Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4943/2021 от 28.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи        Осьмининой Ю.С.

при секретаре                    Гостяеве А.Д.,

в отсутствии сторон по делу,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4943/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области к Старченко О.В. о взыскании недоимки по налогам и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Старченко О.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2019 год: налог в размере 2 007,83 рублей, пеня в размере 19,19 рублей; сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период 2019 год: налог в размере 8 561,58 рублей, пеня в размере 81,83 рубль, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги, не исполнил в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес были направлены требования об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которые были оставлены без исполнения.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, на требованиях настаивал в полном объеме.

Административный ответчик Старченко О.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Из материалов дела следует, что извещение суда о дате и времени судебного заседания, назначенном на 18 октября 2021 года, направлено в адрес административного ответчика 07 октября 2021 года, однако впоследствии было возвращено в суд по истечении срока хранения ввиду неполучения адресатом. Извещение о дате и времени судебного заседания, назначенном на 08 ноября 2021 года, направлено в адрес административного ответчика 19 октября 2021 года, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 25.10.2021 г. была неудачная попытка вручения, после чего извещение возвращено отправителю по иным обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Согласно пункту 39 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом вышеприведенных правовых норм и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, административный ответчик считается извещенным о слушании дела, доказательств уважительности причин неявки Старченко О.В. по вызову суда в материалах дела не имеется, в связи с чем, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, ознакомившись с материалами дела, считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области не подлежащими удовлетворению.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.

Согласно Письма Минфина России от 01.09.2017 г. «Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» НК РФ.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Статьей 423 НК РФ установлено, что расчетным периодом признается календарный год. В соответствии со ст. 426 НК РФ в 2017-2020 годах для плательщиков, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ применяются следующие тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 10 процентов; на обязательное медицинское страхование – 5,1 процента.

Согласно ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ч. 2 ст. 432 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ (ред. от 27.11.2017 г.) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

С 01.07.2016 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 7 500 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Помимо страховых взносов в ПФР адвокаты уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подп. 3 п. 2 ст. 425 НК РФ.

В соответствии с подп. 1 п. ст. 430 НК РФ (ред. от 08.06.2020 г.) адвокаты уплачивают

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке:

– в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г., 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

– в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г. (29 354 рублей за расчетный период 2019 г., 32 448 рублей за расчетный период 2020 г.) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно данным налогового органа Старченко О.В. состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 20.09.2017 г. по 08.04.2019 г.

Также установлено, что в связи с несвоевременной оплатой налога, административному ответчику выставлено требование по состоянию на 07.06.2019 г. о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8 561,58 рублей и начисленные на недоимку за период с 01.05.2019 г. по 06.06.2019 г. пени в размере 81,83 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 007,83 рублей и начисленные на недоимку за период с 01.05.2019 г. по 06.06.2019 г. пени в размере 19,19 рублей в срок до 03.07.2019 г.

Налоговым органом был предоставлен срок исполнения требования до 03.07.2019 г.

В установленный срок обязанность по уплате недоимки исполнена не была.

24.09.2019 г. налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 89 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по обязательным платежам за 2019 г. 27.09.2019 г. Мировым судьей судебного участка № 89 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании со Старченко О.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области недоимки по налогам и пени за 2019 г. в размере 10 670,43 рублей, в которые входят, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР в размере 8 561,58 рублей, пени в размере 81,83 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 2 007,83 рублей, пени в размере 19,19 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № 89 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области от 19.04.2021 г. судебный приказ от 27.09.2019 г. был отменен на основании возражений должника.

21.06.2021 г. Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области в связи с отсутствием погашения спорной задолженности Старченко О.В. обратилась с настоящим административным иском в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Определением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 01.09.2021 г. настоящее административное дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области.

Срок для обращения в суд за защитой, предусмотренный ст. 286 КАС РФ, налоговым органом не пропущен.

Вместе с тем, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется по следующим основаниям.

Положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, законом установлен порядок досудебного урегулирования административных споров по взысканию обязательных платежей и санкций. При этом требование об уплате налога физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) должно быть вручено лично под расписку либо направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В этой связи, обстоятельствами, подлежащими выяснению для целей взыскания с налогоплательщика исчисленной налоговым органом задолженности по налогам и пеням, являются надлежащее исполнение налоговым органом предусмотренной законом обязанности по информированию в установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации порядке налогоплательщика о расчете налогов и имеющейся задолженности с указанием сроков их уплаты.

Доказательств, свидетельствующих о том, что налогоплательщику Старченко О.В. было вручено требование по состоянию на 07.06.2019 г. в материалах дела не имеется.

Положениями налогового законодательства предусмотрено возложение на налогоплательщика обязанности по выплате пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, о чем налогоплательщик должен быть извещен налоговым органом.

Анализируя изложенное, учитывая отсутствие доказательств надлежащего извещения административного ответчика о неуплаченной сумме недоимки, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8 561,58 рублей и начисленные на недоимку за период с 01.05.2019 г. по 06.06.2019 г. пени в размере 81,83 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 007,83 рублей и начисленные на недоимку за период с 01.05.2019 г. по 06.06.2019 г. пени в размере 19,19 рублей в срок до 03.07.2019 г, как меры ответственности за налоговое правонарушение.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Старченко О.В. о взыскании задолженности отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.11.2021 г.

Председательствующий:         Ю.С. Осьминина

    

2а-4943/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налогоовй службы №15 по Самарской области
Ответчики
Старченко О.В.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
08.11.2021Судебное заседание
28.09.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2021Судебное заседание
22.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее