ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е № 2-2450/2013
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 сентября 2013 года г.КрасноярскКировский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего Посновой Л.А., с участием
процессуального истца - помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Ковязина М.Д.
истицы Федоровой А.М.
при секретаре Тихоновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г. Красноярска, действующего в интересах Федоровой А.М., к <данные изъяты> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кировского района г. Красноярска, действующий в интересах Федоровой А.М., обратился в суд с исковым заявлением, уточнив его редакцию, к <данные изъяты> о признании права пользования жилым помещением - квартирой № по <адрес> в г. Красноярске на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключения с Федоровой А.М. договора социального найма данного жилого помещения, мотивируя следующим.
Федорова А.М. в несовершеннолетнем возрасте утратила попечение родителей, в связи с их смертью, в 2003 году ей был назначен опекун Федорова Т.М., в 2004 года за ней закрепили жилое помещение по <адрес> в <адрес>, где она состоит на регистрационном учете, наниматель жилья не определен. Указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, ввиду чего Федорова А.М. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о заключении с ней договора социального найма, в чем, однако, ей было отказано, ввиду отсутствия у нее правоустанавливающих документов на указанное жилье. Несмотря на отсутствие договора социального найма, спорное жилое помещение находится в фактическом законном пользовании у Федоровой А.М., которая не имеет возможности в полном объеме реализовать свои жилищные права, в том числе право на получение нового жилого помещения в порядке расселения из аварийного жилья, подлежащего сносу, что противоречит положениям ст. 40 Конституции РФ.
Материальный истец Федорова А.М. исковые требования поддержала в объеме уточненного иска, пояснила, что на момент смерти матери в 2003 года она жила по <адрес> в частном доме, в дальнейшем опекуном стала Земерова Л.Н., с которой она проживала по <адрес> в <адрес>. В жилом помещении по <адрес> в <адрес> периодически стала проживать с 2010 года, в 2011 году находилась там всего около недели, поскольку в настоящее время жилое помещение занимает семья родственников и условий для проживания там не имеется, дом признан аварийным.
Процессуальный истец - помощник прокурора Ковязин М.Д. поддержал доводы, изложенные в уточненном иске, пояснил, что отсутствие правоустанавливающих документов не ограничивает право Федоровой А.М. в пользовании спорным жилым помещением, которое ей выделено на законном основании.
Представители ответчика - <данные изъяты>, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - <данные изъяты>, <данные изъяты> третьи лица - Ковалева Т.Н., Романов И.С., Ковалев И.Н. в суд не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащем образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Учитывая использование достаточных способов извещения ответчика, суд, с учетом мнения стороны истца, не возражающей против рассмотрения дела в его отсутствие, а также в отсутствие третьих лиц, считает возможным, рассмотреть дело в порядке заочного производства, в силу ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав материального и процессуального истца, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В статье 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) закреплено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Непосредственно в ст. 49 ЖК РФ указано, что гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из преамбулы и статьи 1 указанного закона его положения распространяются на граждан, не достигших 23-летнего возраста.
Аналогичное положение закреплено в ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" проживание таких детей признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в частности, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Родители истца Федоровой А.М., 14 июля 1991 года рождения, умерли: отец Федоров М.М. - ДД.ММ.ГГГГ, мать Ковалева Н.Г. - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16,17). Мать истицы – Ковалева Н.Г. на день смерти была зарегистрирована по адресу <адрес>.
Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Федорова А.М. признана нуждающейся в государственной защите, в связи со смертью родителей, ее опекуном назначена сестра Федорова Т.М. (л.д.9).
Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетней Федоровой А.М., 1991 года рождения закреплена жилая площадь по <адрес> в <адрес>, основанием послужило наличие у нее права пользования в данной квартире и установление опеки (л.д.10).
Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Федорова Т.М. освобождена от исполнения обязанностей попечителя над несовершеннолетней Федоровой А.М. с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку подопечная проживала в семье Земеровой Л.Н., желающей оформить над ней попечительство, которое было оформлено ДД.ММ.ГГГГ и закреплено Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11, 12).
Согласно выписке из домовой книги и финансово-лицевого счета в жилом помещении по <адрес> ком. подселение, состоящем из двух комнат, общей площадью 40 кв.м., жилой 31,40 кв.м., на регистрационном учете значатся истица Федорова А.М. - с 03.08.1991 г., Ковалева Т.Н. с 02.03.2001 г., Романов И.С. - с 02.03.2001 г., Ковалев И.Н. - с 11.03.2010г., квартиросъемщик не определен, основание для вселения не установлены, типового договора социального найма на данное жилое помещение в архиве <данные изъяты> нет (л.д.22). Также, в комнате № общей площадью 23,40 кв.м., жилой 16 кв.м. по указанному адресу на регистрационном учете на основании обменного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, типового договора социального найма состоят Гиршевич К.А., являющаяся квартиросъемщиком, Гиршевич А.В., Шмалева Н.С., Пригара Л.С., Шляхова И.С., Шмалев М.А., что следует из выписки домовой книги и поквартирной карточки по данному адресу (л.д.35-43).
Согласно экспликации спорная квартира состоит из 3-х комнат жилой площадью 18,4 кв.м., 15,4 кв.м., 16,0 кв.м., кухни - 6,1 кв.м., туалета - 1,6 кв.м. и коридора 5,9 кв.м., представляет собой единое жилое помещение (л.д.74-96).
25 декабря 2009 года заключением № межведомственной комиссии, назначенной постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу (л.д.23-24). Данный жилой дом включен в перечень домов, подлежащих расселению и сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 20.03.2012 г. № 100-п. В соответствии с указанной региональной адресной программой планируемая дата сноса жилого дома первый квартал 2013 года, в настоящее время дом не расселен. Жилое помещение администрацией района не предоставлялось, в связи с чем, информация о том, кому, когда и на каких основаниях выделена <адрес> в администрации района отсутствует, что указано <данные изъяты> в ответе на запрос прокуратуры в рамках проверки жалобы Федоровой А.М. (л.д.6,7, 19).
По данным Управления Росреестра по Красноярскому краю за Федоровой А.М. прав на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано, как и прав отдельных лиц на спорный объект (л.д.33,34).
Фактическая постановка Федоровой А.М. на регистрационный учет осуществлена в 1991 году, законность этого ответчиком не оспорена, требований о признании ее утратившей право пользования не предъявлялось, распоряжение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым за Федоровой А.М. закреплена жилая площадь по <адрес>, основанием чему послужило наличие у нее права пользования в данной квартире и установление опеки, не отменено. При этом, не проживание там Федоровой А.М., наличие задолженности по оплате коммунальных услуг правовым основанием для отказа в удовлетворении ее требований не является, последняя находится в состоянии беременности, проживание в спорной квартире с учетом признания дома аварийным в 2009 году невозможно, до этого она проживала по месту жительства своего опекуна, попечителя, предпринимала попытки разделения финансово-лицевого счета с учетом технических параметров квартиры и проживания в ней иных лиц, в сентябре 2013 года была произведена оплата за жилищно-коммунальные услуги в сумме 1000 рублей.
С учетом этого, Федорова А.М. приобрела право пользования спорным жилым помещением как ребенок, оставшийся без попечения родителей, а также право на заключение договора социального найма при сохранении за ней права на получение благоустроенного жилья, с учетом признания выделенного аварийным и отсутствия обеспечения иным. При этом данное право оспорено ответчиком не было. Отсутствие же правоустанавливающих документов, сведений об основаниях заселения Федоровой А.М. при установленных обстоятельствах выделения жилья, не является основанием для признания его незаконным, невозможным для удовлетворения законных требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска, действующего в интересах Федоровой А.М., удовлетворить.
Признать Федорову А.М. приобретшей право пользования жилым помещением - квартирой № по <адрес> на условиях договора социального найма.
Возложить на <данные изъяты> обязанность заключить с Федоровой А.М. договор социального найма на <адрес> в <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г.Красноярска в течение месяца с момента вынесения решения в полном объеме по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суд об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Л.А. Поснова