Решение по делу № 2-2913/2016 ~ М-2826/2016 от 12.07.2016

Дело № 2-2913/2016                                    .....

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники                                                                                                  02 ноября 2016 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Бурдиной И.А.

при секретаре Плотниковой К.В.,

с участием

представителя истца Бельтюковой Е.А., действующей на основании ордера от <дата>,

представителя администрации <адрес> – Ворошковой С.А., действующей на основании доверенности от <дата>

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Федякиной Е.Н. к Муниципальному образованию «<адрес>» о возложении обязанности по выплате денежной компенсации за жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Истец Федякина Е.Н. обратилась в Березниковский городской суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности произвести выкуп жилого помещения (выплату возмещения за жилое помещение), расположенное по адресу: <адрес>, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Согласно постановлению администрации <адрес> от <дата> на основании заключения межведомственной комиссии многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 п.п.2.2 постановления от <дата> определено, что в срок до <дата> обеспечить снос дома силами собственников жилых помещений, расположенных в доме. Согласно п.4 постановления установлено, что при условии неисполнения собственниками помещений п.п.2.2 постановления управлению имущественных и земельных отношений администрации <адрес> провести процедуру изъятия земельного участка для муниципальных нужд и жилых помещений в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «<адрес>». Истцом <дата> на требование администрации <адрес> о сносе дома, был дан отказ. Срок, установленный постановлением администрации <адрес> истек <дата> истец не давала согласия на предоставление ей жилого помещения, напротив, в своем обращении от <дата> она заявила о своем несогласии на предоставление ей жилого помещения взамен квартиры в ЖК «.....». <дата> истец обратилась в УИЗО администрации <адрес> с заявлением о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение в размере ..... руб. согласно проведенному отчету ООО «...... За производство оценки истцом оплачено ..... руб. Просит обязать администрацию <адрес> произвести выкуп жилого помещения (выплату за жилое помещение) в размере ..... руб., взыскать с ответчика расходы по оценке рыночной стоимости жилого помещения в размере ..... руб., расходы по госпошлине в размере ..... руб.

Истец Федякина Е.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия с участием представителя Бельтюковой Е.А.

Представитель истца Бельтюкова Е.А., действующая на основании ордера, на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации <адрес>, Ворошкова С.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна, указывая, что к возникшим правоотношениям не подлежит применению статья 32 Жилищного кодекса РФ, поскольку на основании постановления администрации <адрес> многоквартирный <адрес> включен в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес>», утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от <дата>. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и жилое помещение, принадлежащее истцу, для муниципальных нужд не изымались. Признание дома аварийным и подлежащим сносу вызвано аварией, произошедшей на <адрес> которая признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня. В связи с этим, на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике <адрес> в соответствии с утвержденным порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета <адрес> бюджету <адрес> предоставляются социальные выплаты. При этом Порядком не предусмотрено перечисление социальных выплат самим жильцам таких домов, собственникам помещений в домах. Считает, что отчет об оценке рыночной стоимости спорного жилого помещения, представленный истцом, утратил доказательственную силу как не соответствующий требованиям Федерального стандарта оценки. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель 3-го лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен заблаговременно. Ранее представили отзыв на исковое заявление, просили решение принять на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Истец Федякина Е.Н. является собственником ..... квартиры, расположенной по <адрес> в <адрес>, общей площадью ..... кв.м.

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации <адрес> от <дата> многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения граждан, проживающих в доме – до <дата> Дом включен в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес>» (подпрограмма «Развитие жилищного строительства в <адрес>»), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от <дата> . ( л.д.11).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Кроме того, из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

То обстоятельство, что многоквартирный <адрес>, в котором находится принадлежащая Федякиной Е.Н. квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства.

В рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес>» (подпрограмма «Развитие жилищного строительства в <адрес>»", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от <дата> , многоквартирный <адрес> в <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов <адрес>, подлежащих расселению.

<дата> Федякина Е.Н. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о денежном возмещении за принадлежащее ей жилое помещение, находящееся в <адрес> (л.д. 13).

<дата> ответом начальника УИЗО администрации <адрес> в удовлетворении заявления отказано. Отказ мотивирован тем, что мероприятиями по переселению граждан из аварийного (непригодного для проживания жилищного фонда в <адрес> предусмотрено предоставление нового, равнозначного по площади жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном аварийным. Правительством Пермского края утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета <адрес> бюджету <адрес> на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике <адрес> в <адрес> (Постановление Правительства Пермского края от <дата> ). В соответствии с п.4.1 указанного Порядка межбюджетные трансферты направляются администрацией города на предоставление социальных выплат гражданам, переселяемым из непригодного для проживания жилищного фонда. Пунктом 6.3 указанного порядка предусмотрено обязательное условие предоставления социальной выплаты, которым является заключение между администрацией <адрес> и гражданами, переселяемыми из непригодного для проживания жилищного фонда соглашения о передаче в муниципальную собственность ранее занимаемого жилого помещения и доли в праве на земельный участок. По состоянию на <дата> указанное Соглашение о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения и земельного участка заключили .....% собственников помещений в многоквартирном <адрес>, при этом отказались от сноса дома (л.д.15).

Как установлено в судебном заседании <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Истец Федякина Е.Н. в <дата> обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о выплате ей выкупной стоимости принадлежащего истцу жилого помещения. Отказывая истцу в удовлетворении требования о выплате рыночной стоимости жилого помещения, администрация <адрес> допускает нарушение прав истца, установленных ст.32 ЖК РФ.

В силу действующего законодательства определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Вместе с тем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания либо выкуп жилого помещения не могут быть поставлены в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Администрацией <адрес> каких-либо доводов о том, что предпринимаются меры по устранению выявленных недостатков аварийного характера <адрес>, не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что состояние жилого помещения, в котором проживает истец Федякина Е.Н., создает угрозу для ее жизни и здоровья.

При таких обстоятельствах расселение граждан из спорного жилого дома не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.

На основании изложенного, принимая во внимание перечисленные выше нормы закона, бездействие администрации <адрес> выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд приходит к выводу о том, что истец по своему выбору имеет право требовать выкуп жилого помещения. Взыскание с администрации <адрес> выкупной цены непригодного для проживания жилого помещения является способом защиты нарушенного права истца.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Истцом заявлено требование о выплате рыночной стоимости жилого помещения, определенной в соответствии с представленным отчетом ООО «.....».

Согласно отчету выполненному ООО «.....» рыночная стоимость .....-комнатной квартиры, общей площадью ..... кв.м, в том числе жилая ..... кв.м, на ..... этаже .....-этажного кирпичного дома, расположенной по адресу: <адрес> по состоянию на <дата> составляет ..... руб. (л.д. 16-73).

По ходатайству представителя администрации <адрес> Ворошковой С.А. по делу назначена оценочная экспертиза. Согласно заключению ООО «.....» от <дата> рыночная стоимость .....-комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на <дата> составляет ..... руб. (л.д.121-189).

При определении выкупной цены жилого помещения суд принимает в основу решения отчет об определении рыночной стоимости спорной квартиры, выполненный ООО «.....».

Отчет ООО «.....» составлен лицом, имеющим соответствующие полномочия, отчет выполнен оценщиком с осмотром жилого помещения, указанный отчет содержит подробное описание проведенного исследования, выводы оценщика должным образом мотивированы, противоречий не содержат. Нарушений требований Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральных стандартов оценки от <дата> при проведении данной оценки судом не установлено. Указанная оценка объективна и достоверна, оценщиком учтены отделка и состояние квартиры истца. Данные, которые использовал, оценщик получены в результате осмотра квартиры. При определении рыночной стоимости жилого помещения оценщик использовал аналоги объекта - .....-комнатные квартиры соответственно площадью ..... кв.м, ..... кв.м, ..... кв.м, ..... кв.м.

Согласно ст.11 Федерального закона № 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны: стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата.

В соответствии со ст.ст.14, 15 Федерального закона № 135-ФЗ оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки; запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки. Оценщик обязан соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.

В соответствии с п.6 ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

Согласно п.19 ФСО № 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.

Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Согласно п.4 ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке» при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).

Суд не принимает во внимание заключение ООО «.....». При определении рыночной стоимости спорной квартиры ООО «.....» оценщик использовал в качестве аналогов объекта стоимость .....-комнатных квартир (площадью ..... кв.м, ..... кв.ми и .....-комнатных квартир площадью ..... кв.м), находящихся в <адрес>, в связи с чем названным требованиям ФСО информация, использованная оценщиком при проведении оценки рыночной стоимости жилого помещения, не соответствует, а также не может быть объективным отражением рыночной стоимости жилого помещения.

При определении рыночной стоимости спорного жилого помещения суд считает, что заключение эксперта ООО «.....» не соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств в соответствии со ст.59, 60 ГПК РФ, соответственно суд указанное заключение во внимание не принимает.

Истцом заявлено требование о выплате возмещения за жилое помещение в соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд считает подлежащим взыскать в пользу истца денежные средства в счет выкупной цены спорной квартиры в размере, определенном в отчете ООО «.....» в размере ..... руб.

При этом выкупная цена подлежит взысканию с администрации <адрес>, как с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для нужд муниципального образования «<адрес>».

При обращении в суд с данным иском истцом Федякиной Е.Н. были понесены расходы по оценке в размере ..... руб. ( л.д.5), расходы по оплате госпошлины в размере ..... руб. (л.д. 3-4). Указанные расходы являются судебными, несение данных расходов истцом обусловлено необходимостью обращения в суд за разрешением спора об определении выкупной цены жилого помещения, в связи с чем, на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ, данные расходы подлежат взысканию с администрации <адрес>.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с администрации <адрес> в пользу Федякиной Е.Н. подлежат взысканию расходы по оплате оценки в размере ..... руб., расходы по госпошлине в сумме ..... руб., пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Федякиной Е.Н. удовлетворить частично, возложить на администрацию <адрес> краям обязанность выкупить у Федякиной Е.Н., принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>.

Определить выкупную цену жилого помещения, находящегося у Федякиной Е.Н. на праве собственности по адресу: <адрес>, в сумме ..... рублей, которая включает в себя рыночную стоимость квартиры по состоянию на <дата>

Взыскать с Администрации <адрес> края в пользу Федякиной Е.Н. выкупную цену жилого помещения в размере ..... руб.,

Взыскать с администрации <адрес> в пользу Федякиной Е.Н. расходы по оплате услуг оценщика в сумме ..... руб., расходы по оплате госпошлины в размере ..... руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Федякиной Е.Н. о взыскании выкупной цены жилого помещения - отказать.

После выплаты выкупной цены жилого помещения прекратить право собственности Федякиной Е.Н. на жилое помещение, расположенное по <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (<дата>.).

Судья                               (подпись)                И.А.Бурдина

Копия верна. Судья

2-2913/2016 ~ М-2826/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Федякина Елена Николаевна
Ответчики
МО Город Березники
Другие
Управление Росреестра по Пермскому краю Березниковский отдел
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Бурдина И.А.
Дело на странице суда
berezn--perm.sudrf.ru
12.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2016Передача материалов судье
15.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2016Судебное заседание
27.09.2016Производство по делу возобновлено
28.09.2016Судебное заседание
18.10.2016Судебное заседание
02.11.2016Судебное заседание
07.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2017Дело оформлено
17.02.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее