Производство № 2а-653/2020
Дело (УИД): 28RS0021-01-2021-001231-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 16 ноября 2021 года
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
при секретаре Самохваловой М.В.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Кан Д.А.,
представителя ответчика ОСП по Сковородинскому району Боровских Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Сковородинского района к отделу судебных приставов по Сковородинскому району, судебному приставу исполнителю ОСП по Сковородинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Административный истец администрация Сковородинского района обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по Сковородинскому району, судебному приставу исполнителю ОСП по Сковородинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что 13.10.2021 г. судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебныхприставов УФССП России по Амурской области ОСП по Сковородинскому районувынесено постановление о взыскании с администрации Сковородинского районаисполнительного сбора, в связи с неисполнением должником решения Сковородинского районного суда по делу 2-31/2020 от 27.01.2020.
Администрация Сковородинского района просит, освобождения от исполнительского сбора, по следующим обстоятельствам:
Решением Сковородинского районного суда Амурской области от 27 января 2020 года по делу № 2-31/2020 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> была обязана исполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта - здания школы по адресу: <адрес> учетом III категории опасности, в срок до 01 февраля 2021 года (согласно решению о предоставлении отсрочки), а <адрес> профинансировать следующие мероприятия: оборудовать тревожные кнопки в здании, расположенном по адресу: <адрес>; оборудовать систему видеонаблюдения в здании МБОУ СОШ <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечив непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории здания, архивирование и хранение данных в течение 30 дней; оборудовать здание МБОУ СОШ <адрес> сотрудниками частных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже здания МБОУ СОШ <адрес> помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
16.08.2021 г. определением Сковородинского районного суда. АдминистрацииСковородинского района отказано в повторном предоставлении отсрочки исполнения решения Сковородинского районного суда по делу 2-31\2020.
30.08.2021 г. Администрацией района подана частная жалоба на вышеуказанноеопределение, которая до настоящего времени еще не рассмотрена.
В рамках заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Сковородинского районного суда, Администрация района указывала на частичное исполнение данных решений, неисполненным осталось всего одно обязательство, неисполнение которого было обосновано Администрацией, в связи с чем бездействия ответчика не было.
Администрация Сковородинского района осуществила все возможные действия в рамках действующего конкурсного законодательства.
Таким образом, администрацией Сковородинского района будут предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании изложенного и в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Администрация Сковородинского района, просит освободить Администрацию Сковородинского района от исполнительного сбора в размере 50 000 рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ОСП по Сковородинскому району Боровских Н.А. в судебном заседании административные исковые требования не признает по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом ОСП по <адрес> было возбуждено исполнительное производство №-ИП обязать Администрацию Сковородинского района Амурской области в целях выполнения указанных мероприятий выделить финансирование муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>,в срок до ДД.ММ.ГГГГ
16.12.2020 г. копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику.
25.12.2020 г. Администрация Сковородинского района обращается в Сковородинский районный суд об отсрочке исполнения решения суда, определением Сковородинского районного суда, Администрации Сковородинского района предоставлена отсрочка до 31.08.2021 года.
В августе 2021 года Администрация Сковородинского района обращается в Сковородинский районный суд об отсрочке исполнения решения суда, определением Сковородинского районного суда, Администрации Сковородинского района отказано в предоставлении отсрочки.
В связи с неисполнением исполнительного документа, подлежащего исполнению, 12.10.2021 г. судебным приставом - исполнителем Кашлатой Ю.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 рублей и вручено новое требование должнику.
Поскольку должником фактически не было исполнено требование исполнительного документа в пределах срока для его добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель в соответствии с требованиями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", вынес постановления о взыскании с должника исполнительского сбора от 12.10.2021 г.
Считает, что постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не противоречат требованиям части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, поскольку приняты по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы. Просит суд отказать заявителю в освобождении от исполнительского сбора в полном объеме.
Помощник прокурора Сковородинского района Кан Л.В. в судебном заседании полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В судебное заседание административный истец администрация <адрес>, административные ответчики – судебный пристав-исполнитель ОСП по Сковородинскому району, УФССП по Амурской области, заинтересованное лицо МБОУ СОШ <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. Администрация Сковородинского района представила в судебное заседание ходатайство в котором просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В судебном заседании установлено, что решением Сковородинского районного суда Амурской области от 27 января 2020 года на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес> в срок до 01.02.2021 года возложена обязанность: оборудовать тревожные кнопки в здании, расположенном по адресу: <адрес>; оборудовать систему видеонаблюдения в здании МБОУ СОШ <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечив непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории здания, архивирование и хранение данных в течение 30 дней; оборудовать здание МБОУ СОШ <адрес> сотрудниками частных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственными Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже здания МБОУ СОШ <адрес> помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
На Администрацию Сковородинского района Амурской области в целях выполнения указанных мероприятий возложена обязанность выделить финансирование Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> для исполнения решения до 01.09.2020 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 01 декабря 2020 года, на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Сковородинским районным судом Амурской области, по делу, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию <адрес> выделить денежные средства в целях выполнения указанных мероприятий муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, в срок до 01 сентября 2020 года, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации Сковородинского района. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Указанное постановление направлено в адрес администрации Сковородинского района, 16.12.2020 года копия постановления вручена должнику..
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Поскольку, администрацией Сковородинского района добровольно не исполнены требования исполнительного документа, в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 12 октября 2021 года с должника –администрации Сковородинского района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.
На основании п.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу ч.2 ст.112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п.75). По смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями п.1 ст.401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исполнительский сбор, является мерой принуждения, применяемой в связи с несоблюдением должником установленных законом требований исполнения решения суда в добровольном порядке. По своей сути, это санкция штрафного характера, возлагающая на недобросовестного должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа администрация Сковородинского района ссылается на то, что администрацией района требования указанные в решении суда исполнены частично, неисполненным осталось всего одно обязательство, таким образом администрация Сковородинского района осуществила все возможные действия в рамках действующего конкурсного законодательства.
В судебном заседании установлено, что на обеспечение оказания услуг физической охраны зданий школы необходимо финансирование в размере 2 628 000 рублей в год за охрану одного объекта образовательного учреждения.
На основании решения Сковородинского районного Совета народных депутатов «О районном бюджете на 2021 год» на период 2021 года на исполнение всех мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования Сковородинского района запланировано 3466500 рублей, данные денежные средства - это субсидии из областного бюджета.
Согласно письму Министра образования и науки Амурской области от 30.10.2020 № 10-8465, данные денежные средства не могут быть потрачены на договорные обязательства по физической охране образовательных учреждений, данные расходы относятся исключительно к расходам местного бюджета.
Таким образом, суд полагает, что администрацией Сковородинского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд считает возможным освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации Сковородинского района к отделу судебных приставов по Сковородинскому району, судебному приставу исполнителю ОСП по Сковородинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС № от 25 ноября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Петрашко С.Ю.
В окончательной форме решение принято: 18.11.2021 г.