мировой судья Шиляев А.Ю. |
дело № 12-39/2018 |
РЕШЕНИЕ
05 сентября 2018 года |
г. Питкяранта |
Судья Питкярантского городского суда Республики Карелия Рыжиков А.Н., при секретаре судебного заседания Шиловской М.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «СПЕЦТРАНС» Мартынова Константина Анатольевича на постановление и.о. мирового судьи судебного участка Питкярантского района Республики Карелия от 18 мая 2018 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
27 марта 2018 года заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия – заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Карелия – начальник отдела надзора в области охраны окружающей среды ФИО7 составила в отношении должностного лица - генерального директора ООО «СПЕЦТРАНС» Мартынова К.А. протокол № 03.2-019(э)-2018/ДЛ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.
Основанием для составления указанного протокола послужило отсутствие у ООО «СПЕЦТРАНС», осуществляющего деятельность в части размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 10:05:0030401:417, соответствующей лицензии.
Постановлением мирового судьи и.о. мирового судьи судебного участка Питкярантского района Республики Карелия от 18 мая 2018 года должностное лицо - генеральный директор ООО «СПЕЦТРАНС» Мартынов К.А. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
С постановлением не согласен генеральный директор ООО «СПЕЦТРАНС» - Мартынов К.А. В поданной жалобе просит постановление отменить и производство по делу прекратить, указывая на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих складирование на предоставленном земельном участке отходов сроком более 11 месяцев, в связи с чем не согласен с квалификацией инкриминированных ему действий как размещение отходов, а не их временное накопление. Ссылается на что, что деятельность по накоплению отходов не требует обязательного лицензирования. Кроме этого указывает на нарушение мировым судьей его прав на защиту, поскольку дело рассмотрено в его отсутствие.
Участвующий в судебном заседании генеральный директор ООО «СПЕЦТРАНС» - Мартынов К.А. жалобу поддержал по доводам в ней изложенным, просил решение мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, проверив, при этом дело в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из представленного материала усматривается, что обжалуемое постановление Мартынов К.А. получил 04 августа 2018 года, после чего в установленный срок обратился с жалобой на него, при таких обстоятельствах, судья считает, что срок для подачи жалобы на постановление мирового судьи не пропущен.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу закона требует наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Статья 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) предусматривает, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Законом № 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
Из статьи 1 Закона № 89-ФЗ следует, что обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. При этом, хранение отходов – это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения определено законодателем как накопление отходов. Объектами размещения отходов признаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов
Согласно постановлению судьи основанием для привлечения должностного лица - генерального директора ООО «СПЕЦТРАНС» Мартынова К.А. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 27 февраля 2018 г. на земельном участке с кадастровым № в <адрес>, в нарушение требований ст. 9 Закона № 89-ФЗ, ст. 12 Закона № 99-ФЗ, допустил размещение твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности в части размещения отходов.
В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела представлены: выписка из ЕГРЮЛ, копия письма из Управления Роспотребнадзора по РК от 23 марта 2018 года, копия письма из администрации Питкярантского муниципального района от 23 марта 2018 года, копия справки по результатам проверки требований законодательства в области обращения с отходами на земельном участке с кадастровым номером 10:05:0030401:417, копия письма ООО «СПЕЦТРАНС» от 23 января 2018 года, договор аренды земельного участка № от 23 августа 2017 года, протокол об административном правонарушении от 27 марта 2018 года.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении мировой судья пришел к выводу о вине должностного лица в совершении инкриминированного административного правонарушения, между тем данный вывод обоснованным признать нельзя.
В ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
Согласно протоколу об административном правонарушении ООО «СПЕЦТРАНС» вменено нарушение по виду деятельности – размещение твердых коммунальных отходов. При этом протокол не содержит указания формы размещения, под которой в силу вышеназванной нормы права понимается хранение и захоронение отходов.
Из материалов дела следует, что ООО «СПЕЦТРАНС» имеет лицензию от 01 декабря 2016 года по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части осуществления сбора, транспортирования и обработки отходов IV класса. Согласно договору аренды земельного участка № 73/105 от 23 августа 2017 года Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок ООО «СПЕЦТРАНС» с 09 августа 2017 года на 49 лет предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым №.
До заключения указанного договора аренды по инициативе юридического лица в установленном порядке был осуществлен перевод земельного участка с кадастровым № из состава земель запаса в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 26 июня 2017 года № вид разрешенного использования данного земельного участка изменен с «земли запаса (используемые)» на «для размещения площадки временного хранения твердых бытовых отходов».
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств дела, вышеприведенных понятийных определений, занятия ООО «СПЕЦТРАНС» деятельностью по обращению с отходами с использованием земельного участка с кадастровым номером 10:05:0030401:417 на момент проведения проверки менее 11 месяцев, отсутствием доказательств обстоятельств, характеризующих размещение отходов по смыслу закона, наличие в действиях должностного лица - генерального директора ООО «СПЕЦТРАНС» Мартынова К.А. состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, не усматривается.
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, постановление судьи по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении – прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу генерального директора ООО «СПЕЦТРАНС» Мартынова Константина Анатольевича удовлетворить.
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка Питкярантского района Республики Карелия от 18 мая 2018 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «СПЕЦТРАНС» Мартынова Константина Анатольевича отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья |
А.Н. Рыжиков |