Судья Блиева Р.С. Дело № 33 - 916/2010 г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 августа 2010 г. г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего – Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Пазовой Н.М.
при секретаре Туменовой Э.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратура Урванского района в защиту интересов Сундуковой Тамары Руслановны к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее ГУ-ОПФ РФ по КБР) о возложении на ответчика обязанности выдать Сундуковой Тамаре Руслановне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
по кассационному представлению прокуратуры Урванского района на решение Нальчикского городского суда КБР от 28 июня 2010 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения прокурора Башиева Р.А., поддержавшего кассационное представление, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Урванского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Сундуковой Т. Р. к ГУ-ОПФ РФ по КБР, в котором просил обязать ответчика выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Сундуковой Т.Р.
Иск мотивирован тем, что согласно Конституции в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.
В декабре 2009 г. в ГУ-ОПФ РФ по КБР с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал обратилась Сундукова Т. Р.
10.12.2009 г. ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на основании того, что свидетельство о рождении первого ребенка заявительницей в ГУ-ОПФ РФ по КБР не представлено.
Однако Сундуковой Т.Р. в ГУ-ОПФ РФ по КБР была представлена справка формы № 132 о рождении ребенка 12.04.2007 г.
Свидетельство о рождении не выдавалось в связи с тем, что ребенок заявительницы умер на первой неделе жизни, что подтверждено свидетельством о смерти 1-ВЕ № 557802 от 03.05.2007 г.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определен порядок государственной регистрации рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.
В случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.
Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
При предоставлении Сундуковой Т. Р. заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в ГУ-ОПФРФ по КБР все требования закона были соблюдены, необходимые документы предъявлены.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Урванского района - Бацев З.А., поддержал исковое заявление и пояснил суду, что в материалах дела имеются все необходимые документы, для удовлетворения, заявленного требования, указав, что в тексте федерального закона нигде не указано, что женщина должна воспитывать двух и более детей, закон требует, чтобы женщина родила двоих детей, один из которых должен родиться после 1 января 2007г. и свидетельство о рождении не является главным документом, подтверждающим рождение ребенка, т.к. основным подтверждением рождения ребенка является составление записи акта о рождении, помимо этого в свидетельстве о смерти указывается, когда ребенок родился.
Представитель ГУ - ОПФ РФ по КБР - Богатырева Э.А., исковые требования не признала, просила отказать в них, ссылаясь на требования подпункта 8 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», пункта 14 заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, форма которого является приложением к «Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 873 и Правила ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2006 г. № 892, в которых расшифровывается что подразумевается под документом, подтверждающим рождение (усыновление) детей.
Истица - Сундукова Т.Р., просила удовлетворить заявление прокуратуры Урванского района в её интересах, считая, что она имеет право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
МУ «Отдел ЗАГС Местной администрации Урванского района КБР» надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания обратилось в суд с заявлением о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 28 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований прокуратуры Урванского района в защиту интересов Сундуковой Т.Р. отказано за необоснованностью.
На решение суда прокуратура Урванского района подала кассационное представление, в котором просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В жалобе указано, что в своем решении суд ссылается на то, что положения Федерального закона содержат нормы, согласно которым женщине предоставляются дополнительные меры государственной поддержки, когда у нее имеется не мене двух рожденных (усыновленных) детей, тогда как федеральным законом от 20.12.2006 №256-ФЗ, воспитание детей - не является обязательным признаком для предоставления дополнительных мер государственной поддержки.
Кроме того, при принятии данного решения судом не было принято во внимание Определение Верховного суда РФ от 26.11.2009, внесенное по аналогичному иску.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов поданной кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР не нашла оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда общей юрисдикции в кассационном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Установлено, что 12 апреля 2007 г. Сундукова Т.Р. родила мальчика Сундукова Мулида, который умер на третьи сутки 15 апреля.
22 января 2009 г. Сундукова Т.Р. родила девочку Сундукову Бэллу.
Истица обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по КБР за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, как мать родившая второго ребенка после 1 января 2007 года.
Уведомлением от 1о.12.2009 г. в выдаче сертификата ей было отказано в связи с отсутствием права на материнский (семейный) капитал, с ссылкой на несоблюдение пп.1 п.6 ст.5 Федерального закона РФ № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.
Согласно преамбуле Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. Суд правильно истолковал Закон, исходя из его целей и смысла, и посчитал неоправданным возникновение права на получение материнского капитала по количеству рождений детей. В противном случае у истицы возникнет право на получение материнского (семейного) капитала через три года после рождения и смерти нежизнеспособного ребенка. Дополнительные меры государственной поддержки не будут направлены на улучшение демографической ситуации в стране, т.к. не будут связаны с воспитанием имеющихся в семье детей (рожденных или усыновленных).
Как следует из материалов дела, первый ребенок Сундуковой Т.Р. умер на третий день после рождения, т.е. в перинатальный период. Под перинатальной смертью понимается смерть ребенка (независимо от ее причин) в перинатальный период, который охватывает внутриутробное развитие плода, начиная с двадцать восьмой недели беременности, период родов и первые семь суток жизни ребенка.
Правоспособность гражданина согласно пункту 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Пункт 2 статьи устанавливает начало возникновения правоспособности - момент рождения гражданина, которым непосредственно является отделение жизнеспособного плода от организма матери. Родившимися жизнеспособными считаются новорожденные, если прожили 168 часов после рождения.
Данной нормой и пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" установлены основания государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
У истицы отсутствует свидетельство о рождении первого ребенка Сундукова Мулида Ввячеславовича, т.е. документ, подтверждающий его рождение. В свидетельстве о смерти родители ребенка и их гражданство не указываются.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин граждан Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.
При этом, статья 4 Закона указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.
Одним из оснований приобретения гражданства является приобретение гражданства по рождению.
Согласно Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а до его получения - свидетельство о рождении.
Заявление об оформлении наличия у ребенка гражданства РФ по рождению подается родителями, одним из родителей. Вместе с заявлением представляется свидетельство о рождении ребенка. В силу указанных выше причин, Сундукова Т.Р. не оформила гражданство сына, умершего на первой неделе жизни.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил заявление о выдаче сертификата подается с предъявлением документов:
-удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;
- подтверждающих принадлежность к гражданству РФ ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в п. 3 Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в пп. "а" п. 3 Правил;
-подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Утверждение прокурора в исковом заявлении о том, что отсутствие свидетельства о рождении не является основанием к отказу в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не основано на нормах права. Справка ЗАГСа о рождении ребенка не заменяет свидетельство о рождении, к тому же она не содержит всех необходимых реквизитов для внесения в регистр.
Отсутствие у истицы свидетельства о рождении на одного ребенка, в силу пункта 5 Правил, является препятствием к предоставлению названной меры социальной поддержки.
Нельзя согласиться с доводом кассационного представления о том, что согласно Федерального закона от 20.12.2006г. №256-ФЗ, воспитание детей не является обязательным признаком для предоставления дополнительных мер государственной поддержки.
Статья 3 Закона устанавливает, что право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки (далее ДМГП) прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
В аналогичных ситуациях прекращается право на ДМГП и отца (усыновителя) ребенка. Тогда право на ДМГП возникает у ребенка (детей в равных долях).
Анализ частей 4, 5 статьи 3 Закона в системном его толковании показывает, что ДМГП связаны с воспитанием детей.
На основании подп. 1 п. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ГУ- ОПРФ по КБР обоснованно отказало в удовлетворении заявления Сундуковой Т.Р. о выдаче сертификата, ввиду того, что у истицы не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, установив, что доводы истца не соответствуют нормам права и фактическим обстоятельствам, выясненным в ходе судебного разбирательства, суд обоснованно в удовлетворении заявленных требований отказал . Юридически значимые обстоятельства по делу судом определены и установлены правильно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
В этой связи вынесенное судом решение следует признать законным и обоснованным.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нальчикского городского суда от 28 июня 2010 г. оставить без изменения, а
кассационное представление прокурора Урванского района - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев
Судьи Е.И. Жерновой
Н.М. Пазова
Копия верна: Е.И. Жерновой