Дело № 2-3274/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2017 года г. Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чебанной О.М.,
при секретаре Архиповой Д.Ю.,
с участием: представителя истца Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Дубининой Н.А., представителя администрации Минераловодского городского округа по доверенности Митрополовой О.В., ответчика Тихомеровой Т.С., представителя ответчика по заявлению Караева Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате чрезвычайной ситуации к Прокопенко Н. И., Тихомеровой Т. С., Тихомеровой С. Д. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обратилось в суд с иском к Прокопенко Н.И., Тихомеровой Т.С., Тихомеровой С.Д., указывая, что в ходе проведения проверки целевого расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2017 году Правительству СК из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории СК, на оказание гражданам единовременной материальной помощи и на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной, либо полной утратой ими имущества первой необходимости, специалистами Счетной Палаты РФ было выявлено, что среди получателей единовременных выплат имеются иностранные граждане.
Тогда как в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, имеют только граждане Российской Федерации.
Тихомерова Т. С., является иностранным гражданином, что подтверждается видом на жительство серии 82 .............., выдан ОУФМС России по Ставропольскому краю от 23.12.2013.
Тихомерова С. Д., является иностранным гражданином, что подтверждается видом на жительство серии 82 .............., выдан ОУФМС России по Ставропольскому краю от 23.12.2013.
Указанные иностранные граждане были включены в списки пострадавших.
Получателем единовременной материальной и финансовой помощи по доверенности являлась Прокопенко Н.И., и ей была произведена выплата на счет, открытый в ПАО Сбербанк (..............) в размере 300 000 рублей за счет средств бюджета Российской Федерации и в размере 300 000 тыс. рублей за счет средств бюджета Ставропольского края (платежное поручение № 12337 от 16.06.2017, платежное поручение № 6541 от 02.06.2017, платежное поручение № 21132 от 04.07.2017, платежное поручение № 22983 от 27.06.2017).
Тихомерова Т. С., Тихомерова С. Д., являлись получателями единовременной материальной и финансовой помощи на общую сумму 240 000 рублей (за единовременную материальную помощь на каждого по 10,0 тыс. рублей за счет средств бюджета Российской Федерации и в размере 10,0 тыс. рублей за счет средств бюджета Ставропольского края, за единовременную финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости на каждого по 50,0 тыс. рублей за счет средств бюджета Российской Федерации и в размере 50,0 тыс. рублей за счет средств бюджета Ставропольского края).
Таким образом, сумма неосновательного обогащения составляет 240 000 (двести сорок тысяч) рублей 00 копеек.
Министерством в адрес администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края письмом от 13.10.2017 № 14041-05 была направлена информация о необоснованном получении вышеуказанных сумм.
Согласно отметке, отраженной в письме администрации от 19.10.2017 № 10а-12/39 Прокопенко Н.И. 24.10.2017 отказалась в получении письма, таким образом считает, что данное обстоятельство влечет за собой отказ в осуществлении возврата неосновательно приобретенного имущества.
По настоящее время на л/счет министерства не осуществлен возврат необоснованно полученных денежных средств.
Согласно 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Просит суд взыскать с ответчиков Прокопенко Н. И., Тихомеровой Т. С., Тихомеровой С. Д. в пользу истца неосновательно приобретенные 240 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела от представителя истца поступило уточненное исковое заявление, в котором просит, взыскать с Тихомеровой Т. С. неосновательно полученные 120 000 рублей, взыскать с Тихомеровой С. Д. неосновательно полученные 120 000 рублей.
Представитель истца Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Дубинина Н.А., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ответчики, являются иностранными гражданами и неосновательно получили денежные средства в общей сумме 240 000 рублей, т.е. по 120 000 рублей так как были включены в списки лиц, пострадавших в результате наводнения в мае 2017 года.
Просила взыскать с Тихомеровой Т. С., Тихомеровой С. Д. по 120 000 рублей с каждого.
Ответчик Тихомерова Т.С., в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней дочери Тихомеровой С.Д., в судебном заседании иск не признала, представила в суд письменные возражения, в которых указала, что тот факт, что ответчикам была произведена выплата за частично
утраченное имущество первой необходимости, то факт того, что частичная утрата
имущества первой необходимости имела место быть является доказанным.
В соответствии с п. 6 «Порядок предоставления мер социальной поддержки
гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в ставропольском крае, в части осуществления им
единовременных денежных выплат»: «К имуществу первой необходимости для целей настоящего Порядка относится набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, стул, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), стиральная машина, водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, технические средства реабилитации и медицинские изделия лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Согласно ст. 2 ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Право каждого человека на жизнь, охрану здоровья, медицинскую и иную помощь - общепризнанная норма международного права, закрепленная как во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), так и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
Согласно ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».
Вышеназванные акты международного публичного права ратифицированы
Российской Федераций и признаются ее как неотъемлемая часть законодательства страны.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Согласно ст. 29 ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: «Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров Российской Федерации». Международными договорами установлены иные правила сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности людей, нежели Российским законодательством, а именно различия заключаются в том, что нормы международного
публичного права обязывают страны-участниц данных договоров обеспечивать
вышеназванные блага всем людям, независимо от их гражданства.
Более того, поскольку единовременная выплата в качестве финансовой помощи призвана обеспечить здоровье человека и его жизнедеятельность, то данная выплата непосредственно является средством ответчиков к существованию, так их имущество первой необходимости было частично утрачено в результате чрезвычайной ситуации.
Перед тем, как написать заявление о выплате соответствующих сумм ответчики обратились за консультацией к юристу в Администрацию по месту жительства, который подсказал им, что они имеют право на данные выплаты. Именно имея ввиду данную информацию, ответчики написали заявления. То есть они действовали добросовестно, без цели обмануть или ввести в заблуждение Администрацию Минераловодского городского округа, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края и иные государственные органы. Иного не доказано. Также не доказано наличие счетной ошибки.
В соответствии с Введением ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: «Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно- правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации)».
Согласно ст. 4 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Анализируя вышеназванные положения законодательства, в том числе и
положения ст.ст. 18 и 19 ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», можно сделать обоснованный вывод о том, что иностранные граждане в РФ имеют такие же права и обязанности в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, как и граждане Российской Федерации.
В противном случае, если это не так, то на иностранных граждан не будут
распространяться положения п. 1, ч.1 ст.18, 19 ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (то есть иностранные граждане не будут иметь право на защиту жизни, здоровья и личного имущества; они не будут иметь право быть информированными о риске, которому они могут быть подвергнуты и о мерах безопасности, что в корне противоречит общепризнанным нормам и принципам международного права и Конституции РФ), не будут распространяться положения ст. 19 вышеназванного нормативно-правового акта, что будет означать то, что иностранные граждане будут не обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; будут не обязаны соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и т.д.
Более того, согласно ст. 28 ФЗ № 68: виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации». А согласно ст. 33 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2.6 КоАП РФ: «Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях».
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в ФЗ № 68 под понятием «Граждане Российской Федерации» понимается все население, включая и граждан РФ, и иностранных граждан, и бипатридов, и даже апатридов. Следовательно, нормы вышеуказанного Закона следует толковать в расширительном порядке.
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края неправильно толкует нормы вышеназванных нормативно-правовых актов и тем самым ущемляет права людей.
Положения ст. 4 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», говорит о том, что на иностранных граждан распространяется правовой режим граждан в РФ, за исключением случаем, предусмотренных Федеральными законами. Гипотезу данной нормы права следует трактовать именно в «исключительном» характере, то есть в ФЗ должно быть прямо указано на то, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют на что-либо право.
Например, ч. 1 ст. 56 «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»: «В состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста».
Просит в удовлетворении исковых требований Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края отказать в полном объеме.
Представитель Тихомеровой Т.С. по заявлению Караев Р.Р., в судебном заседании исковые требования считал необоснованными, дал пояснения аналогичные письменным возражениям ответчика, пояснив, что граждане не должны нести ответственность за ошибки органов местного самоуправления.
Представитель администрации Минераловодского городского округа по доверенности Митрополова О.В., в судебном заседании поддержала исковые требования истца. В отзыве на исковое заявление пояснила, что ответчики Тихомерова Т.С., Тихомерова С.Д. являются гражданами Республики Узбекистан.
Администрацией Минераловодского городского округа ответчики были включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в г. Минеральные Воды в мае 2017 года. В силу абзаца 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуацийОтветчики не относятся к категории граждан, признанными пострадавшими в результате ЧС, которым законом предоставлено право на получение социальной поддержки в форме единовременной и финансовой помощи, поскольку на момент объявления ЧС они не являлись гражданами РФ и каких-либо международных договоров, устанавливающих правовой статус граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан и граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих на территории РФ, не имеется. Таким образом, вид на жительство не создает право ответчиков на возмещение ущерба, причиненного вследствие ЧС.
Просила суд принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства и взыскать с ответчиков сумму неосновательного обогащения в размере 240 000 рублей в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что в мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
Домовладение, находящееся по адресу: .............., в котором прописаны ответчики: Тихомерова Т. С., Тихомерова С. Д., находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопления).
Сторонами не оспорено, что ответчик Тихомерова Т. С., является иностранным гражданином, и имеет вид на жительство серии 82 .............., выдан ОУФМС России по Ставропольскому краю от 23.12.2013.
Тихомерова С. Д., является иностранным гражданином, и имеет вид на жительство серии 82 .............., выдан ОУФМС России по Ставропольскому краю от 23.12.2013.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 18 закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
На основании п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N ПО "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), установлено два разных вида помощи: пп. "г" оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; пп. "д" оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В Ставропольском крае меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, установлены Законом Ставропольского края от 10.04.2006 г. № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны».
В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Так, материалами дела установлено, что Прокопенко Н.И. после прошедшего паводка обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о включении её и членов её семьи: Тихомерову Т.С., Тихомерову С.Д., в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения 24.05.2017 года на территории Минераловодского городского округа.
При этом, денежные средства предназначенные для Тихомеровой Т.С., Тихомеровой С.Д. были перечислены на личный банковский счет Прокопенко Н.И.
В связи с чем, Прокопенко Н.И. и члены её семьи были включены в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - сильного дождя, произошедшей в ночь с 23-24 мая 2017 года, на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, утвержденный губернатором СК В.В. Владимировым 23.06.2017 г., и получили финансовую помощь в размере 120 000 рублей, на каждого, путем перечисления денежных средств на счет Прокопенко Н.И.
Факт перечисления денежных средств подтвержден платежными поручениями №12337 от 16.06.2017, платежное поручение № 6541 от 02.06.2017, платежное поручение № 21132 от 04.07.2017, платежное поручение № 22983 от 27.06.2017
Вместе с тем, из буквального толкования положений ст. 11 и ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», следует, что компенсации и социальные гарантии в случае возникновения чрезвычайных ситуаций предоставляются исключительно гражданам Российской Федерации; порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; органы власти субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по принятию решений об осуществлении единовременных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Таким образом, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, объединяемых понятием «население Российской Федерации».
Соответственно, на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются те положения Закона, в которых говорится о населении Российской Федерации. Если речь идет о гражданах Российской Федерации, данные нормы на иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяются.
Следовательно, наличие правового регулирования, предусмотренного ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», свидетельствующего по своей сути об изъятии федеральным законом иностранных граждан из принципа национального режима при осуществлении единовременных денежных выплат в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не свидетельствует об ограничениях прав иностранных граждан. (Аналогичная правовая позиция отражена в Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2016 № 18-АПГ15-35).
Таким образом, судом бесспорно установлено, что ответчики Тихомерова Т. С. и Тихомерова С. Д., являются иностранными гражданами, однако, были включены в списки граждан на получение единовременной денежной выплаты, что действующим законодательством не предусмотрено.
При этом, денежные средства имеющие целевое назначение, были получены ответчиками в полном объеме, (по 120 000 рублей каждому ответчику), и в дальнейшем ответчики распорядились указанными средствами по своему волеизъявлению, что подтверждено показаниями ответчиков в судебном заседании.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные 60 главой ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие следующих условий: 1) наличие обогащения; 2) обогащение за счет другого лица; 3) отсутствие правового основания для такого обогащения; 4) отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Следовательно, предметом доказывания по делу являются: факт получение имущества (денежных средств), принадлежащего истцу, отсутствие законных оснований для такого получения и размер неосновательного обогащения ответчика, что в данном случае судом объективно установлено.
При этом, оснований для применения ст. 1109 ГК РФ судом не усматривается, так как, ответчики в силу ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, не относятся к категории граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, следовательно, не имеют права на финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости.
Более того, из документов, послуживших основанием для выплат, следует, что в результате обследования имущества, повреждённого в результате ЧС (акт от 15.06.2017 г.), в домовладении по адресу .............., вода зашла в кухню, испорчен шкаф, тумба (45000 рублей), вода была во дворе, в подвале, в огороде.
Учитывая проживающих в доме лиц – граждан РФ, сумма обоснованно произведенной выплаты, составила 300 000 рублей, что даже превышает сумму определенную в акте обследования.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, денежные средства в сумме 240 000 рублей, перечисленные на счет Прокопенко Н.И. на основании списков, куда включены иностранные граждане на получение единовременной денежной выплаты, являются выплаченными необоснованно, и свидетельствуют о неосновательном обогащении ответчиков.
Учитывая, что судом бесспорно установлен факт неосновательного получения иностранными гражданаи Тихомеровой Т.С., Тихомеровой С.Д., денежных средств в сумме 240 000 рублей, перечисленных Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главным распорядителем средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года, суд находит требования истца о взыскании с ответчиков суммы неосновательного обогащения в размере 240 000 рублей (по 120 000 на каждого), обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Истцом, также было заявлено требование к Прокопенко Н.И. о взыскании с нее суммы неосновательного обогащения, как с лица на чей счет произведены перечисления денежных средств, которое удовлетворению не подлежит, так как ответчик Прокопенко Н.И. является гражданкой РФ, а спорные денежные средства были непосредственно получены ответчиками Тихомеровой Т.С. и Тихомеровой С.Д.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате чрезвычайной ситуации – удовлетворить частично.
Взыскать с Тихомеровой Т. С., .............. года рождения, уроженца .............., зарегистрированного по адресу: .............. пользу Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате чрезвычайной ситуации неосновательно приобретенные денежные средства в сумме 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей.
Взыскать с Тихомеровой С. Д. в лице его законного представителя Тихомеровой Т. С., .............. года рождения, уроженца .............., зарегистрированного по адресу: .............. пользу Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате чрезвычайной ситуации неосновательно приобретенные денежные средства в сумме 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления денежных средств: ИНН 2634038760 КПП 263401001
Получатель: УФК по Ставропольскому краю (МИНФИН КРАЯ
02212000010 (Минсоцзащиты края л/сч 148.01.001.1))
Расчетный счет: 40201810800000100001
ОТДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬ Г. СТАВРОПОЛЬ БИК 040702001
ОКТМО 07701000
КБК 148 1003 9810020410 321 262
Назначение платежа: возврат единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с полной/частичной утратой имущества первой необходимости от ФИО по ЧС за 2017г.,
КБК 148 1003 9810020410 321 262
В части заявленных требований Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, как главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края по выплатам в результате чрезвычайной ситуации к Прокопенко Н. И. о взыскании неосновательного обогащения в сумме 240 000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме (02 января 2018 года).
Председательствующий -подпись
Решение вступило в законную силу –
Копия верна:
Судья –
Секретарь –