Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Монаховой А.А. к администрации Сортавальского городского поселения, Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок о включении имущества в наследственную массу,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что Монахова А.А. является наследником к имуществу своего отца Монахова А.И., умершего <Дата обезличена>, после смерти которого осталось имущество в виде земельного участка площадью <Данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а также земельного участка площадью <Данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. Право собственности при жизни Монахова А.И. оформлено надлежащим образом на земельные участки не было. Вместе с тем, наследодатель по день смерти пользовался земельными участками как своими собственными. Ссылаясь на положения ст.ст. 1112, 1152-1154 ГК РФ, истец просит включить в состав наследства указанные выше земельные участки.
В судебном заседании истец Монахова А.А. отказалась от требований в части включения в наследственную массу земельного участка площадью <Данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, поскольку данный земельный участок не стоит на кадастровом учете. В отношении другого земельного участка требования поддержала и пояснила, что на данный земельный участок по решению Сортавальского городского суда от 12.10.2015 признано право собственности за Монаховым А.И. в порядке наследования после смерти отца. Также истец просила включить в наследственную массу жилой <Адрес обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, на данный объект также признано право собственности за наследодателем по выше указанному решению суда.
Определением Сортавальского городского суда от 06.10.2017 производство по делу в части включения в наследственную массу земельного участка площадью <Данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <Адрес обезличен> прекращено в связи с отказом от иска в этой части.
Представитель ответчика администрации Сортавальского городского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало, возражений относительно заявленных требований не представлено.
Ответчик государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок своего представителя для участия в судебном заседании не направил, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представили отзыв, в котором указывают, что спорный земельный участок является выморочным, полномочия по принятию и (или) распоряжению выморочного имущества у ответчика отсутствуют. При указанных обстоятельствах, государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок не является надлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо Монахов М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Монахова М.А.- Монахова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Третье лицо нотариус г. Сортавала Кежаева Л.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрении дела.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Право наследования, закрепленное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение, однако само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства, - основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является Гражданский кодекс Российской Федерации (Раздел V «Наследственное право»), который регламентирует, в том числе, наследование отдельных видов имущества.
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
На основании п. 1 ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 указанного Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (пункты 1 и 2 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец является дочерью Монахова А.И., что подтверждается свидетельством о рождении, и наследником первой очереди, что подтверждается материалами наследственного дела.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Как предусмотрено п. 1 ст. 1114 ГК Российской Федерации, днем открытия наследства являет момент смерти гражданина.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для принятия наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно не находилось.
При этом в силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Из материалов наследственного дела следует, что истец своевременно обратилась с заявлением о принятии наследства, является наследником по закону первой очереди. Также с заявлением о вступлении в наследство по закону обратился Монахов М.А. – сын наследодателя.
В состав наследственной массы не включен земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Данные изъяты> кв. м., так как в установленном законом порядке право собственности на данный объект недвижимости не зарегистрировано.
Вместе с тем, решением Сортавальского городского суда от 12.10.2015 за Монаховым А.И. признано право собственности в порядке наследования по закону на жилой <Адрес обезличен> Республики Карелия и земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью <Данные изъяты> кв. м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под личное подсобное хозяйство, местоположение: <Адрес обезличен>, центральная часть кадастрового квартала <Номер обезличен>. Право собственности Монахова А.И. на указанные объекты недвижимости никем не оспаривается.
Согласно ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Суд принимает во внимание п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», согласно которому при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
При указанных обстоятельствах, требования истца о включении в состав наследства жилого дома и земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> подлежат удовлетворению.
При этом в силу п. 2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества.
Таким образом, государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.
Следовательно, к указанному ответчику в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Включить в наследственную массу имущество, оставшенся после смерти Монахова А.И., <Дата обезличена> года рождения, умершего <Дата обезличена> в п. Ламберг г. Сортавала Республики Карелия (актовая запись о смерти за <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Отдела ЗАГС г. Сортавалы Управления ЗАГС Республики Карелия Российской Федерации) жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью <Данные изъяты> кв. м., категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование под личное подсобное хозяйство, местоположение: <Адрес обезличен>, расположенный в центральной части кадастрового квартала <Номер обезличен>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Сортавальский суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 10.10.2017 года.