИБДД ОР МВД по Республике Мордовия от 02 сентября 2013 г. и решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 05 февраля 2014 г. были отменены, и производство по делу об административном правонарушении в отношении Малахова А.А. прекращено ввиду отсутствия в действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконной деятельности органов дознания, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению лишь в том случае, если эти действия незаконны.
Как следует из материалов дела, истец был привлечен к административной ответственности за то, что он, управляя автомобилем, проехал перекресток на запрещающий (красный) сигнал светофора, в результате чего произошло столкновение с другим автомобилем, чем нарушил Правила дорожного движения. Данные обстоятельства основывались на протоколе об административном правонарушении и на схеме дислокации дорожных знаков и разметки.
На основании указанных документов инспектором ГИБДД и было вынесено постановление о привлечении истца к административной ответственности.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия постановление было отменено на том основании, что суд пришел к выводу о недоказанности вины истца в совершении административного правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что инспектор ГИБДД действовал в рамках предоставленных ему полномочий и считал вину истца в совершении административного правонарушения установленной, то есть его действия были законны.
Кроме того, ссылка истца на статью 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, отклоняется судом, так как согласно имеющихся доказательств и материалов дела об административном правонарушении в отношении Малахова А.А. административное задержание не применялось.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного исковые требования Малахова А. А. к Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к административной ответственности не подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2016 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░