№ 2-9199/24-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В., при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собуровой Е.И. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании решения и о понуждении к предоставлению земельного участка,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец обратилась в органы местного самоуправления с заявлением на предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. По итогам рассмотрения заявления Собуровой Е.И. о предоставлении земельного участка, Администрация Петрозаводского городского округа письмами от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ за № выразила согласие на предоставление земельного участка, при этом указали на необходимость за свой счет выполнить в отношении предоставляемого участка необходимые кадастровые работы, а также уведомила о принятии решения о предоставлении земельного участка в месячный срок после предоставления кадастрового паспорта и подготовки в двухнедельный срок договора аренды. ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление №, в соответствии с которым была утверждена схема расположения земельного участка № для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, а также дано указание уполномоченным лицам опубликовать в средствах массовой информации сообщение о предстоящей аренде указанного участка. Сообщение о предстоящей аренде было опубликовано в периодическом печатном средстве массовой информации - газете «<данные изъяты>», которое в соответствии с решением сессии Петрозаводского городского Совета № 27/09-135 от 28.02.2012 является источником официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления. На основании договора на выполнение работ № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Собуровой Е.И. и <данные изъяты>, в отношении данного участка были выполнены необходимые кадастровые работы. Выполнив свои обязанности перед Администрацией, Собурова Е.И. обратилась с данными документами к ответчику. Вместе с тем, как указывает истец, Администрация отказала ей в предоставлении данного земельного участка, мотивируя свой отказ тем, что она не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Собурова Е.И. считает, что данный отказ неправомерен, не соответствует действующему законодательству и существенно затрагивает ее права и интересы. На основании вышеизложенного, истица просит признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении ей земельного участка по адресу: <адрес>, район <адрес>, в кадастровом квартале №, выраженный в письме заместителя главы Администрации Петрозаводского городского округа - председателя комитета экономики и управления муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить в аренду сроком на <данные изъяты> лет для строительства индивидуального жилого дома земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
В судебное заседание истица Собурова Е.И. не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела, ее представитель ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела. До начала судебного заседания представили отзыв на исковое заявление, в котором выразили несогласие с заявленными требованиями.
Заслушав пояснения представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Собурова Е.И. является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой МСЭ по РК № от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность была установлена бессрочно.
Истица ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Администрация Петрозаводского городского округа постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <адрес>, а также письмом от ДД.ММ.ГГГГ предложила истице выполнить кадастровые работы в отношении земельного участка. На основании указанной схемы истицей были выполнены кадастровые работы, и участок поставлен на кадастровый учет, в результате чего ему присвоен кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ истица вновь обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № на праве аренды для индивидуального жилищного строительства в районе <адрес>.
Администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказала истице в предоставлении указанного участка в аренду, указав на отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Собурова Е.И., считая отказ незаконным, обратилась в суд с требованием об обязании Администрации Петрозаводского городского округа предоставить земельные участок в аренду.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулирован статьями 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Собурова Е.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (справка о регистрации граждан по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ №). В данной квартире зарегистрировано еще три человека, а именно невестка истицы – ФИО7, сын истицы – ФИО8 и внук истицы – ФИО9 Из представленных ответов следует, что Собурова Е.И. правом на приватизацию жилых помещений не пользовалась. Однако, согласно представленной Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, Собурова Е.И. являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которая на основании договора дарения перешла в собственность ФИО9
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией Петрозаводского городского округа, Собурова Е.И. на учете в качестве нуждающейся не состоит.
В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п.п. 2,4 ч. 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в т.ч. признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частями 1,2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Доказательств прекращения у истицы указанного права, наличия каких-либо соглашений с собственником о пользовании жилым помещением не представлено.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из пояснений представителя истицы следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит ей на праве собственности. В данной квартиры истица, ее представитель ФИО7, ФИО8 проживают совместно, одной семьей, ведут совместное хозяйство. Общая площадь квартиры, в которой истица зарегистрирована и проживает составляет <данные изъяты> кв.м., следовательно на каждого члена семьи Собуровой Е.И. приходится <данные изъяты> кв.м общей площади (4 зарегистрированных).
Доказательств тому, что заболевания истицы входят в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден постановлением Правительства РФ 16.06.2006 №378), не представлено.
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем земельный участок для индивидуального жилищного строительства не может быть предоставлен Собуровой Е.И. в первоочередном порядке, то есть без проведения аукциона.
Так, согласно решению Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 № 27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах» предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов. Указанное первоочередное право (право предоставления земельного участка без торгов) в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеют граждане – инвалиды, состоящие на жилищном учете или имеющие основания для постановки на жилищный учет. Однако истец к таким гражданам не относится.
Предоставление же участка на общих основаниях возможно только по результатам торгов, что прямо указано в приведенном выше нормативном акте, а также статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом размер арендной платы определяется также по результатам аукциона. Однако требований о предоставления испрашиваемого участка по результатам аукциона истицей не заявлено, свои требования Собурова Е.И. основывает на положениях статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Довод представителя истицы о том, что постановлением Администрации при утверждении схемы расположения участка уже принято решение о предоставлении указанного участка не может быть принят судом ввиду его недостоверности и противоречия положениям статьи 30.1 Земельного кодекса РФ. Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только после постановки земельного участка на кадастровый учет, то есть в отношении индивидуально-определенной вещи.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2014 года.