Дело № 2-590/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2015 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Каленской Я.В.,
с участием: заявителя Токарева Н.В., представителя заинтересованного лица ВК СК Елисеенко Н.Е., представителя заинтересованного лица ВК СК Белого Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по заявлению Токарева Н. В., орган, чьи действия обжалуются – Военный комиссариат Ставропольского края отдел по г. Ставрополю, заинтересованное лицо – Военный комиссариат Ставропольского края, о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Токарев Н.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит: признать действия военного комиссариата Ставропольского края отдела по г, Ставрополю выразившиеся в письме от 15.10.2014г. незаконными; обязать военный комиссариат Ставропольского края отдела по г. Ставрополю устранить нарушение его прав; возложить на военный комиссариат Ставропольского края отдела по г. Ставрополю обязанность по направлению (проведению) медицинского переосвидетельствования.
В обоснование требований в заявлении указано, что 13 октября 2014 года он обратился в военный комиссариат Ставропольского края отдел по г. Ставрополю с заявлением о переосвидетельствовании состояния здоровья и определения категории годности к военной службе ввиду улучшения состояния моего здоровьям, 15 октября 2014 года ответчик отказал в проведении переосвидетельствования, ссылаясь на отсутствие методических рекомендаций. Полагает, что действия военного комиссариата Ставропольского края отдел по" г. Ставрополю незаконны исходя из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 5,1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования» призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также. граждане ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а случае необходимости -врачами других специальностей. По согласованию с командиром {начальником} воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Пунктом 3 ст. 5,1 Ф1 «о воинской обязанности и военной службе» установлено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 25.02.2003 предусмотрено, что для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии. В соответствие с п. 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения. В силу п. 8 Положения контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно- врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. Пунктом 85 положения установлено, что обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 настоящего Положения. Организация освидетельствования, иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов. Согласно медицинского заключения № 11575 от 08.10.2014г. какие-либо ограничения по состоянию здоровья у него отсутствуют. В соответствии с положениями п.1 ст.5, п. 3 ст.5.1, пп. «а» п. 1 ст. 23, о. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ, п.п. 2, 3, 70, 76, 77, 78, 84, 85 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565 полагает, что граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе при наличии обстоятельств, свидетельствующих об изменении состояния их здоровья,дающих основание для пересмотра ранее состоявшегося медицинского заключения, имеют право на прохождение медицинского переосвидетельствования. Между тем, отказ в проведении переосвидетельствования на основании отсутствия методических рекомендаций, нарушает его права на определение степени годности к военной службе, установленные указанными нормативными актами.
Токарев Н.В. в судебном заседании заявление поддержал, просил суд его удовлетворить.
Представитель Военного комиссариата Ставропольского края отдела по г. Ставрополю Елисеенко Н.Е. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявления, пояснила, что правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом 1998 г№ 53-Ф3 « О воинской обязанности и военной службе». Согласно СТ.1 Закона 1998г. №53-Ф3, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе: призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву: пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным законом. Согласно учетных данных Токарев Н.В. состоит на воинском учете по запасу в муниципальном отделе с 2001 года. Ранее (21.10.1997 г.) в порядке, установленном законом по результатам медицинского освидетельствования был признан «В» - ограниченно годен к военной службе. Решением призывной комиссии по Благодарненскому району освобожден от призыва на военную службу, передан в запас и поставлен на воинский учет. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона 1998r.N 53-ФЗ граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, освобождаются от призыва на военную службу и в соответствии со статьей 52 данного закона, зачисляются в запас. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Согласно ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 1,4 раздела 1 Положения о военно- врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года №565 военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы); решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом обязательное прохождение медицинского освидетельствования для лиц, пребывающих в запасе, действующим федеральным законодательством не предусмотрено. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 5.1 Закона 1998r.N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Согласно п.69 раздела VI Положения о ВВЭ Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу, граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья). В силу п. 70 данного раздела граждане, прошедшие военную службу граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. Порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 года №200. В соответствии с п.207 Порядка, освидетельствование граждан пребывающих в запасе, осуществляется в учетных целях или при призыве на военные сборы. Как следует из учетных документов заявителя, при постановке на воинский учет по запасу ему установлена категория годности к военной службе «В»-ограниченно годен к военной службе. Согласно действующему законодательству данная категория устанавливается гражданам, имеющим устойчивое состояние нарушения жизнедеятельности вследствие болезни или увечья, ограничивающее способность исполнять обязанности военной службы без ущерба для состояния здоровья. Одновременно с постановкой на воинский учет заявителю установлена военно-учетная специальность в военное время - ВУС 999 (не имеющий военной подготовки). Поскольку Токарев Н.В. не имеет военной подготовки, то целесообразности в проведении его медицинского освидетельствования с целью определения годности к военной службе не имеется. В обосновании заявленных требований Токаревым Н.В. указано, что отказ муниципального отдела на проведение его переосвидетельствования нарушают его право на определение степени годности к военной службе. Тем не менее, категория годности заявителя к военной службе ему установлена в 1997 году, в последующем по ранее действовавшему законодательству ему проводилось переосвидетельствование и категория годности Токарева Н.В. к военной службе оставалась без изменения. В настоящее время, действующим законодательством обязательное прохождение медицинского освидетельствования для лиц, пребывающих в запасе, не предусмотрено. В силу п. 69- п.70 Положения о военно - врачебной экспертизе, п.207 Порядка, проведение медицинского освидетельствования граждан пребывающих в запасе и не прошедших военную службу, это право, а не обязанность муниципального отдела. Кроме того, Токарев Н.В. как гражданин, пребывающий в запасе не подлежит, призыву на военные сборы, поступлению в мобилизационный людской резерв в виду, того, что его военно-учетная специальность и гражданская специальность не являются дефицитными для Вооруженных Сил.
Представитель Военного комиссариата СК Белый Е.Л. также просил суд отказать в удовлетворении указанного заявления.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст. 56 ГПК РФ).
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.ст. 59, 60 ГПК РФ).
Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского производства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
13.10.2014 г. Токаревым Н.В. подано заявление в Военный комиссариат СК по г. Ставрополю о проведении военно-врачебной экспертизы.
15.10.2014 г. военным комиссариатом СК по г. Ставрополю Токареву Н.В. дан ответ в котором указано Министерство обороны РФ не определило механизма проведения медицинского освидетельствования граждан пребывающих в запасе и в отдел венного комиссариата СК по г. Ставрополю не поступили методические рекомендации к данному постановлению.
В судебном заседании установлено, что Токарев Н.В. согласно военному билету <номер обезличен> признан ограниченно годным к военной службе.
Пункт 17 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (в редакции, действовавшей на момент утверждения Положения) относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в области обороны определение порядка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пункту 1 Положения в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью), а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий) (далее именуются - увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах, проводится военно-врачебная экспертиза.
Определяя в пункте 9 Положения срок действия заключения военно-врачебной комиссии в течение года с даты медицинского освидетельствования, если иное не определено в этом заключении, Правительство Российской Федерации действовало в пределах предоставленных законом полномочий. Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемому Положению, которые бы устанавливали иной, чем предусмотрен пунктом 9 срок действия заключения военно-врачебной комиссии, не имеется.
В разделе V военного билета Токарева Н.В. в сведениях о медицинских освидетельствованиях и прививках, указано следующее: «21 октября 1997 года комиссией при Благодарненском ВКР признан В- ограниченно годен к военной службе по гр. I, статьи 30-6 Расписания болезней и ТДТ ( Приказ МО РФ 1995г. №315)».
При последующих переосвидетельствованиях 4 октября 2000 г. и 1 октября 2003 г. по гр.1 ст.30-б ( Приказ МО РФ 1995г. №315)также указано, что ему установлена категория В- ограниченно годен к военной службе.
08.10.2014г. Токарев Н.В. самостоятельно обследовался у врача -офтальмолога в лечебном центре «Высокие технологии микрохирургии глаза», где был вынесен диагноз: Артифакия, индуцированный роговичныи астигматизм средней степени обоих глаз. Гражданам при освидетельствовании по I графе с диагнозом артифакия на одном или обоих глазах выносится решение на основании статьи 30-6 гр.
Расписания болезней и ТДТ Постановления правительства РФ « Об утверждении Положения о военно- врачебной экспертизе от 04.07.2013 г. №565 В- ограниченно годен к военной службе.
Согласно приказу Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. N 200 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации", для данной категории граждан, проведение медицинского освидетельствования не предусматривалось.
При этом изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годным к военной службе и зачисленного в связи с этим в запас, не является основанием для призыва на военную службу на общих основаниях, так как Закон такой возможности не предусматривает.
Согласно ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации п. 1,4 раздела 1 Положения о военно- врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года №565 военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы); решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ проведение военно-врачебной экспертизы является обязательным в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 1 статьи 25 этого закона право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии имеют военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу. Медицинское освидетельствование, как обязанность гражданина, предусмотрено при обязательной подготовке гражданина к военной службе, а также при призыве на военную службу (часть 1 статьи 11, часть 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ).
Таким образом, обязательное прохождение медицинского освидетельствования для лиц, пребывающих в запасе, действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах требования заявителя Токарева Н.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Токареву Н. В. в удовлетворении требования о признании действий военного комиссариата Ставропольского края отдела по г, Ставрополю выразившиеся в письме от 15.10.2014г. незаконными отказать.
Токареву Н. В. в удовлетворении требования о возложении обязанности на военный комиссариат Ставропольского края отдела по г. Ставрополю устранить нарушение его прав отказать.
Токареву Н. В. в удовлетворении требования о возложении на военный комиссариат Ставропольского края отдела по г. Ставрополю обязанности по направлению (проведению) медицинского переосвидетельствования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10.03.2015 г.
Судья Е.С. Данилова