Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 октября 2018 года г.Алагир
Дело №2-416/2018
Алагирский районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи – Черчесовой Л.А.,
при секретаре – Ходовой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рамоновой А.В. к администрации местного самоуправления Майрамадагского сельского поселения Алагирского района о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Рамонова А.В. обратилась в суд с требованиями к АМС Майрамадагского сельского поселения Алагирского района о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.
Обосновав свои требования тем, что она является инвалидом детства, второй группы. Согласно медицинскому заключению от 27.01.2017 года у нее выявлено заболевание, включенное в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а именно органическое психическое расстройство в связи с эпилепсией. Постановлением АМС Майрамадагского сельского поселения Алагирского района от 27.01.2017 года было утверждено решение жилищной комиссии Майрамадагского сельского поселения Алагирского района о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о включении ее в республиканскую программу, связанную с предоставлением гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, земельных участков. После чего для реализации своего права она неоднократно обращалась в АМС Алагирского района, однако получала ответ с рекомендацией обращаться в органы исполнительной власти. Министерством строительства и архитектуры РСО-Алания от 03.06.2017 года был дан ответ, что Министерством рассматриваются вопросы оказания государственной поддержки в улучшении жилищных условий граждан вставших на жилищный учет по РСО-Алания до 01.01.2005 года, но в указанных списках ее нет. В соответствии со ст.52 ЖК РФ обеспечение жильем граждан вставших на жилищный учет после 01.01.2005 года осуществляется органами местного самоуправления. Однако, по настоящее время она не может реализовать свои жилищные права, как инвалид второй группы на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке. При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ №378 от 16.06.2006 года, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Исходя из содержания.
Истец Рамонова А.В. извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, поручила вести ее дело представителю.
В силу ч.1 ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде через представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившегося истца.
В ходе судебного заседания представитель истца - Гусова С.О. действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 25.10.2017 года требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала полностью и просила их удовлетворить.
Представитель администрации Майрамадского сельского поселения – Дзантиев Т.К. – глава администрации, в ходе судебного разбирательства требования признал и пояснил, что 27.01.2017 года действительно Администрация утвердила решение жилищной комиссии Майрамадагского сельского поселения Алагирского района РСО-Алания о признании Рамоновой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет. Однако, Администрация не может ее обеспечить жильем, поскольку не располагает средствами.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к выводу, что требования Рамоновой А.В. обоснованны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно медицинскому заключению, выданному ГБУЗ «Алагирская ЦРБ» от 27.01.2017 года, у Рамоновой А.В. выявлено наличие заболевания, включенное в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», и дающих право на социальную поддержку по обеспечению жильем F00-F99.
Из справки МСЭ-2007 №0769939, выданной ФГУ главное Бюро МСЭ по РСО-Алания 08.10.2009 года, Рамоновой А.В. установлена инвалидность второй группы с детства бессрочно.
Как, установлено в судебном заседании у Рамоновой А.В. постоянное место жительства и место регистрации по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит ее дяде - ФИО1, который женат и у него дети. Дом саманный, общей площадью 69,0 кв.м., в том числе жилая площадь 22,5 кв.м., что подтверждается Актом проверки жилищных условий от 27.01.2017 года.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст.40 (ч.3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений ст.40 (ч.3) Конституции РФ ч.2 ст.49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Вышеуказанное постановление Правительства РФ от 16.06.2006 года №378 утратило силу с 01.01.2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 года №859.
Однако, суд учитывает, заболевание, которым страдает истец (Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями F00-F99), включено в утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 года №987н Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (п.3 перечня).
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Также, данное право закреплено абз.6 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в силу которого, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Судом установлено, что АМС Майрамадского сельского поселения Алагирского района 27.01.2017 года утвердили Решение Жилищной комиссии администрации Майрамадаского сельского поселения Алагирского района РСО-Алания от 27.01.2017 года о признании Рамоновой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет (Постановление АМС Майрамадагского сельского поселения РСО-Алания от 27.01.2017 года за №), что не отрицал в судебном заседании и глава АМС Майрамадагского сельского поселения – Дзантиев Т.К..
Судом учтено, что порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, Рамонова А.В. не может быть лишена права на обеспечение жилым помещением в том порядке, который гарантирован ей федеральным законом.
Кроме того, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Суд, применяя вышеприведенные нормы закона, анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные судом обстоятельства и приведенные выше нормы материального и процессуального права, приходит к выводу о наличии у Рамоновой А.В. права на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с нормами предоставления по договору социального найма.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и считает необходимым обязать ответчика предоставить Рамоновой А.В., по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования Майрамадагского сельского поселения жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования, в виде отдельного жилого помещения по нормам не менее предоставления, с учетом права истца на дополнительную жилую площадь.
По смыслу взаимосвязанных положений ст.ст.333.19, 333.36 Налогового кодекса РФ, ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом при рассмотрении дела, возмещению за счет ответчика не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.