Дело № 1-19/2012
Приговор
именем Российской Федерации
г. Борзя 13 апреля 2012 года
Борзинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу - судьи А.М. Мороза, при секретаре Б.Д. Дугаровой, с участием государственного обвинителя - старшего помощника военного прокурора Борзинского гарнизона <данные изъяты> Д.А. Цыпылова, подсудимого Рутца Е.ф. его защитника-адвоката Васильева В.С., представившего удостоверение № и ордер № Борзинского филиала палаты адвокатов Забайкальского края, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части № <данные изъяты>
Рутца Е.Ф., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, <данные изъяты>, |
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ,
установил:
Рутц Е.Ф., исполняя на основании приказа командира войсковой части №, дислоцированной в городе <адрес>, обязанности <данные изъяты> в отделении комплектования данной воинской части, желая иметь для личных нужд деньги, во второй декаде ДД.ММ.ГГГГ предложил военнослужащим ФИО9 и ФИО10, подлежащим увольнению ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО7, срок военной службы которого истекал ДД.ММ.ГГГГ, за денежное вознаграждение в размере 1500 рублей, с каждого, надлежащим образом оформить документы, согласно которым потерпевшие будут исключены из списков личного состава части на законных основаниях ранее установленного срока - ДД.ММ.ГГГГ.
Получив согласие от ФИО9, ФИО10 и ФИО7, реализуя задуманное, Рутц составил список военнослужащих, подлежащих увольнению ДД.ММ.ГГГГ, куда включил ФИО9, ФИО7 и ФИО10. Согласно этому списку был составлен приказ командира войсковой части № № об увольнении и исключении из списков личного состава части военнослужащих по призыву в этот же день.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Рутц подготовил выписку из приказа командира войсковой части № об увольнении и исключении из списков личного состава части военнослужащих по призыву от этого же числа, в которой указал, что днем увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части военнослужащих ФИО9 и ФИО10 является ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО7 - ДД.ММ.ГГГГ. Данную выписку он передал делопроизводителям отдела комплектования, которые на её основании, сделали в соответствии с указанными датами отметки в военных билетах указанных военнослужащих.
В 12 часов 30 минут этого же дня Рутц лично передал военные билеты ФИО9, ФИО10 и ФИО7, а они, в свою очередь, за это передали ему по 1500 рублей, каждый. Полученными денежными средствами Рутц распорядился по своему усмотрению.
В судебном заседании свою вину в содеянном Рутц признал полностью и, воспользовавшись правом, предоставленным ему статьёй 51 Конституции Российской Федерации, от дачи показаний отказался.
Помимо полного признания подсудимым Рутцем своей вины, его вина в совершении преступных действий, изложенных в описательной части приговора, подтверждается всей совокупностью представленных стороной обвинения и исследованных в суде доказательств.
Из оглашенных в судебном заседании показаний потерпевшего ФИО7 видно, что в начале ДД.ММ.ГГГГ он обратился к Рутцу, прикомандированному в отдел комплектования войсковой части №, желая выяснить можно ли законным путём досрочно уволиться с военной службы. Рутц ответил, что у ФИО7 есть такая возможность, но для её реализации он должен передать Рутцу 1500 рублей. ФИО7 согласился на условия, предложенные Рутцем и ДД.ММ.ГГГГ в кабинете отдела комплектования передал подсудимому 1500 рублей в обмен на свой военный билет с отметкой об увольнении. Согласно записи в военном билете ФИО7 считался уволенным с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ, но Рутц заверил, что всё законно и он может убывать домой. В этот же день ФИО7 получив воинские перевозочные документы (далее ВПД) и денежные средства, положенные ему по увольнению с военной службы, убыл на вокзал, но вечером указанного дня, ожидая прибытия поезда на вокзале железнодорожной станции Борзя, ФИО7 был задержан патрулем и доставлен в военную прокуратуру гарнизона.
Из оглашенных в судебном заседании показаний потерпевшего ФИО9 следует, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел комплектования войсковой части № к Рутцу с целью выяснения возможности законным путём досрочно уволиться с военной службы. Рутц ответил, что у ФИО9 есть такая возможность, но для её реализации необходимо ДД.ММ.ГГГГ передать подсудимому 1500 рублей. ФИО9 на эти условия согласился, рассказав об этом своему сослуживцу ФИО10, и в условленный день примерно в 12 часов 30 минут он вместе с ФИО10 в кабинете отдела комплектования передали Рутцу по 1500 рублей в обмен на свои военные билеты с отметкой об увольнении. Согласно записям в военных билетах ФИО9 и ФИО10, они считались уволенными с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ, но Рутц заверил, что всё законно и они могут убывать домой. В этот же день ФИО9 и ФИО10, получив ВПД и денежные средства, положенные им по увольнению с военной службы, убыли на вокзал, но вечером указанного дня, ожидая прибытия поезда на вокзале железнодорожной станции <адрес>, они были задержаны патрулем и доставлены в военную прокуратуру гарнизона.
Из оглашённых показаний потерпевшего ФИО10 усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ ему от сослуживца ФИО9 стало известно о том, что за 1500 рублей Рутц обещал законным путём помочь им досрочно уволиться с военной службы. Он вместе с ФИО9 в назначенный Рутцем день - ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут прибыли в отдел комплектования части, где каждый в отдельности, передали Рутцу по 1500 рублей, за что он отдал военные билеты ФИО10 и ФИО9 с отметками об увольнении. Согласно записям в военных билетах, они считались уволенными с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ, но Рутц заверил, что всё законно и они могут убывать домой. В этот же день ФИО10 и ФИО9, получив ВПД и денежные средства, положенные им по увольнении с военной службы, убыли на вокзал, но вечером ДД.ММ.ГГГГ, ожидая прибытия поезда на вокзале железнодорожной станции <адрес>, они были задержаны патрулем и доставлены в военную прокуратуру гарнизона.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3 -начальник отделения комплектования войсковой части № - показал, что ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части ДД.ММ.ГГГГ в его распоряжение поступил <данные изъяты> Рутц в качестве внештатного делопроизводителя.
В октябре 2011 года по указанию ФИО3 командиры подразделений сдали в отдел комплектования военные билеты всех военнослужащих по призыву, которые должны быть уволены с военной службы в связи с окончанием срока военной службы в период с октября по декабрь 2011 года. Затем он лично сверил эти военные билеты с имеющимися в отделении комплектовании учетными данными на этих военнослужащих. После сверки разложил военные билеты по датам увольнения военнослужащих в запас и более к ним не обращался. Далее по его указанию Рутц должен был по этим военным билетам составлять списки военнослужащих с указанием даты их увольнения. Данные списки Рутц должен был передавать помощнику начальника отделения комплектования сержанту ФИО4, чтобы она в соответствии с ними составляла проекты суточных приказов по части.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был вызван в военную прокуратуру Борзинского гарнизона, где узнал, что ДД.ММ.ГГГГ Рутц, составляя список военнослужащих, подлежащих увольнению в запас с ДД.ММ.ГГГГ, внес в этот список фамилии ФИО9 и ФИО10, подлежащих увольнению с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО7, подлежащего увольнению с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, незаконными действиями Рутца названные военнослужащие были досрочно уволены с военной службы - ФИО9 и ФИО10 на 4 суток, а ФИО7 на 13 суток. За эти незаконные действия Рутц получил от названных военнослужащих по 1500 рублей с каждого.
В ходе личной беседы с Рутцем ФИО3 также стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ подсудимым была составлена выписка из приказа, в которой он указал, что ФИО9 и ФИО10 уволены с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, и на основании этой выписки делопроизводители отдела комплектования сделали соответствующие отметки в военных билетах данных военнослужащих.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО4 - помощник начальника отделения комплектования - пояснила, что в её обязанности в период увольнения военнослужащих осенью прошлого года входило составление проектов суточных приказов по части. Данные проекты она составляла по спискам, заранее подготовленным по поручению <данные изъяты> внештатным делопроизводителем Рутцем. Фамилии и даты увольнения и исключения из списков личного состава части каждого конкретного военнослужащего в проекте приказа она указывала в соответствии с датой в этом списке. Затем приказ подписывался командиром части, на основании приказа делались выписки из него, а уже на основании этих выписок делопроизводители отделения комплектования вносили соответствующие записи в военные билеты. Выписки из приказа, касающиеся увольнения военнослужащих и их исключения из списков личного состава части готовил Рутц.
ДД.ММ.ГГГГ со слов <данные изъяты> ФИО3 ФИО4 стало известно, что <данные изъяты> Рутц за денежное вознаграждение включил в списки подлежащих увольнению в запас ДД.ММ.ГГГГ военнослужащих ФИО9, ФИО10 и ФИО7, у которых ещё не вышел срок прохождения военной службы. Позже, со слов Рутца, она узнала, что подсудимый переложил военные билеты ФИО9, ФИО10 и ФИО7 в стопку военных билетов военнослужащих, подлежащих увольнению и после этого составил списки увольняемых на ДД.ММ.ГГГГ. За это названные военнослужащие заплатили ему по 1500 рублей каждый. Этими деньгами он распорядился по своему усмотрению. В выписке из приказа, которая составлялась для отделения комплектования, даты увольнения этих военнослужащих Рутц указал в соответствии с датами в книге алфавитного учёта личного состава.
Свидетель ФИО5 - командир подразделения, в котором проходил военную службу потерпевший ФИО10 - в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ со слов <данные изъяты> ФИО10 ему стало известно о том, что приказом командира воинской части с этого дня он считается досрочно уволенным с военной службы. Чтобы убедиться в достоверности слов ФИО10, он обратился в отделение комплектования части, где ему представили выписку из приказа об увольнении ФИО10 и исключении его из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
Вечером этих же суток от военного коменданта <данные изъяты> гарнизона он узнал, что ФИО10 был задержан на железнодорожной станции <адрес> при попытке убыть домой раньше положенного срока увольнения. Позже, со слов ФИО10 ФИО5 стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ Рутц за денежное вознаграждение в размере 1500 рублей пообещал с ДД.ММ.ГГГГ законным путём досрочно уволить с военной службы ФИО10. В указанный день ФИО10 в кабинете отделения комплектования части передал Рутцу 1500 рублей и забрал свой военный билет с отметкой об увольнении. В военном билете ФИО10 имелась отметка о его увольнении с ДД.ММ.ГГГГ, а в выписке из приказа датой увольнения и исключения из списков личного состава части указана дата ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО6 - командир подразделения, в котором проходил военную службу <данные изъяты> ФИО7, показал, что ДД.ММ.ГГГГ со слов <данные изъяты> ФИО7 ему стало известно о том, что приказом командира воинской части с этого дня он считается досрочно уволенным с военной службы. Чтобы убедиться в достоверности слов ФИО7, он обратился в отделение комплектования части, где ему представили выписку из приказа об увольнении ФИО10 и исключении его из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
Вечером этих же суток от военного коменданта Борзинского гарнизона он узнал, что ФИО7 был задержан на железнодорожной станции <адрес> при попытке убыть домой раньше положенного срока увольнения. Позже, со слов ФИО7 ему стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ Рутц за денежное вознаграждение в размере 1500 рублей пообещал с ДД.ММ.ГГГГ законным путём досрочно уволить с военной службы ФИО7. В указанный день ФИО7 в кабинете отделения комплектования части передал Рутцу 1500 рублей и забрал свой военный билет с отметкой об увольнении. В военном билете ФИО7 имелась отметка о его увольнении с ДД.ММ.ГГГГ, а в выписке из приказа датой увольнения и исключения из списков личного состава части указана дата ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО8 - командир подразделения, в котором проходил военную службу <данные изъяты> ФИО9 - в ходе допроса на предварительном следствии дал показания аналогичные показаниям свидетелей ФИО5 и ФИО6.
Из исследованных в суде приказа командира войсковой части № об увольнении и исключении из списков личного состава части военнослужащих по призыву ФИО9, ФИО10 и ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ, выписок из этого приказа, представленных в продовольственную службу, в вещевую службу, в отделение учета материальных средств № г<адрес> Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», делопроизводителю отделения комплектования, осуществляющему оформление воинских перевозочных документов, а также из протокола осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ видно, что названные выше военнослужащие срочной службы уволены и исключены из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно из исследованной в суде выписки из приказа командира войсковой части № об увольнении и исключении из списков личного состава части военнослужащих по призыву № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в отделение комплектования внештатным делопроизводителям для оформления военно-учетных документов, видно, что военнослужащие ФИО9 и ФИО10 уволены и исключены из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО7 - с ДД.ММ.ГГГГ. Даты, указанные в этом документе соответствуют датам, содержащимся в книге алфавитного учёта личного состава войсковой части № с инвентарным №, отражённой в протоколе осмотра предметов документов от ДД.ММ.ГГГГ, исследованном в судебном заседании.
В соответствии с выписками из приказов командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Рутц с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава данной части, а с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты> в отделение комплектования части, соответственно.
По заключению военно-врачебной комиссии Рутц здоров и годен к военной службе.
Таким образом, суд считает установленным, что Рутц, исполняя на основании приказа командира войсковой части №, обязанности <данные изъяты> в отделении комплектования данной воинской части, желая иметь для личных нужд деньги, во второй декаде ДД.ММ.ГГГГ предложил военнослужащим ФИО9 и ФИО10, подлежащим увольнению ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО7, срок военной службы которого истекал ДД.ММ.ГГГГ, за денежное вознаграждение в размере 1500 рублей, с каждого, надлежащим образом оформить документы, согласно которым потерпевшие будут исключены из списков личного состава части на законных основаниях ранее установленного срока - ДД.ММ.ГГГГ.
Получив согласие от ФИО9, ФИО10 и ФИО7, реализуя задуманное, Рутц составил список военнослужащих, подлежащих увольнению ДД.ММ.ГГГГ, куда включил ФИО9, ФИО7 и ФИО10. Согласно этому списку был составлен приказ командира войсковой части № № об увольнении и исключении из списков личного состава части военнослужащих по призыву в этот же день.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Рутц подготовил выписку из приказа командира войсковой части № об увольнении и исключении из списков личного состава части военнослужащих по призыву от этого же числа, в которой указал, что днем увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части военнослужащих ФИО9 и ФИО10 является ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО7 - с ДД.ММ.ГГГГ, данную выписку он передал делопроизводителям отдела комплектования, которые на её основании, сделали в соответствии с указанными датами отметки в военных билетах указанных военнослужащих.
В 12 часов 30 минут этого же дня Рутц лично передал военные билеты ФИО9, ФИО10 и ФИО7, а они, в свою очередь, за это передали ему по 1500 рублей каждый. Полученными денежными средствами Рутц распорядился по своему усмотрению.
Указанные действия Рутца суд расценивает как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана и квалифицирует по ч. 1 ст. 159 УК РФ.
При назначении Рутцу вида и размера наказания суд учитывает, тяжесть содеянного им, имущественное положение подсудимого, а также то, что к уголовной ответственности он привлекается впервые, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, до службы в армии и при её прохождении характеризуется исключительно с положительной стороны, рос и воспитывался в многодетной семье.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает действия Рутца, направленные на заглаживание вреда, причинённого потерпевшим в результате преступления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, военный судприговорил:
Признать Рутца Е.Ф. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Меру пресечения Рутцу Е.Ф. - наблюдение командования воинской части - по вступлении приговора в законную силу отменить.
Вещественные доказательства - выписки из приказа командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, изъятые в продовольственной, вещевой службах, отделении учета материальных средств № <адрес> Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», делопроизводителя отделения комплектования войсковой части №, осуществляющему оформление ВПД, а также внештатного делопроизводителя отделения комплектования войсковой части № для оформления военно-учетных документов, хранить при деле.
Вещественное доказательство - приказ командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ по строевой части - по вступлении приговора в законную силу передать по принадлежности в войсковую часть.
Процессуальные издержки в размере 2237 (двух тысяч двухсот тридцать семи) рублей 08 копеек, слагающиеся из 1342 (одной тысячи трёхсот сорока двух) рублей 68 копеек за оказание защитником-адвокатом Васильевым В.С юридической помощи осужденному на предварительном следствии и 895 (восьмисот девяноста пяти) рублей 12 копеек за его защиту в суде возложить на осужденного и взыскать с Рутца Е.Ф. в доход федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Борзинский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня провозглашения.
Разъяснить, что в случае подачи кассационной жалобы осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья Борзинского
гарнизонного военного суда А.М. Мороз