Дело № 2а-5046/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Цыганок А.А.,
с участием административного истца Козлова П.А.,
представителя административного ответчика – Управления ЗАГС Воронежской области – Самсоновой Н.В., действующей на основании доверенности от 07.04.2018 года и диплома о высшем юридическом образовании,
заинтересованного лица - Ивентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Козлова Петра Андреевича к Территориальному отделу ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа Управления ЗАГС Воронежской области, Управлению ЗАГС Воронежской области о признании незаконным решения руководителя территориального отдела ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа об отказе в государственной регистрации брака от 29 июля 2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
Козлов Петр Андреевич обратился в суд с иском к Территориальному отделу ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа Управления ЗАГС Воронежской области о признании незаконным решения руководителя территориального отдела ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа об отказе в государственной регистрации брака от 29 июля 2017 года.
В обоснование заявленных требований указав, что в 2004 году вступило в законную силу решение суда о расторжении первого брака и первая супруга (ФИО1) получила свидетельство о расторжении брака. Данные об этом занесены в электронную базу данных, официально именуемую «базовые государственные информационные ресурсы». Об этом не мог не знать территориальный отдел ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа Управления ЗАГС Воронежской области (далее «Коминтерновский ЗАГС») при приёме и проверке у истца и его невесты Ивентьевой Татьяны Юрьевны, документов на вступление в брак.
21 апреля 2017 года Козлов П.А. с невестой подал в Коминтерновский ЗАГС заявление на регистрацию брака в электронном виде. При этом он не сообщил о том, что ранее был в браке, так как в паспорте, выданном в 2012 году, не было отметок о первом браке, на руках имел вступившее в силу решение суда о его расторжении и знал о получении первой женой свидетельства о расторжении брака. После 3 дней проверки документов по Базе данных 24 апреля, заявление на вступление в брак было принято.
25 апреля 2017 года Козлов П.А. пришёл на приём в Коминтерновский ЗАГС для уточнения процедуры подачи документов на вступление в брак в его отсутствие, поскольку с мая по июль находился в Красноярском крае, где работал вахтовым методом. Прошла вторая проверка документов.
01 июня 2017 года невеста Козлова П.А. - Ивентьева Т.Ю. подала все необходимые документы и подписала в Коминтерновском ЗАГСе заявление на торжественную регистрацию брака. Козлов П.А. подписал необходимые документы заранее у нотариуса. Данные были проверены Коминтерновским ЗАГС третий раз, и вновь никто не сообщил о возможности бюрократических осложнений.
Затем, после приезда с вахты, 21 июля 2017 года Козлов П.А. пришёл в Коминтерновский ЗАГС еще раз, подтвердив желание вступить в брак в назначенное на 29 июля время. ЗАГС проверил всё четвёртый раз, и не потребовал дополнительных документов.
В 10 часов 30 минут 29 июля 2017 года истец вместе с невестой, родственниками, гостями и фотографом пришли на торжественную регистрацию брака в Коминтерновский ЗАГС. Но вместо регистрации, его с невестой пригласили к руководителю Коминтерновского ЗАГС.
В своём кабинете, в присутствии своей сотрудницы, руководитель Коминтерновского ЗАГС отказала в государственной регистрации заключении брака. В ответ на вопросы, заявив, что согласно Базе данных, первый брак расторгнут и первая жена истца получила свидетельство о разводе. На вопрос о том, почему сообщают об отказе в регистрации брака за 15 минут до свадьбы, заявила, что проверка документов не входит в должностные обязанности работников ЗАГС.
Свадьба была сорвана по вине руководителя и работников ЗАГС, нарушивших законодательство незаконным отказом в заключении брака и после 4 проверок (в течении более чем 3 месяцев) по Базе данных не сообщивших о якобы имевшейся необходимости получить на руки свидетельство о расторжении первого брака (л.д. 5-9).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания 01 августа 2018 года заинтересованное лицо - Управление ЗАГС Воронежской области заменено на административного ответчика.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Самсонова Н.В., действующая на основании доверенности от 07.04.2018 г. и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 110-111), против удовлетворения требования возражала, представлены письменные возражения относительно заявленных требований.
Заинтересованное лицо - Ивентьева Т.Ю., заявленные требования поддержала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Установлено и подтверждается материалами дела, что истцом в рамках системы «Предварительная запись на торжественную регистрацию брака» на официальном сайте управления ЗАГС Воронежской области 21.04.2017 г. было осуществлено бронирование времени на государственную регистрацию брака в торжественной обстановке через сеть «Интернет» на 29.07.2017 г. в 10.45 час. в территориальном отделе ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа (л.д. 10).
Заявка на бронирование времени заполняется заявителями.
В Инструкции по заполнению заявки на услугу «Торжественная регистрация брака» указано: если брак повторный, необходимо выбрать из справочника «Документы, подтверждающие прекращение предыдущего брака» (л.д. 132).
В заявке в отношении жениха Козлова А.П. в графе «Документы, подтверждающие прекращение предыдущего брака» истцом указано: «отсутствуют, первичный брак» (л.д. 136).
01 июня 2017 г. невестой, Ивентьевой Т.Ю. в отдел ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа были представлены: нотариально удостоверенное заявление жениха, согласно пункту 8 которого в графе «документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (если лицо состояло в браке ранее) истец указал – ранее в браке не состоял (л.д.112), заявление невесты (л.д. 113), документ, удостоверяющий личность невесты, квитанция об уплате государственной пошлины.
Заявления были приняты и назначена дата регистрации брака на 29.07.2017 в 10.45 час.
Решением мирового судьи судебного участка №83 ЦО г. Новороссийска брак между Козловой (Стешенко) С.В. и Козловым П.А., зарегистрированный 22 октября 1988 года во Дворце бракосочетания г. Воронежа - расторгнут. Указанное решение вступило в законную силу 06 апреля 2004 года (л.д. 140).
На момент подачи заявления о заключении брака, дату предполагаемой регистрации брака – 29 июля 2017 года истцом не было получено свидетельство о расторжении брака.
29 июля 2017 года руководителем территориального отдела ЗАГС Козлову П.А. отказано в государственной регистрации заключении брака, по причине того, что государственная регистрация заключения брака противоречит Семейному кодексу РФ и Федеральному закону от 15.11.1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (л.д.114).
Указанное извещение Козлов П.А. получил 01 августа 2017 года (л.д. 114).
Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Брак относится к числу актов гражданского состояния и подлежит государственной регистрации.
Согласно абз. 2 ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
В противном случае брак может быть признан недействительным.
Для проверки прекращения брака при регистрации заключения брака лица, состоявшие ранее в браке, должны предъявить документ, подтверждающий прекращение брака (свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга).
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 25 СК РФ супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них или по месту государственной регистрации заключения брака.
На основании статьи 11 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" допускается отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния в случаях, если: государственная регистрация противоречит настоящему Федеральному закону; документы, которые представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами (пункт 1).
Пункт 9 статьи 27 Закона об актах гражданского состояния предоставляет право руководителю органа записи актов гражданского состояния отказать в государственной регистрации брака при наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния предусмотрен положениями Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в п. 1 ст. 7 которого закреплено, что для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
На основании ст. 24, п. 2 ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, в котором должны быть указаны следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, семейное положение до вступления в настоящий брак (в браке не состоял, разведен, вдов), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;
- национальность, образование и при наличии у данных лиц общих детей, не достигших совершеннолетия, их количество (указываются по желанию лиц, вступающих в брак);
- фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;
- реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.
Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления.
Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить:
- документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
- документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее;
Аналогичные требования были предусмотрены п. 24 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 29.11.2011 N 412, действовавшими на момент подачи истцом заявления о заключении брака.
Государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак (ст. 25 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
Как указано выше, в своем совместном заявлении о заключении брака истец указал в графе № 8 заявления (документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, если лицо (лица) состояло (состояли) в браке ранее) «ранее в браке не состоял».
При этом на момент подачи данного заявления в территориальный отдел ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа у истца имелось вступившее в законную силу решение суда о расторжении первого брака.
Таким образом, законодатель в вышеприведенной норме Федерального закона "Об актах гражданского состояния" четко прописал условия подачи лицами, желающими вступить в брачные отношения, заявления о регистрации брака, при обязательном наличии всех надлежащим образом оформленных документов.
В рассматриваемом же случае приведенные выше условия подачи заявления о заключении брака, а равно его содержание (указание заведомо недостоверных сведений) истцом не соблюдены, в связи с чем, у территориального Отдела ЗАГС имелись все законные основания для отказа Козлову П.А в государственной регистрации заключения повторного брака в связи с тем, что она противоречит СК РФ и Федеральному закону от 15.11.1997 N 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния».
Кроме того, необходимо отметить, что истец не был лишен возможности обратиться в орган ЗАГС с заявлением о заключении брака с соблюдением предусмотренной законом и описанной выше процедуры с приложением всех необходимых документов, чем он и воспользовался, получив 01 августа 2017 года свидетельство о расторжении брака (л.д.12) и впоследствии заключив брак с Ивентьевой Т.Ю.
По утверждению истца сведения о том, что ранее он состоял в браке, не являются существенными поскольку, в паспорте, выданном в 2012 году, не было штампа о его первом браке.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о паспорте в паспорте производятся отметки, в том числе о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы.
В соответствии с п. 7 Положения о паспорте по достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Согласно сообщению начальника ОП №5 УМВД России по г. Воронежа Козлов П.А. был документирован паспортом, выданным 08.11.2012 г.
В п. пункте 5 заявлений о выдаче (замене) паспорта формы №1П в сведениях о семейном положении Козловым П.А. указано «холост» (л.д. 122).
Таким образом, ссылка административного истца на то обстоятельство, что в заявлении о заключении брака он указал, что в браке ранее не состоял в связи с тем, что не имеется соответствующего штампа в паспорте, не имеет значения при рассмотрении данного дела, поскольку как указано выше, паспорт гражданина РФ является документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, к документам, необходимым для проставления обязательных отметок в паспорте, относятся в том числе и свидетельство о расторжении брака (при наличии указанного факта), однако свидетельство о расторжении брака Козловым П.А. получено лишь 01 августа 2017 года после отказа в государственной регистрации брака (л.д. 12).
Что касается приведенного истцом довода о том, что свадьба была сорвана по вине руководителя и работников ЗАГС, нарушивших законодательство незаконным отказом в заключении брака и после 4 проверок (в течении более чем 3 месяцев) не сообщивших о якобы об имевшейся необходимости получить на руки свидетельство о расторжении первого брака, то суд находит его несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с Положением об отделе территориальный отдел ЗАГС в своей деятельности руководствуется международным законодательством, Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Отдел в лице начальника несет ответственность за несоблюдение требований действующего законодательства РФ по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Обязанность органа ЗАГС проверять сведения о заявителе не закреплена действующим законодательством.
Административные процедуры при государственной регистрации заключения брака предусматривают обязанности работника органа ЗАГС проверять документы, представленные заявителями при подаче заявления о заключении брака и при государственной регистрации брака (л.д. 118).
Ссылка административного истца на обязанность территориального отдела ЗАГС проверить документы по электронной Базе данных не состоятелен, поскольку Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами ЗАГС иных юридически значимых действий, доступ к нему, возможность составления, хранения обработки, на основании ФЗ от 23 июня 2016 года №219 «О внесении изменений в ФЗ «Об актах гражданского состояния», будет введен в действие 01 октября 2018 года.
Предоставление государственной услуги по государственной регистрации акта гражданского состояния, осуществляемое с нарушением императивной нормы Семейного законодательства, само по себе является фактом нарушения закона и противоречит принципу правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, закрепленному п.1 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пункт 5 ст. 10 ГК РФ устанавливает презумпцию добросовестности участников гражданского оборота и разумности их действий.
Нормы права, регламентирующие административные процедуры при предоставлении государственной услуги по регистрации актов гражданского состояния исходят из принципа добросовестности и законопослушания получателей государственной услуги.
На сотрудников органа ЗАГС законодательством не возложена обязанность производить проверку достоверности сведений, которые сообщают о себе лица, вступающие в брак.
Административным истцом не представлено доказательств тому, что он в установленном законом порядке представил в органы ЗАГС документы, подтверждение отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом установленных обстоятельств и в соответствии с приведенными нормами права суд приходит к выводу о правомерности действий Территориального отдела ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа и не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований Козлова Петра Андреевича.
Козлов П.А. в административном исковом заявлении просит восстановить пропущенный им по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления, поскольку с 15 сентября по 20 ноября 2017 года он находился на работе в отдаленном районе Красноярского края, где работал вахтовым методом в вахтовом поселке.
В качестве доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд приобщил копии билетов и пропуск (л.д. 46,47,48,49,50).
Кроме того, указывает на то обстоятельство, что в вахтовых поселках Юрубчено – Тохомского месторождения Эвенкийского района Красноярского края нет отделения связи, и он не мог отправить данный иск. Ответы на бумажном носителе начальника Управления юстиции РФ по ВО от 13 сентября и облЗАГСа от 22 сентября получил только вернувшись в г. Воронеж 20 ноября 2017 года (л.д. 7).
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления служит пропуск административным истцом срока обращения в суд.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административный истец, полагая, что отказом в государственной регистрации брака нарушены его права, 27 августа 2017 года обратился на имя руководителя ЗАГС Воронежской области с жалобой на ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа (л.д. 14-15).
Руководителем управления ЗАГС Воронежской области Козлову П.А. дан ответ, датированный 01 сентября 2017 года в котором указано, что Управлением проведена проверка. Комиссией, созданной для проведения служебной проверки, установлено, что действия работников Отдела ЗАГС и отказ в государственной регистрации заключения брака правомерны, соответствуют действующему законодательству.
Козлову П.А. разъяснено, что отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них) (л.д. 16-18).
05 сентября 2017 года Управлением ЗАГС Воронежской области также подготовлен ответ аналогичного содержания, на жалобу, перенаправленную в управление ЗАГС Воронежской области для рассмотрения по компетенции (л.д. 21-23).
13 сентября 2017 года Управлением Министерства юстиции РФ по Воронежской области Козлову П.А. на его жалобу дан ответ, также разъяснено его право на обращение в суд (л.д. 28-30).
Управлением ЗАГС Воронежской области 22 сентября 2017 года на жалобу Козлова П.А., поступившую в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области дан мотивированный ответ (л.д. 31-35).
С административным исковым заявлением Козлов П.А. обратился в суд 24 января 2018 года, что подтверждается штампом приемной Коминтерновского районного суда г. Воронежа (л.д. 5).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Представленные административным истцом билеты по маршруту следования Воронеж – Москва 15 сентября 2017 г. (л.д. 46), Москва – Красноярск 16 сентября 2017 года (л.д. 47), посадочный талон 19 ноября Емельяново – Домодедово (л.д. 48), билет Москва – Воронеж 19 ноября 2017 г. (л.д. 49), а также пропуск со сроком действия с 15 декабря 2016 года по 15 декабря 2017 года (л.д. 50), по мнению суда не являются безусловным основаниям для признания уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.
Иных документов, подтверждающих нахождение Козлова П.А. в отдаленном районе Красноярского края на работе вахтовым методом в период 15 сентября – 20 декабря 2017 года и отсутствие в указанном истцом районе отделения связи не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат каких-либо допустимых доказательств того, что Козлов П.А. был лишен возможности своевременно обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, срок на обращение пропущен значительно, то исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований и в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Козлова Петра Андреевича к Территориальному отделу ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа Управления Записи Актов Гражданского Состояния Воронежской области, Управлению Записи Актов Гражданского Состояния Воронежской области о признании незаконным решения руководителя территориального отдела ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа об отказе в государственной регистрации брака от 29 июля 2017 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 09 августа 2018 г.
Дело № 2а-5046/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Цыганок А.А.,
с участием административного истца Козлова П.А.,
представителя административного ответчика – Управления ЗАГС Воронежской области – Самсоновой Н.В., действующей на основании доверенности от 07.04.2018 года и диплома о высшем юридическом образовании,
заинтересованного лица - Ивентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Козлова Петра Андреевича к Территориальному отделу ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа Управления ЗАГС Воронежской области, Управлению ЗАГС Воронежской области о признании незаконным решения руководителя территориального отдела ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа об отказе в государственной регистрации брака от 29 июля 2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
Козлов Петр Андреевич обратился в суд с иском к Территориальному отделу ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа Управления ЗАГС Воронежской области о признании незаконным решения руководителя территориального отдела ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа об отказе в государственной регистрации брака от 29 июля 2017 года.
В обоснование заявленных требований указав, что в 2004 году вступило в законную силу решение суда о расторжении первого брака и первая супруга (ФИО1) получила свидетельство о расторжении брака. Данные об этом занесены в электронную базу данных, официально именуемую «базовые государственные информационные ресурсы». Об этом не мог не знать территориальный отдел ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа Управления ЗАГС Воронежской области (далее «Коминтерновский ЗАГС») при приёме и проверке у истца и его невесты Ивентьевой Татьяны Юрьевны, документов на вступление в брак.
21 апреля 2017 года Козлов П.А. с невестой подал в Коминтерновский ЗАГС заявление на регистрацию брака в электронном виде. При этом он не сообщил о том, что ранее был в браке, так как в паспорте, выданном в 2012 году, не было отметок о первом браке, на руках имел вступившее в силу решение суда о его расторжении и знал о получении первой женой свидетельства о расторжении брака. После 3 дней проверки документов по Базе данных 24 апреля, заявление на вступление в брак было принято.
25 апреля 2017 года Козлов П.А. пришёл на приём в Коминтерновский ЗАГС для уточнения процедуры подачи документов на вступление в брак в его отсутствие, поскольку с мая по июль находился в Красноярском крае, где работал вахтовым методом. Прошла вторая проверка документов.
01 июня 2017 года невеста Козлова П.А. - Ивентьева Т.Ю. подала все необходимые документы и подписала в Коминтерновском ЗАГСе заявление на торжественную регистрацию брака. Козлов П.А. подписал необходимые документы заранее у нотариуса. Данные были проверены Коминтерновским ЗАГС третий раз, и вновь никто не сообщил о возможности бюрократических осложнений.
Затем, после приезда с вахты, 21 июля 2017 года Козлов П.А. пришёл в Коминтерновский ЗАГС еще раз, подтвердив желание вступить в брак в назначенное на 29 июля время. ЗАГС проверил всё четвёртый раз, и не потребовал дополнительных документов.
В 10 часов 30 минут 29 июля 2017 года истец вместе с невестой, родственниками, гостями и фотографом пришли на торжественную регистрацию брака в Коминтерновский ЗАГС. Но вместо регистрации, его с невестой пригласили к руководителю Коминтерновского ЗАГС.
В своём кабинете, в присутствии своей сотрудницы, руководитель Коминтерновского ЗАГС отказала в государственной регистрации заключении брака. В ответ на вопросы, заявив, что согласно Базе данных, первый брак расторгнут и первая жена истца получила свидетельство о разводе. На вопрос о том, почему сообщают об отказе в регистрации брака за 15 минут до свадьбы, заявила, что проверка документов не входит в должностные обязанности работников ЗАГС.
Свадьба была сорвана по вине руководителя и работников ЗАГС, нарушивших законодательство незаконным отказом в заключении брака и после 4 проверок (в течении более чем 3 месяцев) по Базе данных не сообщивших о якобы имевшейся необходимости получить на руки свидетельство о расторжении первого брака (л.д. 5-9).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания 01 августа 2018 года заинтересованное лицо - Управление ЗАГС Воронежской области заменено на административного ответчика.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Самсонова Н.В., действующая на основании доверенности от 07.04.2018 г. и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 110-111), против удовлетворения требования возражала, представлены письменные возражения относительно заявленных требований.
Заинтересованное лицо - Ивентьева Т.Ю., заявленные требования поддержала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Установлено и подтверждается материалами дела, что истцом в рамках системы «Предварительная запись на торжественную регистрацию брака» на официальном сайте управления ЗАГС Воронежской области 21.04.2017 г. было осуществлено бронирование времени на государственную регистрацию брака в торжественной обстановке через сеть «Интернет» на 29.07.2017 г. в 10.45 час. в территориальном отделе ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа (л.д. 10).
Заявка на бронирование времени заполняется заявителями.
В Инструкции по заполнению заявки на услугу «Торжественная регистрация брака» указано: если брак повторный, необходимо выбрать из справочника «Документы, подтверждающие прекращение предыдущего брака» (л.д. 132).
В заявке в отношении жениха Козлова А.П. в графе «Документы, подтверждающие прекращение предыдущего брака» истцом указано: «отсутствуют, первичный брак» (л.д. 136).
01 июня 2017 г. невестой, Ивентьевой Т.Ю. в отдел ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа были представлены: нотариально удостоверенное заявление жениха, согласно пункту 8 которого в графе «документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (если лицо состояло в браке ранее) истец указал – ранее в браке не состоял (л.д.112), заявление невесты (л.д. 113), документ, удостоверяющий личность невесты, квитанция об уплате государственной пошлины.
Заявления были приняты и назначена дата регистрации брака на 29.07.2017 в 10.45 час.
Решением мирового судьи судебного участка №83 ЦО г. Новороссийска брак между Козловой (Стешенко) С.В. и Козловым П.А., зарегистрированный 22 октября 1988 года во Дворце бракосочетания г. Воронежа - расторгнут. Указанное решение вступило в законную силу 06 апреля 2004 года (л.д. 140).
На момент подачи заявления о заключении брака, дату предполагаемой регистрации брака – 29 июля 2017 года истцом не было получено свидетельство о расторжении брака.
29 июля 2017 года руководителем территориального отдела ЗАГС Козлову П.А. отказано в государственной регистрации заключении брака, по причине того, что государственная регистрация заключения брака противоречит Семейному кодексу РФ и Федеральному закону от 15.11.1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (л.д.114).
Указанное извещение Козлов П.А. получил 01 августа 2017 года (л.д. 114).
Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
Брак относится к числу актов гражданского состояния и подлежит государственной регистрации.
Согласно абз. 2 ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
В противном случае брак может быть признан недействительным.
Для проверки прекращения брака при регистрации заключения брака лица, состоявшие ранее в браке, должны предъявить документ, подтверждающий прекращение брака (свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга).
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 25 СК РФ супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них или по месту государственной регистрации заключения брака.
На основании статьи 11 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" допускается отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния в случаях, если: государственная регистрация противоречит настоящему Федеральному закону; документы, которые представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами (пункт 1).
Пункт 9 статьи 27 Закона об актах гражданского состояния предоставляет право руководителю органа записи актов гражданского состояния отказать в государственной регистрации брака при наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния предусмотрен положениями Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в п. 1 ст. 7 которого закреплено, что для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
На основании ст. 24, п. 2 ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, в котором должны быть указаны следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, семейное положение до вступления в настоящий брак (в браке не состоял, разведен, вдов), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;
- национальность, образование и при наличии у данных лиц общих детей, не достигших совершеннолетия, их количество (указываются по желанию лиц, вступающих в брак);
- фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;
- реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.
Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления.
Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить:
- документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
- документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее;
Аналогичные требования были предусмотрены п. 24 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 29.11.2011 N 412, действовавшими на момент подачи истцом заявления о заключении брака.
Государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак (ст. 25 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
Как указано выше, в своем совместном заявлении о заключении брака истец указал в графе № 8 заявления (документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, если лицо (лица) состояло (состояли) в браке ранее) «ранее в браке не состоял».
При этом на момент подачи данного заявления в территориальный отдел ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа у истца имелось вступившее в законную силу решение суда о расторжении первого брака.
Таким образом, законодатель в вышеприведенной норме Федерального закона "Об актах гражданского состояния" четко прописал условия подачи лицами, желающими вступить в брачные отношения, заявления о регистрации брака, при обязательном наличии всех надлежащим образом оформленных документов.
В рассматриваемом же случае приведенные выше условия подачи заявления о заключении брака, а равно его содержание (указание заведомо недостоверных сведений) истцом не соблюдены, в связи с чем, у территориального Отдела ЗАГС имелись все законные основания для отказа Козлову П.А в государственной регистрации заключения повторного брака в связи с тем, что она противоречит СК РФ и Федеральному закону от 15.11.1997 N 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния».
Кроме того, необходимо отметить, что истец не был лишен возможности обратиться в орган ЗАГС с заявлением о заключении брака с соблюдением предусмотренной законом и описанной выше процедуры с приложением всех необходимых документов, чем он и воспользовался, получив 01 августа 2017 года свидетельство о расторжении брака (л.д.12) и впоследствии заключив брак с Ивентьевой Т.Ю.
По утверждению истца сведения о том, что ранее он состоял в браке, не являются существенными поскольку, в паспорте, выданном в 2012 году, не было штампа о его первом браке.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о паспорте в паспорте производятся отметки, в том числе о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы.
В соответствии с п. 7 Положения о паспорте по достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Согласно сообщению начальника ОП №5 УМВД России по г. Воронежа Козлов П.А. был документирован паспортом, выданным 08.11.2012 г.
В п. пункте 5 заявлений о выдаче (замене) паспорта формы №1П в сведениях о семейном положении Козловым П.А. указано «холост» (л.д. 122).
Таким образом, ссылка административного истца на то обстоятельство, что в заявлении о заключении брака он указал, что в браке ранее не состоял в связи с тем, что не имеется соответствующего штампа в паспорте, не имеет значения при рассмотрении данного дела, поскольку как указано выше, паспорт гражданина РФ является документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, к документам, необходимым для проставления обязательных отметок в паспорте, относятся в том числе и свидетельство о расторжении брака (при наличии указанного факта), однако свидетельство о расторжении брака Козловым П.А. получено лишь 01 августа 2017 года после отказа в государственной регистрации брака (л.д. 12).
Что касается приведенного истцом довода о том, что свадьба была сорвана по вине руководителя и работников ЗАГС, нарушивших законодательство незаконным отказом в заключении брака и после 4 проверок (в течении более чем 3 месяцев) не сообщивших о якобы об имевшейся необходимости получить на руки свидетельство о расторжении первого брака, то суд находит его несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с Положением об отделе территориальный отдел ЗАГС в своей деятельности руководствуется международным законодательством, Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Отдел в лице начальника несет ответственность за несоблюдение требований действующего законодательства РФ по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Обязанность органа ЗАГС проверять сведения о заявителе не закреплена действующим законодательством.
Административные процедуры при государственной регистрации заключения брака предусматривают обязанности работника органа ЗАГС проверять документы, представленные заявителями при подаче заявления о заключении брака и при государственной регистрации брака (л.д. 118).
Ссылка административного истца на обязанность территориального отдела ЗАГС проверить документы по электронной Базе данных не состоятелен, поскольку Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами ЗАГС иных юридически значимых действий, доступ к нему, возможность составления, хранения обработки, на основании ФЗ от 23 июня 2016 года №219 «О внесении изменений в ФЗ «Об актах гражданского состояния», будет введен в действие 01 октября 2018 года.
Предоставление государственной услуги по государственной регистрации акта гражданского состояния, осуществляемое с нарушением императивной нормы Семейного законодательства, само по себе является фактом нарушения закона и противоречит принципу правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, закрепленному п.1 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пункт 5 ст. 10 ГК РФ устанавливает презумпцию добросовестности участников гражданского оборота и разумности их действий.
Нормы права, регламентирующие административные процедуры при предоставлении государственной услуги по регистрации актов гражданского состояния исходят из принципа добросовестности и законопослушания получателей государственной услуги.
На сотрудников органа ЗАГС законодательством не возложена обязанность производить проверку достоверности сведений, которые сообщают о себе лица, вступающие в брак.
Административным истцом не представлено доказательств тому, что он в установленном законом порядке представил в органы ЗАГС документы, подтверждение отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом установленных обстоятельств и в соответствии с приведенными нормами права суд приходит к выводу о правомерности действий Территориального отдела ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа и не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований Козлова Петра Андреевича.
Козлов П.А. в административном исковом заявлении просит восстановить пропущенный им по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления, поскольку с 15 сентября по 20 ноября 2017 года он находился на работе в отдаленном районе Красноярского края, где работал вахтовым методом в вахтовом поселке.
В качестве доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд приобщил копии билетов и пропуск (л.д. 46,47,48,49,50).
Кроме того, указывает на то обстоятельство, что в вахтовых поселках Юрубчено – Тохомского месторождения Эвенкийского района Красноярского края нет отделения связи, и он не мог отправить данный иск. Ответы на бумажном носителе начальника Управления юстиции РФ по ВО от 13 сентября и облЗАГСа от 22 сентября получил только вернувшись в г. Воронеж 20 ноября 2017 года (л.д. 7).
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления служит пропуск административным истцом срока обращения в суд.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административный истец, полагая, что отказом в государственной регистрации брака нарушены его права, 27 августа 2017 года обратился на имя руководителя ЗАГС Воронежской области с жалобой на ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа (л.д. 14-15).
Руководителем управления ЗАГС Воронежской области Козлову П.А. дан ответ, датированный 01 сентября 2017 года в котором указано, что Управлением проведена проверка. Комиссией, созданной для проведения служебной проверки, установлено, что действия работников Отдела ЗАГС и отказ в государственной регистрации заключения брака правомерны, соответствуют действующему законодательству.
Козлову П.А. разъяснено, что отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них) (л.д. 16-18).
05 сентября 2017 года Управлением ЗАГС Воронежской области также подготовлен ответ аналогичного содержания, на жалобу, перенаправленную в управление ЗАГС Воронежской области для рассмотрения по компетенции (л.д. 21-23).
13 сентября 2017 года Управлением Министерства юстиции РФ по Воронежской области Козлову П.А. на его жалобу дан ответ, также разъяснено его право на обращение в суд (л.д. 28-30).
Управлением ЗАГС Воронежской области 22 сентября 2017 года на жалобу Козлова П.А., поступившую в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области дан мотивированный ответ (л.д. 31-35).
С административным исковым заявлением Козлов П.А. обратился в суд 24 января 2018 года, что подтверждается штампом приемной Коминтерновского районного суда г. Воронежа (л.д. 5).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Представленные административным истцом билеты по маршруту следования Воронеж – Москва 15 сентября 2017 г. (л.д. 46), Москва – Красноярск 16 сентября 2017 года (л.д. 47), посадочный талон 19 ноября Емельяново – Домодедово (л.д. 48), билет Москва – Воронеж 19 ноября 2017 г. (л.д. 49), а также пропуск со сроком действия с 15 декабря 2016 года по 15 декабря 2017 года (л.д. 50), по мнению суда не являются безусловным основаниям для признания уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.
Иных документов, подтверждающих нахождение Козлова П.А. в отдаленном районе Красноярского края на работе вахтовым методом в период 15 сентября – 20 декабря 2017 года и отсутствие в указанном истцом районе отделения связи не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат каких-либо допустимых доказательств того, что Козлов П.А. был лишен возможности своевременно обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, срок на обращение пропущен значительно, то исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований и в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Козлова Петра Андреевича к Территориальному отделу ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа Управления Записи Актов Гражданского Состояния Воронежской области, Управлению Записи Актов Гражданского Состояния Воронежской области о признании незаконным решения руководителя территориального отдела ЗАГС Коминтерновского района г. Воронежа об отказе в государственной регистрации брака от 29 июля 2017 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 09 августа 2018 г.