Дело № 2-464/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2018 года
Духовщинский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи) Евсеева А.А.,
секретаре Рябченко М.В.,
с участием:
представителя истца заместителя прокурора Духовщинского района Дедкова В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Духовщинского района Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Озерненское городское поселение» Духовщинского района Смоленской области о проведении технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования в п.Озерный Духовщинского района Смоленской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Духовщинского района Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Озерненское городское поселение» Духовщинского района Смоленской области о проведении технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования в п.Озерный Духовщинского района Смоленской области.
В обосновании иска указав, что Прокуратурой Духовщинского района проведена проверка исполнения Администрацией МО Озерненское городское поселение Духовщинского района Смоленской области требований законодательства о безопасности дорожного движения, в части содержания автомобильных дорог общего пользования.
В ходе проведенной проверки было установлено, что Администрацией МО Озерненское городское поселения Духовщинского района Смоленской области не в полном объеме исполняются обязанности, возложенные действующим законодательством, определяющим ее полномочия по обеспечению надлежащего состояния улично-дорожной сети в границах муниципального образования.
А именно, в нарушение требований Администрацией МО Озерненского городского поселения Духовщинского района Смоленской области не осуществляется технический учет и не проведена паспортизация указанных дорог, в связи с чем, определить объем и виды работ по капитальному ремонту либо реконструкции дорог по ул.Ленина, ул.Строителей, ул.Октябрьская, ул.Кольцевая в п. Озерный Духовщинского района не представляется возможным.
Технические паспорта на эти автодороги отсутствуют, на кадастровом учете они не состоят, в связи с чем, 14.09.2017 в Администрацию МО вносилось представление, которое в этой части до настоящего времени не исполнено.
Ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.12.1995 и 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" возложена на Администрацию МО Озерненского городского поселения Духовщинского района Смоленской области.
Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории МО Озерненского городского поселения Духовщинского района Смоленской области.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11. 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в п.п. 6 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Законом Смоленской области от 30.10.2014 N 141-з за сельскими поселениями закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11. 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (пп. 4 п. 9).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. В настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, недостатки, выявленные при содержании вышеуказанной автодороги, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Не принятие своевременных мер со стороны Администрации МО Озерненского городского поселения Духовщинского района Смоленской области лишает возможности неопределенный круг граждан Российской Федерации безопасно проходить и проезжать по указанному участку дороги и может привести к необратимым последствиям.
Просит обязать Администрацию муниципального образования Озерненского городского поселения Духовщинского района Смоленской области провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог общего пользования по ул. Ленина, ул.Строителей, ул.Октябрьская, ул.Кольцевая в п. Озерный Духовщинского района.
В судебном заседании заместитель прокурора Духовщинского района Дедков В.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации МО «Озерненского городского поселения» Духовщинского района Смоленской области – Панасенкова С.А. в судебное заседание не явился, представив заявление в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, заявленные требования признает в полном объеме. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Просит установить разумный срок исполнения возложенных на них обязанностей (л.д.15-21).
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, изучив материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает возможным в судебном заседании принять признание иска ответчиком, так как это предусмотрено законом, не повлечет финансовых затрат и не нарушает прав и интересов третьих лиц.
Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
Суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет требования истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.173, ст.194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска Администрацией МО «Озерненского городского сельского поселения» Духовщинского района Смоленской области.
Обязать Администрацию МО «Озерненского городского сельского поселения» Духовщинского района Смоленской области в срок до 31 декабря 2019 года провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог общего пользования по ул.Ленина, ул.Строителей, ул.Октябрьская, ул.Кольцевая в п. Озерный Духовщинского района Смоленской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Смоленский областной суд, через Духовщинский районный суд, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: А.А.Евсеев