Дело №12-177/2016
г. Иваново 7 сентября 2016 года
РЕШЕНИЕ
Судья Фрунзенского районного суда г. Иваново Степалин А.В.
при секретаре Летковой Н.Н.
с участием представителя лица привлекаемого к административной ответственности директора ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» Королевой Л.А. ее представителя по доверенности Косихиной Н.В.
представителя Государственной Инспекции труда в Ивановской области по доверенности Малышевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» на постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда Государственной инспекции труда Ивановской области Тихомировой Т.И. о назначении административного наказания от 17 июня 2016 года
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания от 17 июня 2016 года вынесенным начальником отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда Государственной инспекции труда Ивановской области Тихомировой Т.И. ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 55000 (пятьдесят пять тысяч ) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» обратилось в суд с жалобой в которой просит постановление отменить и освободить ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» от административной ответственности.
В обоснование жалобы ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» указано, что административное правонарушение выявлено в ходе проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Ивановской области на основании распоряжения на проверку № 7-785-16-ОБ/176/17/1 от 11.05.2016, по результатам которой составлен акт проверки от 08.06.2016 № 7-785-16-ОБ/176/17/2 и выдано предписание от 08.06.2016 № 7-785-16-ОБ/176/17/3.
Проверка проводилась в связи с обращением работника интерната Стойковича Миролюба, суть обращения интернату неизвестна. Указанным предписанием, состоящим из 10 пунктов, Государственная инспекция труда в Ивановской области обязывает интернат устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственная инспекция труда нарушила порядок проведения проверки, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Учитывая, что перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим, при вынесении решения по делу просит учесть, что допущенные нарушения не повлекли причинение кому-либо существенного вреда, каких-либо тяжких последствий, а также то, что ранее учреждение к административной ответственности не привлекалось. Наложение на интернат значительного штрафа ухудшит положение проживающих в нем инвалидов.
В судебном заседании представитель лица привлекаемого к административной ответственности директор ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» Королева Л.А. и ее представитель Косихина Н.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Государственный инспектор труда просила в удовлетворении жалобы отказать, поскольку проверка проведена в рамках полномочий инспекции труда.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, в частности, обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ТК РФ все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (п. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей
В силу частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 4 статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено правомочие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направить в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Согласно части 5 статьи 11 указанного Федерального закона в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки с целью осуществления федерального государственного надзора и комплекса надзорно-контрольных мероприятий, связанных с соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства, содержащихся в Трудовом Кодексе РФ и его отдельных разделах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового законодательства и требований охраны труда, защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением обращения от 28.04.2016 года о нарушениях трудовых прав работника) государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ивановской области на основании распоряжения №7-785-16-ОБ/176/17/1 от 11 мая 2016 года руководителя государственной инспекции труда в Ивановской области о проведении внеплановой, документарной проверки бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Ивановский психоневрологический интернат» по жалобе работника С.М. выявлено нарушение ст.ст.212,225 ТК РФ в отношении работников предприятия Н.Ю.А., П.А.А., М.Н.В., Г.А.Ю., Ж.Ю.Р. Т.Д.В.
Указанные обстоятельства подтверждаются: законным протоколом об административном правонарушении №7-785-16-ОБ/176/17/8 от 08 июня 2016 года, актом проверки №7-785-16-ОБ/176/17/2 от 08 июня 2016 года, предписанием №7-785-16ОБ/176/17/3 от 8 июня 2016 года, сведениями из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте (л.д.36-41), приказом о проведении обучения и проверки знаний требованиям охраны труда сотрудников учреждения во 2 квартале 2016 года (л.д.43), графиком обучения руководителей, специалистов и работников рабочих профессий на 2015 -20166 год (л.д.44), приказом о распределении обязанностей по охране труда между руководителями и специалистами в подразделениях учреждения (л.д.45-46), приказом ор проведении обучения рабочего по комплексному обслуживанию зданий С.М. (л.д.47) оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований для признания незаконным протокола об административном правонарушении №7-785-16-ОБ/176/17/8 от 08 июня 2016 в отношении ОБСУСО « Ивановский психоневрологический интернат» по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, суд не усматривает, он отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения необходимые для правильного рассмотрения данного дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что у Государственной инспекции труда в Ивановской области отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, основан на неверном толковании закона.
Перечень оснований для проведения внеплановой проверки приведен в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При этом согласно статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в частности, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
В части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации приведены основания для проведения внеплановой проверки работодателей, одним из которых является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Приведенные положения Трудового Кодекса Российской Федерации являются специальной нормой по отношению к Федеральному закону от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку регулируют правоотношения при проведении проверок государственной инспекцией труда за соблюдением трудового законодательства работодателями. Соответственно, положения Трудового Кодекса Российской Федерации расширяют перечень оснований для проведения внеплановых проверок государственной инспекцией труда.
Таким образом, основание, послужившее причиной проведения внеплановой проверки ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» предусмотрено законом.
При таких обстоятельствах выявленные в ходе проверки ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» нарушения трудового законодательства были правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда Государственной инспекции труда Ивановской области Тихомировой Т.И. о назначении административного наказания от 17 июня 2016 года вынесенное в отношении ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ОБСУСО «Ивановский психоневрологический интернат» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток через Фрунзенский районный суд г. Иваново со дня вручения или получения копии.
Судья А.В. Степалин