Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2013 г. Промышленный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Митиной И.А.
при секретаре Калининой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ибрагимова И.Ш., Ибрагимовой Л.Х., Ибрагимовой Д.И., Ибрагимовой Р.И. к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений МО РФ», Министерству обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора социального найма жилого помещения №, заключенного с ФГУ «Самарская КЭЧ района» истцу Ибрагимову И.Ш. и членам его семьи предоставлена во владение и пользование для проживания 3-х комнатная квартира по адресу: <адрес>. В настоящее время в квартире постоянно зарегистрированы и постоянно проживают: Ибрагимов И.Ш., Ибрагимова Л.Х., Ибрагимова Д.И., Ибрагимова Р.И., М.. М. в приватизации квартиры не участвует. Ранее в приватизации никто из истцов не участвовал. Оплата коммунальных платежей производится ими своевременно.
В декабре 2012 года истцы обратились в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» с заявлением о передаче в общую долевую собственность, занимаемую ими трехкомнатную квартиру общей площадью 90,0 кв.м. жилой площадью 50,9 кв. м. в порядке приватизации. Так же истцы обратились с заявлением о приватизации данной квартиры в Министерство обороны РФ, которое осуществляет полномочия собственника на объекты Министерства обороны РФ. Заявление истцов было рассмотрено вышеуказанными должностными лицами. Из полученного ответа от ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» следует, что спорное жилое помещение закреплено за данным учреждением, однако учреждение не может заключить с истцами договор передачи квартиры в собственность в связи с тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность.
Истцы считают, что их права нарушаются по следующим основаниям.
Данная квартира была приобретена по Государственному контракту купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны, право собственности на неё зарегистрировано в установленном порядке за Российской Федерацией. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства обороны РФ», Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министр обороны РФ своим приказом от ДД.ММ.ГГГГ № закрепил данное имущество на праве оперативного управления за ФГУ «Самарская КЭЧ района», которое и заключило с истцами Договор социального найма на спорную квартиру. В настоящее время ФГУ «Самарская КЭЧ района» реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений МО РФ». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом», Министерство Обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций). В соответствии с пунктом 2 данного Постановления, МО РФ выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним, а так же осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Отказ начальника ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений МО РФ» и отсутствие ответа от Министерства обороны РФ на заявление истцов о заключении с ними Договора передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации, по мнению истцов, не дает возможности им воспользоваться своим правом на приобретение в собственность занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения в порядке приватизации, что соответственно нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
На основании изложенного истцы просят признать за ними право общей долевой собственности в равных долях (по ? доли за каждым) на <адрес> в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Товбин А.Л. исковые требования подлежал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управления имущественных отношений МО РФ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, иск не оспорил, отзыв не представил.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, иск не оспорил, отзыв не представил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище (ст. 40 Конституции РФ) заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.
В соответствии со ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении и предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность поживающих в нем лиц подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделена статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В пункте 8 названного Постановления также указано, что исходя из смысла преамбулы и ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемым ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес> была приобретена по Государственному контракту купли продажи квартир для нужд Министерства обороны, право собственности на квартиру зарегистрировано в установленном порядке за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданным ДД.ММ.ГГГГ управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области серии №.
На основании приказа Министра обороны российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ за федеральным государственным учреждением «Самарская КЭЧ района» закреплено недвижимое имущество (согласно приложению к приказу), в том числе спорная квартира на праве оперативного управления.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора социального найма жилого помещения №, заключенного ФГУ «Самарская КЭЧ района» (наймодатель) с Ибрагимовым И.Ш. (наниматель) истцу Ибрагимову И.Ш. и членам его семьи предоставлена в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 3-х комнат в отдельной квартире общей площадью 90,17 кв.м., жилой площадью 50,9 кв.м. для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: жена – Ибрагимова Л.Х. дочь – Ибрагимова Р.И., дочь – Ибрагимова Д.И., брат жены - М.
Согласно справке паспортной службы в квартире по адресу: <адрес> настоящее время постоянно зарегистрированы и проживают: Ибрагимов И.Ш. (наниматель), Ибрагимова Л.Х. (жена), Ибрагимова Д.И. (дочь), Ибрагимова Р.И. (дочь), М. (брат жены).
На имя Ибрагимова И.Ш. открыт лицевой счет № для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Согласно нотариально удостоверенному согласию от ДД.ММ.ГГГГ, М. дает согласие на приватизацию квартиры по адресу: <адрес>, без включения его в число собственников на указанное жилое помещение.
В силу ст. 11 указанного Закона гражданам предоставляется возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз.
Согласно справкам ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по г. Самаре и ответов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управления Росреестра по Самарской области) истцы приватизированного жилья в г.Самаре не имеют, право на приватизацию не использовали.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого помещения – <адрес> по адресу: <адрес> составляет 90,0 кв.м., жилая площадь 50,9 кв.м., подсобная площадь 39,1кв.м., кроме того площадь лоджий, балконов, террас, веранд и кладовых с коэф. 4,3кв.м.
Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В материалах гражданского дела имеются сведения об обращении истцов в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управления имущественных отношений МО РФ», и в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о предоставлении квартиры в собственность. Из ответа ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управления имущественных отношений МО РФ» следует, что спорное жилое помещение закреплено за данным учреждением, однако учреждение не может заключить с истцами договор передачи квартиры в собственность в связи с тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность. Между тем, собственником данного жилого помещения – Министерством обороны РФ, не установлен четкий порядок передачи квартир в собственность граждан, что, по мнению суда, не может являться препятствием для обращения граждан в суд за защитой своих прав и законных интересов, в том числе с исками о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Согласно выписки из ЕГРП Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Судом установлено, что права истцов на занимаемое жилое помещение не оспаривается и приобрели они его, будучи вселенными в него в установленном законом порядке, ранее правом приватизации не воспользовались, следовательно, у суда имеются все основания для признания за ними права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования предъявлены обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ибрагимова И.Ш,, Ибрагимовой Л.Х., Ибрагимовой Д.И., Ибрагимовой Р.И. к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений МО РФ», Министерству обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Ибрагимовым И.Ш., Ибрагимовой Л.Х., Ибрагимовой Д.И., Ибрагимовой Р.И. право общей долевой собственности (по ? доли за каждым) в порядке приватизации на квартиру общей площадью 90,0 кв.м., жилой площадью 50,9 кв.м., подсобной площадью 39,1кв.м., кроме того, площадью лоджий, балконов, веранд, террас, веранд и кладовых с коэф. 4,3кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: (подпись) Митина И.А.
Решение вступило в законную силу: ________________________________________
Копия верна.
Судья:
Секретарь: