Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-590/2015 (2-8665/2014;) ~ М-7663/2014 от 11.11.2014

Дело № 2-590/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2015 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Каленской Я.В.,

с участием: заявителя Токарева Н.В., представителя заинтересованного лица ВК СК Елисеенко Н.Е., представителя заинтересованного лица ВК СК Белого Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по заявлению Токарева Н. В., орган, чьи действия обжалуются – Военный комиссариат Ставропольского края отдел по г. Ставрополю, заинтересованное лицо – Военный комиссариат Ставропольского края, о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Токарев Н.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит: признать действия военного комиссариата Ставропольского края отдела по г, Ставрополю выразившиеся в письме от 15.10.2014г. незаконными; обязать военный комиссариат Ставропольского края отдела по г. Ставрополю устранить нарушение его прав; возложить на военный комиссариат Ставропольского края отдела по г. Ставрополю обязанность по направлению (проведению) медицинского переосвидетельствования.

В обоснование требований в заявлении указано, что 13 октября 2014 года он обратился в военный комиссариат Ставропольского края отдел по г. Ставрополю с заявлением о переосвидетельствовании состояния здоровья и определения категории годности к военной службе ввиду улучшения состояния моего здоровьям, 15 октября 2014 года ответчик отказал в проведении переосвидетельствования, ссылаясь на отсутствие методических рекомендаций. Полагает, что действия военного комиссариата Ставропольского края отдел по" г. Ставрополю незаконны исходя из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 5,1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования» призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также. граждане ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а случае необходимости -врачами других специальностей. По согласованию с командиром {начальником} воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Пунктом 3 ст. 5,1 Ф1 «о воинской обязанности и военной службе» установлено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 25.02.2003 предусмотрено, что для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии. В соответствие с п. 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения. В силу п. 8 Положения контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно- врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. Пунктом 85 положения установлено, что обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 настоящего Положения. Организация освидетельствования, иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов. Согласно медицинского заключения № 11575 от 08.10.2014г. какие-либо ограничения по состоянию здоровья у него отсутствуют. В соответствии с положениями п.1 ст.5, п. 3 ст.5.1, пп. «а» п. 1 ст. 23, о. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ, п.п. 2, 3, 70, 76, 77, 78, 84, 85 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565 полагает, что граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе при наличии обстоятельств, свидетельствующих об изменении состояния их здоровья,дающих основание для пересмотра ранее состоявшегося медицинского заключения, имеют право на прохождение медицинского переосвидетельствования. Между тем, отказ в проведении переосвидетельствования на основании отсутствия методических рекомендаций, нарушает его права на определение степени годности к военной службе, установленные указанными нормативными актами.

Токарев Н.В. в судебном заседании заявление поддержал, просил суд его удовлетворить.

Представитель Военного комиссариата Ставропольского края отдела по г. Ставрополю Елисеенко Н.Е. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявления, пояснила, что правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом 1998 г№ 53-Ф3 « О воинской обязанности и военной службе». Согласно СТ.1 Закона 1998г. №53-Ф3, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе: призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву: пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным законом. Согласно учетных данных Токарев Н.В. состоит на воинском учете по запасу в муниципальном отделе с 2001 года. Ранее (21.10.1997 г.) в порядке, установленном законом по результатам медицинского освидетельствования был признан «В» - ограниченно годен к военной службе. Решением призывной комиссии по Благодарненскому району освобожден от призыва на военную службу, передан в запас и поставлен на воинский учет. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона 1998r.N 53-ФЗ граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, освобождаются от призыва на военную службу и в соответствии со статьей 52 данного закона, зачисляются в запас. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Согласно ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 1,4 раздела 1 Положения о военно- врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года №565 военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы); решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом обязательное прохождение медицинского освидетельствования для лиц, пребывающих в запасе, действующим федеральным законодательством не предусмотрено. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 5.1 Закона 1998r.N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Согласно п.69 раздела VI Положения о ВВЭ Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу, граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья). В силу п. 70 данного раздела граждане, прошедшие военную службу граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. Порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 года №200. В соответствии с п.207 Порядка, освидетельствование граждан пребывающих в запасе, осуществляется в учетных целях или при призыве на военные сборы. Как следует из учетных документов заявителя, при постановке на воинский учет по запасу ему установлена категория годности к военной службе «В»-ограниченно годен к военной службе. Согласно действующему законодательству данная категория устанавливается гражданам, имеющим устойчивое состояние нарушения жизнедеятельности вследствие болезни или увечья, ограничивающее способность исполнять обязанности военной службы без ущерба для состояния здоровья. Одновременно с постановкой на воинский учет заявителю установлена военно-учетная специальность в военное время - ВУС 999 (не имеющий военной подготовки). Поскольку Токарев Н.В. не имеет военной подготовки, то целесообразности в проведении его медицинского освидетельствования с целью определения годности к военной службе не имеется. В обосновании заявленных требований Токаревым Н.В. указано, что отказ муниципального отдела на проведение его переосвидетельствования нарушают его право на определение степени годности к военной службе. Тем не менее, категория годности заявителя к военной службе ему установлена в 1997 году, в последующем по ранее действовавшему законодательству ему проводилось переосвидетельствование и категория годности Токарева Н.В. к военной службе оставалась без изменения. В настоящее время, действующим законодательством обязательное прохождение медицинского освидетельствования для лиц, пребывающих в запасе, не предусмотрено. В силу п. 69- п.70 Положения о военно - врачебной экспертизе, п.207 Порядка, проведение медицинского освидетельствования граждан пребывающих в запасе и не прошедших военную службу, это право, а не обязанность муниципального отдела. Кроме того, Токарев Н.В. как гражданин, пребывающий в запасе не подлежит, призыву на военные сборы, поступлению в мобилизационный людской резерв в виду, того, что его военно-учетная специальность и гражданская специальность не являются дефицитными для Вооруженных Сил.

Представитель Военного комиссариата СК Белый Е.Л. также просил суд отказать в удовлетворении указанного заявления.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст. 56 ГПК РФ).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.ст. 59, 60 ГПК РФ).

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского производства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

13.10.2014 г. Токаревым Н.В. подано заявление в Военный комиссариат СК по г. Ставрополю о проведении военно-врачебной экспертизы.

15.10.2014 г. военным комиссариатом СК по г. Ставрополю Токареву Н.В. дан ответ в котором указано Министерство обороны РФ не определило механизма проведения медицинского освидетельствования граждан пребывающих в запасе и в отдел венного комиссариата СК по г. Ставрополю не поступили методические рекомендации к данному постановлению.

В судебном заседании установлено, что Токарев Н.В. согласно военному билету <номер обезличен> признан ограниченно годным к военной службе.

Пункт 17 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (в редакции, действовавшей на момент утверждения Положения) относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в области обороны определение порядка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пункту 1 Положения в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью), а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий) (далее именуются - увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах, проводится военно-врачебная экспертиза.

Определяя в пункте 9 Положения срок действия заключения военно-врачебной комиссии в течение года с даты медицинского освидетельствования, если иное не определено в этом заключении, Правительство Российской Федерации действовало в пределах предоставленных законом полномочий. Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемому Положению, которые бы устанавливали иной, чем предусмотрен пунктом 9 срок действия заключения военно-врачебной комиссии, не имеется.

В разделе V военного билета Токарева Н.В. в сведениях о медицинских освидетельствованиях и прививках, указано следующее: «21 октября 1997 года комиссией при Благодарненском ВКР признан В- ограниченно годен к военной службе по гр. I, статьи 30-6 Расписания болезней и ТДТ ( Приказ МО РФ 1995г. №315)».

При последующих переосвидетельствованиях 4 октября 2000 г. и 1 октября 2003 г. по гр.1 ст.30-б ( Приказ МО РФ 1995г. №315)также указано, что ему установлена категория В- ограниченно годен к военной службе.

08.10.2014г. Токарев Н.В. самостоятельно обследовался у врача -офтальмолога в лечебном центре «Высокие технологии микрохирургии глаза», где был вынесен диагноз: Артифакия, индуцированный роговичныи астигматизм средней степени обоих глаз. Гражданам при освидетельствовании по I графе с диагнозом артифакия на одном или обоих глазах выносится решение на основании статьи 30-6 гр.

Расписания болезней и ТДТ Постановления правительства РФ « Об утверждении Положения о военно- врачебной экспертизе от 04.07.2013 г. №565 В- ограниченно годен к военной службе.

Согласно приказу Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. N 200 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации", для данной категории граждан, проведение медицинского освидетельствования не предусматривалось.

При этом изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годным к военной службе и зачисленного в связи с этим в запас, не является основанием для призыва на военную службу на общих основаниях, так как Закон такой возможности не предусматривает.

Согласно ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации п. 1,4 раздела 1 Положения о военно- врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года №565 военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы); решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ проведение военно-врачебной экспертизы является обязательным в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 1 статьи 25 этого закона право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии имеют военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу. Медицинское освидетельствование, как обязанность гражданина, предусмотрено при обязательной подготовке гражданина к военной службе, а также при призыве на военную службу (часть 1 статьи 11, часть 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ).

Таким образом, обязательное прохождение медицинского освидетельствования для лиц, пребывающих в запасе, действующим федеральным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах требования заявителя Токарева Н.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Токареву Н. В. в удовлетворении требования о признании действий военного комиссариата Ставропольского края отдела по г, Ставрополю выразившиеся в письме от 15.10.2014г. незаконными отказать.

Токареву Н. В. в удовлетворении требования о возложении обязанности на военный комиссариат Ставропольского края отдела по г. Ставрополю устранить нарушение его прав отказать.

Токареву Н. В. в удовлетворении требования о возложении на военный комиссариат Ставропольского края отдела по г. Ставрополю обязанности по направлению (проведению) медицинского переосвидетельствования отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 10.03.2015 г.

Судья Е.С. Данилова

2-590/2015 (2-8665/2014;) ~ М-7663/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Токарев Николай Владимирович
Другие
Военный комиссариат СК
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Данилова Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
11.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2014Передача материалов судье
14.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.11.2014Предварительное судебное заседание
19.01.2015Предварительное судебное заседание
29.01.2015Предварительное судебное заседание
09.02.2015Предварительное судебное заседание
05.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее