ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2017 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи: Юровского И.П.,
при секретаре: Маскалюк Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Коробова Ю.Ю. к Администрации Ленинского района г. Томска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Коробов Ю.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Ленинского района г. Томска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации жилищного фонда, указав, что 13.04.1994 г. его отец ФИО1. был принят на работу в МП «Томсктеплосеть» по специальности газоэлектросварщик. При приеме на работу он встал на очередь на получение жилья. На основании ордера на занятие жилого помещения № <номер обезличен> от 28.12.1995 г. ему было предоставлено для проживания жилое помещение – однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>. Квартира предоставлялась на основании постановления Главы Администрации Октябрьского района г. Томска № <номер обезличен> от 29.12.1995 г. В указанном ордере на жилое помещение имеется отметка «служебная». Истец был вселен и зарегистрирован в спорное жилое помещение отцом 26.06.1998 г. как член его семьи. 06.08.2016 отец истца умер. Коробов Ю.Ю. с несовершеннолетним ребенком и женой остались проживать в указанном жилом помещении и до настоящего момента несут расходы по оплате коммунальных услуг и содержание жилья. После смерти отца истец обращался в Администрацию Ленинского района г. Томска по вопросу приватизации спорной квартиры, но ему было отказано с указанием на то, что квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, является служебной, а значит приватизации не подлежит. Истец обращался в Администрацию Ленинского района г. Томска с запросом о предоставлении копий необходимых документов, в ответе на запрос было указано, что Администрация Ленинского района г. Томска постановления о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд не выносила. Из ответа ОГКУ ГАТО на запрос Коробова Ю.Ю. следует, что документы о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд в ОГКУ ГАТО отсутствуют.
На основании вышеизложенного истец просит признать право собственности на квартиру № <номер обезличен> дома <номер обезличен> по <адрес обезличен> за Коробовым Ю.Ю. в порядке приватизации.
Истец Коробов Ю.Ю. о времени и месте судебного заседания уведомленный надлежащим образом, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Представители истца Шведова Т.П. и Федорова С.Г., действующие на основании доверенности 70 АА 0883979 от 11.10.2016, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили признать за Коробовым Ю.Ю. право собственности на квартиру № <номер обезличен> дома <номер обезличен> по <адрес обезличен> в порядке приватизации.
Представитель ответчика Администрации Ленинского района г. Томска, о времени и месте судебного заседания уведомленная надлежащим образом, в суд не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что возражает против удовлетворения исковых требований, просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя администрации района.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 (с последующими изменениями) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40 Конституции РФ).
КонституциейРоссийской Федерации провозглашается право гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ). Признавая за каждым право на жилище, Конституция Российской Федерации устанавливает, что никто не может быть лишен его произвольно (ст. 40 Конституции РФ).
Статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснено следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Принятие решения органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом об исключении жилого помещения из числа служебных не является единственным основанием для прекращения правового режима жилого помещения как служебного.
К изменению правового режима служебного жилого помещения приводит также принятие решения о передаче служебного жилого помещения, которое находилось в государственной собственности, и было закреплено за государственным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность.
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Коробов Ю.Ю. родился <дата обезличена>, отцом Коробова Ю.Ю. является ФИО1 (свидетельство о рождении серии <номер обезличен> от 21.02.1979).
В свидетельстве о смерти серии <номер обезличен> от 09.08.2016 года указано, что ФИО1 умер <дата обезличена>.
Из постановления Главы Администрации Октябрьского района № <номер обезличен> от 28.12.1995 следует, что для организации Тепловые сети (служеб.) утверждены списки на выдачу ордеров. Согласно представленному списку на выдачу ордеров в Октябрьском райисполкоме под № <номер обезличен> значится ФИО1, <данные изъяты>, работающий в МП ТТС в должности газоэлектросварщика. Адрес предоставляемой жилой площади: <адрес обезличен>.
В ордере № <номер обезличен>, выданном 28.12.1995 года исполнительным комитетом Ленинского районного совета народных депутатов г. Томска указано, что ФИО1. выдана 1 комната в квартире № <номер обезличен> дома № <номер обезличен> по <адрес обезличен>. На данном ордере имеется отметка «служебный».
Из ответа Администрации Ленинского района г. Томска Коробову Ю.Ю. № <номер обезличен> от 07.11.2016 следует, что договор найма специализированного жилищного фонда на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, Администрация Ленинского района г. Томска в период с 2006 года с Коробовым Ю.Ю. не заключала. Постановление о включении данного жилого помещения в специализированный жилищный фонд, Администрация Ленинского района г. Томска не утверждала.
В ответе Администрации Ленинского района г. Томска Коробову Ю.Ю. № <номер обезличен> от 30.09.2016 указано, что заявление Коробова Ю.Ю. о приватизации служебной квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, оставлено без удовлетворения на основании ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Как следует из ответа ОГКУ ГАТО Коробову Ю.Ю. № <номер обезличен> от 15.12.2016, в постановлениях Администрации Ленинского района г. Томска за декабрь 1994 г. – декабрь 1995 г. сведения о включении жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес обезличен>, в специализированный фонд как служебное помещение отсутствуют.
Выпиской из реестра муниципальной собственности Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска № <номер обезличен> от 05.12.2016 подтверждается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, на основании постановления Мэра г. Томска от 28.12.1994 № <номер обезличен> находится в муниципальной собственности г. Томска, реестровый номер <номер обезличен>.
Согласно справке ООО «Жилсервис «Ленинский» от 15.11.2016 года, у ФИО1., являющемуся нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, на 01.11.2016 нет задолженности за услуги ООО «Жилсервис «Ленинский».
Из справки № <номер обезличен> от 30.01.2017, выданной Администрацией Ленинского района г. Томска следует, что задолженность по услуге за наем жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, отсутствует.
Таким образом, учитывая представленную в материалах дела выписку из ЕГРП № <номер обезличен> от 14.10.2016, согласно которой у ФИО2. имеется 1/4 доля в праве общей долевой собственности на 3-комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, и нотариальный отказ ФИО3. от права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, довод представителя ответчика о привлечении ФИО3. и ФИО2. в качестве соистцов по данному гражданскому делу, поскольку ФИО2. использовала право на приватизацию, а ФИО3. – отказалась о участия в приватизации данной квартиры, является несостоятельным.
Согласно выписки из ЕГРП № <номер обезличен> от 14.10.2016 и сведений из Томского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 06.10.2016 № <номер обезличен> Коробов Ю.Ю. не имеет прав на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества по состоянию на 03.09.1998 г. и в период с 03.09.1998 г. по 12.10.2016 г.
Таким образом, установив, что истец вселился в спорное жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, на законном основании – как член семьи своего отца, которому данная квартира была предоставлена на основании ордера, спорное жилое помещение при его передаче в муниципальную собственность утратило статус служебного помещения, поэтому к отношениям по пользованию данным жилым помещением должны быть применены нормы, регулирующие отношения социального найма жилого помещения, и поскольку Коробов Ю.Ю. не использовал право на приватизацию жилого помещения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований истца в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199, 193 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
. Исковые требования Коробова Ю.Ю. к Администрации Ленинского района г. Томска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Коробовым Ю.Ю. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру № <номер обезличен>, расположенную по адресу: <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.П. Юровский