Дело ***а-344/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Знаменщикова Р.В.,
при секретаре Блиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление <данные изъяты> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты>. обратились в суд с административным иском к Администрации Алтайского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., и <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., равной их рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих административным истцам на праве общей совместной собственности земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость и это подтверждается отчетами об оценке, на которые получены положительные экспертные заключения. Данное обстоятельство нарушает права собственников, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога. Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом уточненного административного искового заявления <данные изъяты> просили установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта.
Определениями Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и произведена замена в порядке процессуального правопреемства Администрации Алтайского края на Правительство Алтайского края.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении заседания не ходатайствовали. Административные истцы и их представитель просили рассмотреть административное дело без их участия.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании абзацев 2 и 3 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При рассмотрении административного дела на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 7 и 109, том 1) судом установлено, что <данные изъяты>. на праве общей совместной собственности владеют земельными участками, расположенными по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., и с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
Следовательно, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административных истцов.
Из материалов административного дела следует, что <данные изъяты>. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю не обращались.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГ и кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>.; датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГ (л.д. 8 и 245, том 1).
Из постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки земель в размере <данные изъяты>. Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ датой определения кадастровой стоимости данного земельного участка является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГ (л.д. 110, том 1).
В подтверждение рыночной стоимости названных земельных участков административные истцы с соблюдением требований абзаца 16 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представили отчеты об оценке *** и ***, составленные ДД.ММ.ГГ оценщиком <данные изъяты>., согласно которым рыночная стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты> и с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. и <данные изъяты>. соответственно (л.д. 9 - 75 и 111 - 176, том 1).
Одновременно <данные изъяты>. представлены положительные экспертные заключения от ДД.ММ.ГГ, подготовленные <данные изъяты>
В связи с возражениями представителя административного ответчика в отношении результатов рыночной оценки стоимости земельных участков по административному делу проведена судебная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГ рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>., рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д. 1 - 47, том 2).
Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что данное доказательство является относимым, допустимым, достоверным, полученным в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено лицом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства работ в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, содержание заключения является ясным и непротиворечивым, поэтому на основании этого заключения, а не на основании представленных при обращении в суд отчетов об оценке с экспертными заключениями, суд полагает возможным установить рыночную стоимость земельных участков.
При этом суд также принимает во внимание, что административным ответчикам и заинтересованному лицу была предоставлена возможность заблаговременно ознакомиться с экспертным заключением, однако они своим правом не воспользовались, доказательства иной рыночной стоимости земельных участков суду не представили, равно как не представили доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, определенной экспертом.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с экспертным заключением.
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>.
Датой обращения <данные изъяты> с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.В. Знаменщиков