Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-232/2021 от 17.02.2021

63RS0-67

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

04 марта 2021 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего Гороховик О. В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – АО «Приват Билдин» (ИНН 6317099303, адрес местонахождения: 443099, <адрес>, офис 13), по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В отношении юридического лица – АО «Приват Билдин» главным специалистом отдела экологического надзора Управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении от 29.09.2020г., согласно которому ДД.ММ.ГГГГ АО «Приват Билдин», являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930002:994, совершено бездействие в части несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: допущен сброс и размещение отходов производства и потребления на почву земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый , за пределами территорий, специально отведенных и оборудованныхдля этих целей.

Представитель АО «Приват Билдин» по доверенности Давликамова Н.В. в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признала.

Лицо, проводившее проверку - главный специалист отдела экологического надзора Управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Толкушкина Д.Н. в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержала. При этом пояснила, что документов, подтверждающих ущерб не имеется, для привлечения по указанной статье не требуется доказывать причинение ущерба.

Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Инжутова К. А. в судебном заседании протокол поддержала.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд считает, что факт совершения АО «Приват Билдин» административного правонарушения не установлен и не доказан.

    Часть 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Часть 3 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара поступило обращение из Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара по вопросу допущения сброса, складирования и размещения отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном по адресу: Советский внутригородской района г.о. Самара, <адрес>А, кадастровый .

В ходе планового рейдового осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0930002:994 используется под свалку строительных, производственных отходов. Земельный участок площадью 39 366 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0930002:994, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности АО «Приват Билдин» (ИНН 631709903) на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ с разрешенным использованием – производство по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ. При проведении неоднократных рейдовых мероприятий обследования указанной территории с целью выявления, пресечения, предупреждения нарушений в сфере охраны окружающей среды по вышеуказанному адресу были зафиксированы факты складирования и размещения отходов.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – АО «Приват Билдин» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ.

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде. При этом существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека. Для установления признака массового заболевания людей рекомендуется привлекать соответствующих специалистов либо экспертов, например представителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21).

В рассматриваемом случае для установления вины АО «Приват Билдин» в совершении указанного правонарушения, существенное значение для дела имеет доказанность факта причинения ущерба.

Статья 51 Закона об охране окружающей среды запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву.

В соответствии со статьей 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1).

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной, и иной деятельности (пункт 2).

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3).

Вред является гражданско-правовым деликтом, понятие которого, порядок определения, основания ответственности за который установлены ГК РФ (часть 2, глава 59) и разъяснены в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояний окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса, статья 78 Закона об охране окружающей среды).

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки в числе иных сведений указываются, в том числе сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (пункт 7 части 2 статьи 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (часть 3 статьи 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Акт проверки является итоговым документом, составляемым по результатам проверки и в окончательной форме содержащий указания на факты и описание установленных нарушений, и является окончательным документом, подлежащим оформлению по результатам проверки и фиксации допущенных нарушений.

Отсутствие в акте проверки экспертных исследований о размере причиненного вреда окружающей среде ставит под сомнение вывод о законности и обоснованности протокола.

Вместе с тем, каких-либо иных экспертных заключений, а также письменных доказательств, на основании которых можно установить степень негативного воздействия на окружающую среду, должностным лицом административного органа не представлено.

Анализ материалов дела свидетельствует об отсутствии достаточных доказательств того, что в результате накопления перечисленных отходов был причинен вред окружающей среде.

В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Таким образом, обязательным квалифицирующим признаком нанесения вреда окружающей среде является наличие последствий в виде деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов, а в данном случае факт повреждения почвы в результате накопления отходов.

Объективных данных об этом в деле не имеется.

Как следует из части 5 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

Следовательно, вред и его характер не презюмируются, а устанавливаются и подтверждаются соответствующими доказательствами.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствии состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что вина юридического лица- АО «Приват Билдин» в совершении указанного правонарушения не подтверждается исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении материалами дела, производство по делу в отношении АО «Приват- Билдин» подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Дело об административном правонарушении в отношении АО «Приват Билдин» прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.

На постановление может быть подана жалоба в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья: Гороховик О. В.

Копия верна:

Судья

5-232/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
АО ".Б.
Другие
Толкушкина Д.Н.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Гороховик О. В.
Статьи

КоАП: ст. 8.2 ч.3

Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
17.02.2021Передача дела судье
19.02.2021Подготовка дела к рассмотрению
04.03.2021Рассмотрение дела по существу
04.03.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
11.03.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
21.03.2021Направленная копия постановления (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
01.04.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее