Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-224/2011 от 12.04.2011

Мировой судья Полякова В.В. Дело № 11-224/24

судебный участок № 13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2011 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Филиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска, от 25 марта 2011г. по делу по иску Прокурора Кемского района в интересах к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о взыскании денежных средств, потраченных на проезд к месту лечения и обратно,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кемского района, действуя в интересах Шаховцевой Е.К. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Карелия по тем основаниям, что Шаховцева Е.К., длительное время страдающая мочекаменной болезнью, проходила курс лечения в ЦРБ ... района с 11.07.2010 г. по 14.07.2010 г. в связи с данным заболеванием. Выписана лечащим врачом из стационара и направлена 14.07.2010 г. в <данные изъяты> отделение ГУЗ <данные изъяты> по поводу проведения операции, поскольку в условиях медицинских учреждений ... района оказание данной медицинской помощи невозможно. Направление в ГУЗ «<данные изъяты>» осуществлялось в сопровождении медперсонала ЦРБ. Выезд к месту лечения и обратно производился за собственные средства в размере 1205 руб. 80 коп. Шаховцева Е.К. является <данные изъяты>, о чём свидетельствует справка об <данные изъяты>. В связи с тем, что проезд к месту лечения является неотъемлемой частью оказываемой медицинской помощи, просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия в пользу Шаховцевой Е.К. денежные средства, потраченные на проезд к месту лечения в г. Петрозаводск и обратно в сумме 1205 руб. 80 коп.

Определением суда от 10.03.2011 г. с согласия стороны истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.

Решением мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска, от 25 марта 2011г., с учетом определения от 01.04.2011 г., исковые требования Шаховцевой Е.К. удовлетворены, с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу Шаховцевой Е.К. взыскана денежная сумма 1205 руб. 80 коп., в доход Петрозаводского городского округа госпошлина в размере 400 руб., в иске к Министерству финансов Республики Карелия отказано.

С таким решением не согласен ответчик - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с нарушением норм материального права. Статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», определена социальная услуга - бесплатный проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан (в т.ч. инвалидам). Таким образом, федеральный законодатель не относит бесплатный проезд к месту лечения и обратно к вопросам организации оказания специализированной или иной медицинской помощи, а рассматривает его как отдельную социальную услугу, которая оказывается исключительно в целях, определенных статьей 3 Федерального закона №178-ФЗ, и только определенным категориям граждан, а не всем гражданам, нуждающимся в специализированной медицинской помощи. Кроме того, Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 и 2011 годы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года №811 и от 4 октября 2010 года №782 соответственно, а также Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Карелия на 2010 и 2011 годы, утвержденные постановлениями Правительства Республики Карелия от 12 февраля 2010 года №24-П и от 10 февраля 2011 года №25-П соответственно, не предусматривают возможность компенсации гражданам расходов, связанных с проездом к месту лечения и обратно. Указывают, что поскольку на субъект Российской Федерации возложена обязанности по компенсации понесенных гражданином расходов, связанных с проездом к месту лечения и обратно, лишь при условии невозможности оказания специализированной медицинской помощи на территории субъекта Российское Федерации и направления гражданина, не имеющего статуса инвалида, на лечение за пределы субъекта Российской Федерации, то обеспечение права инвалидов на бесплатный проезд к месту лечения и обратно не является расходным обязательством Республики Карелия как субъекта Российской Федерации. На основании чего считают, что суд первой инстанции в отсутствие правовых оснований пришел к выводу о допустимости возложения на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обязанности по возмещению расходов понесенных Е.К.Шаховцевой в связи с осуществлением ею проезда к месту лечения в г.П. и обратно в г.К.. Кроме того, с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, как ответчика по делу, мировым судьей в нарушение п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации взыскана государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 400 руб.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Пономарева А.П. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, считает, что суд обоснованно взыскал понесенные истицей расходы с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, как надлежащего ответчика по делу.

Истица Шаховцева Е.К. в судебном заседании не участвовала, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

Представитель Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В. в судебном заседании апелляционной инстанции указал, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства РК от 11.10.2010 г. № 216-П, только Министерству здравоохранения предоставлены полномочия по полной реализации программы по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи в Республики Карелия, в том числе, и на организацию проезда к месту лечения и обратно, на данные расходы выделены денежные средства.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Буш В.Е. в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362 - 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако указанных оснований судом апелляционной инстанции не установлено.

В ходе рассмотрения дела по существу и в суде апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что Шаховцева Е.К. длительное время страдает <данные изъяты>. Проведение лечения, которое необходимо истице, невозможно в условиях МУ «ЦРБ ... района», в связи с чем Шаховцева Е.К. лечащим врачом МУ «ЦРБ ... района» направлялась в ГУЗ «<данные изъяты>» в г.П.. К месту лечения в ГУЗ «<данные изъяты>» г. П. и обратно в г. К. Шаховцева Е.К. выезжала за счет собственных средств в период с 13.07.2010 г. по 30.07.2010 г. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение соответствующими справками, ответами медицинских учреждений, а также проездными билетами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг.

В силу статьи 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» Шаховцева Е.К. является субъектом государственной социальной помощи, оказываемой в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного Закона.

Согласно статье 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в набор социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Статьей 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» регламентируется, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 4 Правил финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При этом в силу пункта 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов, в том числе, по предоставлению проезда гражданам к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 года № 617 утвержден Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, который регулирует вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета при наличии медицинских показаний.

В соответствии с частью 5 статьи 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации.

ГУЗ «<данные изъяты>» в утвержденном перечне не указано, в связи с чем Шаховцева Е.К. не имеет возможности реализовать свое право на бесплатный проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно в порядке вышеуказанных положений действующего законодательства.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Суд считает, что мировой судья законно и обоснованно при разрешении данного спора применил статью 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в силу которой финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно - венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного мировой судья обоснованно пришел к выводу, что проезд к месту получения лечения является неотъемлемой частью оказываемой больному специализированной медицинской помощи, а его оплата является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с разделом II Положения о «Министерстве финансов Республики Карелия», утвержденном Указом Главы Республики Карелия от 28.11.2005 г. № 90, Министерство финансов Республики Карелия с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право как главный распорядитель средств бюджета Республики Карелия выступать в суде от имени Республики Карелия в качестве представителя ответчика по искам к Республике Карелия в случаях, установленных федеральным законодательством (подпункт 10 пункта 5 Положения).

Однако, согласно подпунктов 22, 23, 26, 56 п.9 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 11.10.10 №216-П, Правительством РК только Министерству здравоохранения и социального развития РК предоставлено право устанавливать задания по реализации Программы, разрабатывать Программу, осуществлять в названной сфере функции главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия

При вышеуказанных обстоятельствах, учитывая, что ГУЗ «<данные изъяты>» является учреждением Республики Карелия, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития РК, мировой судья законно и обоснованно установил право Шаховцевой Е.К. на взыскание в ее пользу расходов по проезду к месту лечения и обратно с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия.

При определении суммы, подлежащей взысканию, мировой судья обоснованно исходил из стоимости проезда истца, подтвержденной проездными билетами и соответствующими справками ГУЗ «<данные изъяты>». Расчет суммы, подлежащей взысканию, произведен верно.

Однако мировой судья необоснованно возложил на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обязанность по оплате государственной пошлины, так как в соответствии с подпунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Суд считает, что решение мирового судьи по существу является законным, основанным на правильном применении норм материального права, оснований для отмены решения мирового судьи по доводам жалобы не имеется.

Однако необходимо исключить из решения указание на взыскание с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия государственной пошлины.

Процессуальных нарушений при вынесении решения мировым судьей не допущено.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л :

Решение мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска, от 25 марта 2011г. по существу оставить без изменения, исключив из резолютивной части указание на взыскание с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственной пошлины в сумме 400 руб. 00 коп.

Определение вступает в силу со дня принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья М.Н. Картавых

11-224/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шаховцева Евдокия Карповна
Прокурор Кемского района
Ответчики
Министерство финансов РК
Министерство здравоохранения и социального развития РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
12.04.2011Регистрация поступившей жалобы (представления)
13.04.2011Передача материалов дела судье
14.04.2011Вынесено определение о назначении судебного заседания
29.04.2011Судебное заседание
06.05.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2011Дело оформлено
10.05.2011Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее