Административное дело № 2а-301/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Магдагачи 17 сентября 2018 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.Ю. Шаталовой,
при секретаре Ю.А. Губеевой,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Истомина М.П.,
представителя административного ответчика – главы администрации Толбузинского сельсовета Мошкаревой Т.К., действующей в силу занимаемой должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магдагачинского района, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Толбузинского сельсовета о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить выявленные нарушения в сфере законодательства о теплоснабжении и энергосбережении,
установил:
прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Магдагачинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Толбузинского сельсовета о признании незаконным бездействия администрации Толбузинского сельсовета, возложении обязанности устранить выявленные нарушения в сфере законодательства о теплоснабжении и энергосбережении.
Доводы административного искового заявления обоснованы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2018-2019 годов.
По результатам проверки установлено, что на территории муниципального образования Толбузинский сельсовет расположена 1 котельная, находящаяся по адресу: <адрес>. Указанная котельная является муниципальной собственностью и принадлежит муниципальному образованию Толбузинский сельсовет, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 марта 2008 года. Однако названная котельная не оборудована приборами учета тепловой энергии. Собственник котельных - администрация Толбузинского сельсовета учет на указанном объекте не организовала. Данные нарушения стали возможными в связи с непринятием надлежащих мер по обеспечению снижения энергозатратности объектов теплоснабжения, учету энергии со стороны администрации, отсутствия надлежащего контроля за подчинёнными работниками, контролирующими эксплуатацию объектов теплоснабжения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
22 июня 2018 года прокурором района в адрес администрации Толбузинского сельсовета внесено представление по факту отсутствия приборов учета тепловой энергии. Законные требования прокурора исполнены не были.
Бездействие администрации Толбузинского сельсовета выразившееся в непринятии мер по установке в котельной приборов теплового учета нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения.
На основании изложенного прокурор Магдагачинского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Толбузинского сельсовета по факту непринятия мер к оборудованию находящейся в собственности котельной по адресу: <адрес>, приборами учета тепловой энергии. Обязать администрацию Толбузинского сельсовета в течение оборудовать находящуюся в собственности котельную по адресу: <адрес>, приборами теплового учета.
В судебном заседании помощник прокурора Истомин М.П. поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Мошкарева Т.К. в судебном заседании с административными исковыми требованиями прокурора Магдагачинского района не согласилась, поскольку на территории Толбузинского сельсовета расположена одна котельная, которая на протяжении десяти лет вырабатывает тепло для школы, детского сада и администрации, стоимость прибора учета тепловой энергии 500 тыс.руб., тогда как бюджет муниципального образования 2,5 млн. руб., считает нецелесообразным установку данного прибора учета, денежных средств для этого нет.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений ч.4 ст.218 КАС в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено из материалов дела, прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Магдагачинского района законодательства о теплоснабжении и энергоснабжении в части готовности к отопительному сезону 2018-2019 годов, в результате которой установлено, что объект - котельная, расположенная на территории муниципального образования Толбузинский сельсовет по адресу: <адрес>, не оборудован приборами учета тепловой энергии. По данному факту в адрес главы администрации Толбузинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении и энергоснабжении.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Одними из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии со ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом в силу ч. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно исследованному в судебном заседании Уставу Толбузинского сельсовета, утвержденного решением Толбузинского сельского Совета народных депутатов № 56 от 14 декабря 2010 года, к вопросам местного значения Толбузинского сельсовета относятся, в том числе, организация в границах Толбузинского сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.п.4 п.1 ст. 5 Устава).
Таким образом, обязанность по организации теплоснабжения на территории соответствующего муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, а в рассматриваемом случае – на администрацию Толбузинского сельсовета.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В силу ч.2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч.3, 4 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До 01 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В судебном заседании установлено, что здание котельной с кадастровым номером №, расположенное в <адрес>, является собственностью муниципального образования Толбузинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области.
Судом из материалов дела установлено и не опровергается административным ответчиком, что здание указанной котельной, является муниципальным имуществом, не оборудовано приборами учета тепловой энергии.
Поскольку администрацией Толбузинского сельсовета, осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального имущества, не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов, суд считает обоснованными доводы прокурора Магдагачинского района о бездействии органа местного самоуправления.
Каких-либо доказательств того, что котельная не подлежит оснащению приборами учета в силу характеристик, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в суд не представлено.
Доводы административного ответчика об отсутствии финансовой возможности для установления приборов учета тепловой энергии в здании котельной не является основанием для не исполнения органом местного самоуправления требований законодательства, доказательств о наличии запланированных в местном бюджете статей расходов на установку приборов учета тепловой энергии на котельных с 2011 года и невозможности исполнения бюджета муниципальным образованием не имеется. На основании изложенного, административные исковые требования, рассматриваемые в рамках данного дела, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Толбузинского сельсовета о признании незаконным бездействия администрации Толбузинского сельсовета, возложении обязанности устранить выявленные нарушения в сфере законодательства о теплоснабжении и энергосбережении – удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным бездействие администрации Толбузинского сельсовета Магдагачинского района в непринятии мер к установке приборов учета тепловой энергии в котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию Толбузинского сельсовета Магдагачинского района в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать котельную, расположенную по адресу: <адрес>, приборами учета тепловой энергии.
Администрации Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области необходимо по истечении установленного судом срока устранения выявленных нарушений сообщить в Магдагачинский районный суд и прокурору Магдагачинского района об исполнении решения по данному административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О. Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2018 года