Судья Сташ И.Х. (1 инст. № 12-497/2020) Дело № 7-140/2021
РЕШЕНИЕ
31 мая 2021 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Тхагапсова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Николаева А.П. на решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Газпром газораспределение Майкоп»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением по делу об административном правонарушении от 05.11.2020 № 08-77-210-ЗП-3 юридическое лицо АО «Газпром газораспределение Майкоп» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 24.12.2020 года по жалобе АО «Газпром газораспределение Майкоп» производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Майкоп» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В своей жалобе на решение судьи Старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора Николаев А.П. просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.
В доводах заявитель жалобы указывает на необоснованность выводов суда о недоказанности административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, считает его противоречащим нормам действующего законодательства и материалам дела об административном правонарушении.
В письменных возражениях представитель АО «Газпром газораспределение Майкоп» по доверенности – Хозек И.С. просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда второй инстанции заявитель жалобы, представитель АО «Газпром газораспределение Майкоп», надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания не явились, представитель АО «Газпром газораспределение Майкоп» по доверенности Хозек И.С. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе, работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, юридическим лицом АО «Газпром газораспределение Майкоп» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, выражающееся в следующем.
Так, 09.09.2020 с 13.00 час. до 17.00 час. заместителем руководителя управления Росприроднадзора – Лапиной Е.А., начальником ОГЭН управления по Республике Адыгея – Николаевым А.П., консультантом ОГЭН управления по Республике Адыгея – Храбровой О.В. совместно с руководителем испытательной лаборатории отдела по Республике Адыгея филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю – Павленко Т.А., ведущим инженером испытательной лаборатории отдела по Республике Адыгея филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю – Нестеровой Т.А. в присутствии инженера по охране окружающей среды АО «Газпром газораспределение Майкоп» Джолова Х.Я. была обследована территория Площадки № 1 АО «Газпром газораспределение Майкоп», расположенной по адресу: 385003, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Апшеронская, 4.
При натурном осмотре установлено и зафиксировано посредством фотофиксации оборудование на обследуемой территории сливных отверстий в бетонном заборе, через которые ливневые воды с территории предприятия сливаются за территорию АО «Газпром газораспределение Майкоп» на прилегающий земельный участок.
Ведущим инженером испытательной лаборатории отдела по Республике Адыгея филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю – Нестеровой Т.А. в присутствии инженера по охране окружающей среды АО «Газпром газораспределение Майкоп» Джолова Х.Я. были отобраны пробы почвы с прилегающей территории, на которую производился слив сточных вод.
Экспертным заключением от 22.09.2020 № 106 установлено, что в исследуемой почве концентрация влаги в пробе №113 превышает фоновый показатель (проба № 112) в 1,4 раза; концентрация сухого прокаленного остатка в пробах № 111 и № 113 превышает фоновый показатель (проба № 112) в 1,1 раза; концентрация нефтепродуктов в пробе № 111 превышает фоновый показатель (проба №112) в 1,6 раза; концентрация нефтепродуктов в пробе № 113 превышает фоновый показатель (проба № 112) в 1,1 раза; концентрация цинка в пробе № 111 превышает фоновый показатель (проба № 112) в 1,1 раза; концентрация свинца в пробах № 111 и № 113 превышает фоновый показатель (проба № 112) в 1,1 раза; концентрация меди в пробе № 113 превышает фоновый показатель (проба № 112) в 1,1 раза.
При таких обстоятельствах по результатам проведенной проверки установлены нарушения требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 2,3,6,8 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», допущенные юридическим лицом АО «Газпром газораспределение Майкоп», и выразившиеся в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
В связи с изложенным, в отношении юридического лица АО «Газпром газораспределение Майкоп» вынесено постановление от 05.11.2020 № 08-77-220-ЗП-3 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (л.д. 24-29).
Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из недоказанности совершенного АО «Газпром газораспределение Майкоп» деяния, указав, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в результате действий (бездействия) АО «Газпром газораспределение Майкоп» наступило загрязнение и уничтожение плодородного слоя почвы вследствие не выполнения обязанности по рекультивации загрязненного слоя почвы. При этом суд указал, что при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не указано, наличие какого именно химического вещества, обнаруженного при исследовании проб почвы, послужило к уничтожению плодородного слоя почвы.
С выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по нижеприведенным основаниям.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ заключается в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по рекультивации земель при осуществлении хозяйственной деятельности, в числе, работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почав от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Субъектами правонарушения по статье 8.7 КоАП РФ выступают граждане, должностные и юридические лица.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу части 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения. Нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно положениям пунктов 2,3,6,8 Постановления Правительства РФ от 10.07.2-18 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивация земель – это мероприятия по предотвращению деградации земель посредством приведения в земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе, путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе, правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, при установлении факта, что в результате хозяйственной деятельности юридического лица произошло загрязнение земель химическими веществами и указанное юридическое лицо не осуществило рекультивацию этих земель, то есть мероприятия по устранению последствий загрязнения почвы и восстановлению плодородного слоя почвы, для такого юридического лица наступает административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений статьи 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья выносит определение о назначении экспертизы.
При таком положении на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении, возлагается обязанность всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Принимая во внимание то, что в ходе обследования территории Площадки № 1 АО «Газпром газораспределение Майкоп», расположенной по адресу: 385003, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Апшеронская, 4, специалистами Управления Росприроднадзора было установлено частичное загрязнение химическими веществами, поступающими через отверстия в заборе предприятия, земель, непосредственно прилегающих к площадке АО «Газпром газораспределение Майкоп», при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, суду первой инстанции во исполнение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, следовало установить, какая непосредственно деятельность осуществляется хозяйствующим субъектом АО «Газпром газораспределение Майкоп» на территории предприятия по указанному адресу; возможно ли наступление вредных последствий в результате такой деятельности, которые могут привести к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель посредством выброса сточных вод предприятием; а также установить причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) АО «Газпром газораспределение Майкоп» и наступлением вышеуказанных последствий, установленных в результате проведенных исследований почв на прилегающей к предприятию территории. В случае необходимости, вызвать специалистов для дачи пояснений, а также, на основании статьи 26.4 КоАП РФ назначить по делу соответствующую судебную экспертизу для установления наличия либо отсутствия причинно-следственной связи между действиями АО «Газпром газораспределение Майкоп» и наступившими последствиями.
Между тем, прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Газпром газораспределение Майкоп», суд, не установив указанных обстоятельств и не исследовав доказательства в полном объеме, пришел к преждевременному выводу об отсутствии в действиях АО «Газпром газораспределение Майкоп» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, что не позволяет признать обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности по статье 8.7 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
На основании изложенного и принимая во внимание, что допущенные судом первой инстанции нарушения требований КоАП РФ не могут быть исправлены в настоящем судебном заседании, дело об административном правонарушении подлежит возвращению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Газпром газораспределение Майкоп» отменить, дело об административном правонарушении направить в Майкопский городской суд Республики Адыгея на новое рассмотрение.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.А. Тхагапсова